Место курса «Общая педагогика» в системе профессиональной подготовки

Курс «Общая педагогика» открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отдельным отраслям педагогического знания и представляет собой научно-методологическую базу этого комплекса.

Дисциплины комплекса:

- общая педагогика,

- история образования и педагогической мысли,

- теория обучения,

- методика обучения и воспитания,

- теория и методика воспитания,

- управление образовательными системами,

- субъекты педагогического процесса,

- психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.

Курс «Общая педагогика» изучается во втором семестре после освоения студентами дисциплины «Общая психология»», составляющей психологическую основу общепедагогической подготовки. Эта учебная дисциплина формирует у студентов систему психологических знаний о человеке, условиях его развития, формирования его личности, необходимых для изучения «Общей педагогики».

Изучение «Общей педагогики» осуществляется одновременно с изучением «Истории образования и педагогической мысли» (это позволяет логично представить общепедагогические знания о факторах развития человека и педагогическом процессе в их исторической эволюции) и завершается интегрированным зачетом по двум дисциплинам.

1.2. Целью освоения курса «Общая педагогика» является создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования, формирование научно-методологической основы изучения педагогических дисциплин.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

- об объекте, предмете и функциях и основных категориях педагогики, современных проблемах педагогической науки и образовательной практики;

- о факторах развития человека, формирования личности, обучения и воспитания подрастающего поколения;

- о сущности и структуре педагогического процесса;

- о способах его педагогического анализа, проектирования и практического осуществления.

2) Развивающая функция: формирование у студентов опыта учебно-познавательной деятельности, необходимого для освоения комплекса педагогических наук:

- развитие культуры педагогического мышления, обеспечивающей осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний, успешного достижения в будущей профессиональной деятельности целей обучения и воспитания;

- формирование мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования;

- вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодейст­вия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с учебно-научной информа­цией.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:

- общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;

- меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;

- осознание социальной и личностной значимости и творческого потенциала будущей профессии;

- иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Общая педагогика»:

На основе изучения курса «Общая психология» студент имеет необходимые для изучения «Общей педагогики» представления:

- о человеке (индивиде, индивидуальности, личности), половозрастных особенностях и условиях его развития (формирования, социализации, образования);

- о деятельности, общении, коллективе (группе), о развитии психики и сознания, о познавательных процессах.

1.5. Ожидаемые результаты:

Студент, выполнивший учебную программу курса «Общая педагогика» (с учетом результатов освоения курса «Общая психология»), должен:

знать:

- ценностные основы реализации профессиональной деятельности в сфере образования;

- характер и специфику влияния различных внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов на развитие человека и формирование его личности;

- сущность и структуру педагогического процесса, условия и особенности его реализации в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

- источники и способы получения, осмысления и обобщения научно-педагогической информации;

уметь:

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, нацио­нальные), в которых протекают процессы социализации, обучения и воспитания;

- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу развития педагогической культуры, базу педагогического самообразования;

- ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.)

- анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;

- участвовать в обсуждении педагогических проблем; в общественно-профессиональ­ных дискуссиях;

- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;

- осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.

владеть;

- способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны;

- различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды академии, региона, области, страны.

иметь представление:

- об условиях обеспечения эффективности деятельности и педагогического общения;

- о проектной и инновационной деятельности в образовании;

- о структуре педагогического процесса, формах, методах и средствах педагогического воздействия и взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: