Проведение проверки

Процедура проверки фиксируется в методических пособиях, которые отнесены к определенной сфере общественных отношений или к определенным видам органов, где предстоит проверка.

Кроме прочего, проверка начинается со встречи с руководителем органа, на который прокурор указывает цель визита и просит оказать помощь: специалисты, доступ и т.д.

В ходе проверки выясняется информация фактического характера и по правовым вопросам.

Требуются хорошие знания прокурора, так как в ходе проведения проверки используются различные полномочия, знания о тактических приемах реализации полномочий.

Для полноты проверки требуется комплексное применение различных действий:

• ознакомление с фактами предварительных проверок, расследований, ревизий;

• статистической отчетности осмотра документов, помещений, предметов;

• составления запросов;

• участие в изъятии проб и образцов;

• контрольные замеры;

• апробирование техники и оборудования;

• составление схем и макетов.

Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы.

По результатам проверки прокурором — руководителем прокуратуры составляется справка, иные работники - докладные записки.

В содержание проверки исполнения законов входят проверка законности актов, изданных на проверяемом органе.

В тоже время эта проверка проводится и отдельно. Их специфика (п. 3 Приказа № 30): проводятся даже при отсутствии повода и основания.

Такие проверки проводятся систематически, кроме прочего, на долговременной плановой основе. Периодичность зависит от уровня органов, издавших акт.

Так,.акты представительных органов субъектов - сплошная проверка, то есть каждый акт проверяется прокурором (присутствие при обсуждении, направление копии).

Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и ФОИВ - не реже одного раза в квартал. Кроме прочего, проверяется акты, относящихся к определенной сфере общественных отношений за определенное время.

Реже (один раз в полгода) - проверка актов контролирующих органов.

Используются также и текущие проверки законности, актов в случае поступления в прокуратуру информации о несоответствии закону определенного акта. Такие проверки проводятся в первую очередь.

Средства реагирования выбираются в зависимости от:

• характера причин;

• распространенности;

• вредных последствий;

• степени вины.

Прокурорские реагирования должны быть:

• оперативны;

• обоснованны;

• упреждающие;

• достаточно комплексны;

• адеквашы;

• законченными.

Эти средства определяют действенность и объективность механизма. ТЕМА 9.Специфика прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Данная сфера надзора регламентируется в гл. 2 раздела 3 закона «О Прокуратуре». Законодатель отвел отдельную главу. Это главный аргумент авторов, которые считают, что это самостоятельная отрасль надзора.

Не все считают, что это самостоятельная отрасль - Басов, Коробейников - это сфера общего надзора.

Пределы те же, что и пределы общего надзора. Основные нормы гл. 2 носят отсылочный характер. Полномочия в данной сфере прокурор использует, что и в сфере общего надзора, те же акты. На уровне организации. В Ген Прокуратуре, прокуратуре субъектов за данной сферы несет ответственность отдел, то есть это часть общего надзора сторонники самостоятельной сферы считают, свидетельствует об усилении правозащитной функции государства и отражает позитивные в российском обществе. Ссылка на КРФ: права и свободы граждан высшая ценность.

Это... доктринальное изменение в российском праве... роли прокуратуры., несмотря на развитие института судебной защиты, граждане чаще обращаются в прокуратуру.

ст. 55 КРФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина только на условиях и в порядке предусмотренном ФЗ и специально уполномоченными лицами...

Все иные ограничения этих прав и свобод следует признать не основанными на требованиях закона и требующие вмешательства прокурора.

Во всех отраслях надзора перед прокурором стоит задача реагирования на выявленные нарушения. В данной сфере надзора защищаются посредством прокурора конкретные права и свободы человека и гражданина. В данной сфере защищается только часть прав. Например, все конституционные права и свободы делятся на:

• личные;

• политические;

• социально-экономические.

Защита личных прав и свобод осуществляется в специальных отраслях, так как нарушение содержит, кроме прочего, состав преступления. В тоже время политические, социально-экономические права получают защиту в основном в этой сфере.

Конституционные права и свободы, их отстаивание часто натыкается на различные препятствия в ФЗ. Прокурор зачастую должен не просто точным исполнением закона, но и определять меру должного и возможного поведения граждан, отстаивающих права и свободы руководствуясь при этом общим духом КРФ, права.

Предмет данной подотрасли надзора определяется в ст. 26 закона «О Прокуратуре». По кругу объектов за которыми осуществляется надзор, пределы данной подотрасли тождественен пределу общего надзора. Участники общего надзора, речь идет о надзоре за деятельностью тех же объектов, что и в общем надзоре, но связан с правами и свободами граждан, то есть, по сути, здесь прокурор реагирует на нарушения закона, которые не просто нарушают закон, но и ограничивают права своих граждан.

Личные права, надзор за соблюдением, которых осуществляется главным образом в иных отраслях надзора. Они регламентированы ст. 20 КРФ - ст. 27 КРФ.

Политические права и свободы регламентированы в ст. 28-33 КРФ. Они связаны с исполнением избирательного законодательства, законодательства об общественных объединениях.

ст. 34-44 КРФ - реализация этих прав связанна с исполнением законодательства о предпринимательской деятельности, трудового, пенсионного законодательства, о социальном обеспечении семьи, лраво на образование.

Полномочия прокурора ст. 27 закона «О Прокуратуре».

Все те же полномочия, которые есть в общем надзоре, которые в ст. 21. В тоже время в ст. 27 отмечается особенности некоторых надзорных полномочий отражающих особенности защиты прав и свобод человека и гражданина.

п. 1 ст. 27 закона «О Прокуратуре»: прокурор рассматривает и проверяет заявления и жалобы, и иные сообщения. Законодатель подчеркивает особое внимание прокурора к обращениям граждан.

Разъяснять пострадавшему в тех случаях, когда прокурор не уполномочен вмешиваться либо его вмешательство приведет к затягиванию процесса. Данное специфическое полномочие восполняет пробел в оказании малоимущим и иным недостаточно защищенным слоям граждан юридической помощи.

абз. 3 п. 1 ст. 27 закона «О Прокуратуре»: принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

Речь идет не о полномочиях, а о целях применения прокурором своих полномочий.

2.Дополнительно подчеркнуто, что прокурор имеет право, при наличии признаков преступления
возбуждать УД и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты
уголовному преследованию в соответствии с законом.

3.Имеет право возбуждать производство об административном правонарушении. Прокурор может
не только возбуждать уголовные дела, но и передать сообщение и соответствующие материалы для
проверки в органы или должностным лицам, которые уполномочены возбуждать и рассматривать такие
дела.

4. В п. 4 оговариваются случаи, когда прокурор при нарушении прав и свобод человека и
гражданина обязан обратиться в суд с иском и поддерживать его в суде или арбитражном суде иск в
интересах пострадавших. 3 случая:

1)пострадавший по состоянию здоровья или другим причинам не может лично отстаивать права и
свободы в суде;

2)нарушены права и свободы значительного числа граждан;

3)нарушение в силу иных обстоятельств приобрело особое общественное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: