Процедура проверки фиксируется в методических пособиях, которые отнесены к определенной сфере общественных отношений или к определенным видам органов, где предстоит проверка.
Кроме прочего, проверка начинается со встречи с руководителем органа, на который прокурор указывает цель визита и просит оказать помощь: специалисты, доступ и т.д.
В ходе проверки выясняется информация фактического характера и по правовым вопросам.
Требуются хорошие знания прокурора, так как в ходе проведения проверки используются различные полномочия, знания о тактических приемах реализации полномочий.
Для полноты проверки требуется комплексное применение различных действий:
• ознакомление с фактами предварительных проверок, расследований, ревизий;
• статистической отчетности осмотра документов, помещений, предметов;
• составления запросов;
• участие в изъятии проб и образцов;
• контрольные замеры;
• апробирование техники и оборудования;
• составление схем и макетов.
Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы.
|
|
По результатам проверки прокурором — руководителем прокуратуры составляется справка, иные работники - докладные записки.
В содержание проверки исполнения законов входят проверка законности актов, изданных на проверяемом органе.
В тоже время эта проверка проводится и отдельно. Их специфика (п. 3 Приказа № 30): проводятся даже при отсутствии повода и основания.
Такие проверки проводятся систематически, кроме прочего, на долговременной плановой основе. Периодичность зависит от уровня органов, издавших акт.
Так,.акты представительных органов субъектов - сплошная проверка, то есть каждый акт проверяется прокурором (присутствие при обсуждении, направление копии).
Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и ФОИВ - не реже одного раза в квартал. Кроме прочего, проверяется акты, относящихся к определенной сфере общественных отношений за определенное время.
Реже (один раз в полгода) - проверка актов контролирующих органов.
Используются также и текущие проверки законности, актов в случае поступления в прокуратуру информации о несоответствии закону определенного акта. Такие проверки проводятся в первую очередь.
Средства реагирования выбираются в зависимости от:
• характера причин;
• распространенности;
• вредных последствий;
• степени вины.
Прокурорские реагирования должны быть:
• оперативны;
• обоснованны;
• упреждающие;
• достаточно комплексны;
|
|
• адеквашы;
• законченными.
Эти средства определяют действенность и объективность механизма. ТЕМА 9.Специфика прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Данная сфера надзора регламентируется в гл. 2 раздела 3 закона «О Прокуратуре». Законодатель отвел отдельную главу. Это главный аргумент авторов, которые считают, что это самостоятельная отрасль надзора.
Не все считают, что это самостоятельная отрасль - Басов, Коробейников - это сфера общего надзора.
Пределы те же, что и пределы общего надзора. Основные нормы гл. 2 носят отсылочный характер. Полномочия в данной сфере прокурор использует, что и в сфере общего надзора, те же акты. На уровне организации. В Ген Прокуратуре, прокуратуре субъектов за данной сферы несет ответственность отдел, то есть это часть общего надзора сторонники самостоятельной сферы считают, свидетельствует об усилении правозащитной функции государства и отражает позитивные в российском обществе. Ссылка на КРФ: права и свободы граждан высшая ценность.
Это... доктринальное изменение в российском праве... роли прокуратуры., несмотря на развитие института судебной защиты, граждане чаще обращаются в прокуратуру.
ст. 55 КРФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина только на условиях и в порядке предусмотренном ФЗ и специально уполномоченными лицами...
Все иные ограничения этих прав и свобод следует признать не основанными на требованиях закона и требующие вмешательства прокурора.
Во всех отраслях надзора перед прокурором стоит задача реагирования на выявленные нарушения. В данной сфере надзора защищаются посредством прокурора конкретные права и свободы человека и гражданина. В данной сфере защищается только часть прав. Например, все конституционные права и свободы делятся на:
• личные;
• политические;
• социально-экономические.
Защита личных прав и свобод осуществляется в специальных отраслях, так как нарушение содержит, кроме прочего, состав преступления. В тоже время политические, социально-экономические права получают защиту в основном в этой сфере.
Конституционные права и свободы, их отстаивание часто натыкается на различные препятствия в ФЗ. Прокурор зачастую должен не просто точным исполнением закона, но и определять меру должного и возможного поведения граждан, отстаивающих права и свободы руководствуясь при этом общим духом КРФ, права.
Предмет данной подотрасли надзора определяется в ст. 26 закона «О Прокуратуре». По кругу объектов за которыми осуществляется надзор, пределы данной подотрасли тождественен пределу общего надзора. Участники общего надзора, речь идет о надзоре за деятельностью тех же объектов, что и в общем надзоре, но связан с правами и свободами граждан, то есть, по сути, здесь прокурор реагирует на нарушения закона, которые не просто нарушают закон, но и ограничивают права своих граждан.
Личные права, надзор за соблюдением, которых осуществляется главным образом в иных отраслях надзора. Они регламентированы ст. 20 КРФ - ст. 27 КРФ.
Политические права и свободы регламентированы в ст. 28-33 КРФ. Они связаны с исполнением избирательного законодательства, законодательства об общественных объединениях.
ст. 34-44 КРФ - реализация этих прав связанна с исполнением законодательства о предпринимательской деятельности, трудового, пенсионного законодательства, о социальном обеспечении семьи, лраво на образование.
Полномочия прокурора ст. 27 закона «О Прокуратуре».
Все те же полномочия, которые есть в общем надзоре, которые в ст. 21. В тоже время в ст. 27 отмечается особенности некоторых надзорных полномочий отражающих особенности защиты прав и свобод человека и гражданина.
п. 1 ст. 27 закона «О Прокуратуре»: прокурор рассматривает и проверяет заявления и жалобы, и иные сообщения. Законодатель подчеркивает особое внимание прокурора к обращениям граждан.
|
|
Разъяснять пострадавшему в тех случаях, когда прокурор не уполномочен вмешиваться либо его вмешательство приведет к затягиванию процесса. Данное специфическое полномочие восполняет пробел в оказании малоимущим и иным недостаточно защищенным слоям граждан юридической помощи.
абз. 3 п. 1 ст. 27 закона «О Прокуратуре»: принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
Речь идет не о полномочиях, а о целях применения прокурором своих полномочий.
2.Дополнительно подчеркнуто, что прокурор имеет право, при наличии признаков преступления
возбуждать УД и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты
уголовному преследованию в соответствии с законом.
3.Имеет право возбуждать производство об административном правонарушении. Прокурор может
не только возбуждать уголовные дела, но и передать сообщение и соответствующие материалы для
проверки в органы или должностным лицам, которые уполномочены возбуждать и рассматривать такие
дела.
4. В п. 4 оговариваются случаи, когда прокурор при нарушении прав и свобод человека и
гражданина обязан обратиться в суд с иском и поддерживать его в суде или арбитражном суде иск в
интересах пострадавших. 3 случая:
1)пострадавший по состоянию здоровья или другим причинам не может лично отстаивать права и
свободы в суде;
2)нарушены права и свободы значительного числа граждан;
3)нарушение в силу иных обстоятельств приобрело особое общественное значение.