ЦЕЛЬ: выявить влияние факторов среды на жизнедеятельность человека и на этой основе дифференцировать адаптационные сдвиги и патологические изменения, что необходимо для профилактики и своевременной диагностики заболеваний.
Задачи:
1. Уметь характеризовать экологические типы людей.
2. Уметь осветить биологические и социальные аспекты адаптации населения, изменения параметров жизнедеятельности человека под влиянием различных экологических факторов.
3. Уметь характеризовать объект исследований экологии человека – антропоэкосистему.
Мотивационная характеристика. Экология человека – новая междисциплинарная наука, изучающая взаимодействие людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека. Взаимодействие человека со средой – явление чисто экологическое, вот почему в настоящее время экологии человека уделяется огромное внимание. На страже здоровья человека стоит медицина, и поэтому биологическая закономерность взаимосвязи организма и среды вполне логически увязывается с практической медициной. «Экологизация» медицины в настоящее время означает переход к новой стратегии – стратегии управления здоровьем человека, так как жизнь требует глубокого понимания связей в системе «человек – окружающая среда», интеграции знаний в этой области и умения прогнозировать влияние окружающей среды на здоровье человека.
Задание для самоподготовки:
Знать: а) предмет, методы экологии человека; б) термин «экология человека»; в) определение биологической адаптации (фено- и генетическая); г) экотипы людей, их морфофизиологические характеристики; д) изменения углеводного, белкового и липидного обмена человека в условиях юга, севера и высокогорья; ж) адаптационные сдвиги в сердечно-сосудистой системе человека в различных условиях среды.
Теоретические вопросы:
1. Экология человека: предмет, задачи, связь с др. разделами.
2. Биологические и социальные аспекты адаптации населения к условиям жизнедеятельности.
3. Понятие об экологических типах людей, условия их формирования в истории человечества.
4. Человек как творческий экологический фактор.
5. Антропогенные экосистемы.
Контрольные вопросы:
1. Каково значение экологических факторов при адаптации человека к различным условиям среды?
2. Каковы изменения белкового, углеводного и липидного обмена человека в условиях высокогорья (при гипоксии)?
3. Какие изменения в дыхательной системе можно выявить при адаптации человека к условиям высокогорья?
4. В чем заключается двоякое влияние экологических факторов на человека?
5. Почему у африканского слона большие уши? Как увеличивают теплоотдачу индийский слон и бегемот?
Литература
1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т. 2. – М.: Медицина, 2003. – С.182–189. – 312 с.
2. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1998. – 511 с.
3. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т. 2. – Бишкек: КРСУ, 2012. – С. 229–240.