Курс «Общая педагогика» открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отдельным отраслям педагогического знания и представляет собой научно-методологическую базу этого комплекса.
Дисциплины комплекса:
- общая педагогика,
- история образования и педагогической мысли,
- теория обучения,
- методика обучения и воспитания,
- теория и методика воспитания,
- управление образовательными системами,
- субъекты педагогического процесса,
- психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.
Курс «Общая педагогика» изучается во втором семестре после освоения студентами дисциплины «Общая психология»», составляющей психологическую основу общепедагогической подготовки. Эта учебная дисциплина формирует у студентов систему психологических знаний о человеке, условиях его развития, формирования его личности, необходимых для изучения «Общей педагогики».
Изучение «Общей педагогики» осуществляется одновременно с изучением «Истории образования и педагогической мысли» (это позволяет логично представить общепедагогические знания о факторах развития человека и педагогическом процессе в их исторической эволюции) и завершается интегрированным зачетом по двум дисциплинам.
1.2. Целью освоения курса «Общая педагогика» является создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования, формирование научно-методологической основы изучения педагогических дисциплин.
1.3. Функции и задачи курса:
1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:
- об объекте, предмете и функциях и основных категориях педагогики, современных проблемах педагогической науки и образовательной практики;
- о факторах развития человека, формирования личности, обучения и воспитания подрастающего поколения;
- о сущности и структуре педагогического процесса;
- о способах его педагогического анализа, проектирования и практического осуществления.
2) Развивающая функция: формирование у студентов опыта учебно-познавательной деятельности, необходимого для освоения комплекса педагогических наук:
- развитие культуры педагогического мышления, обеспечивающей осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний, успешного достижения в будущей профессиональной деятельности целей обучения и воспитания;
- формирование мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования;
- вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодействия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с учебно-научной информацией.
3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:
- общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;
- меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;
- осознание социальной и личностной значимости и творческого потенциала будущей профессии;
- иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.
1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Общая педагогика»:
На основе изучения курса «Общая психология» студент имеет необходимые для изучения «Общей педагогики» представления:
- о человеке (индивиде, индивидуальности, личности), половозрастных особенностях и условиях его развития (формирования, социализации, образования);
- о деятельности, общении, коллективе (группе), о развитии психики и сознания, о познавательных процессах.
1.5. Ожидаемые результаты:
Студент, выполнивший учебную программу курса «Общая педагогика» (с учетом результатов освоения курса «Общая психология»), должен:
знать:
- ценностные основы реализации профессиональной деятельности в сфере образования;
- характер и специфику влияния различных внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов на развитие человека и формирование его личности;
- сущность и структуру педагогического процесса, условия и особенности его реализации в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
- способы профессионального самопознания и саморазвития;
- источники и способы получения, осмысления и обобщения научно-педагогической информации;
уметь:
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы социализации, обучения и воспитания;
- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу развития педагогической культуры, базу педагогического самообразования;
- ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.)
- анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;
- участвовать в обсуждении педагогических проблем; в общественно-профессиональных дискуссиях;
- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;
- осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.
владеть;
- способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны;
- различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды академии, региона, области, страны.
иметь представление:
- об условиях обеспечения эффективности деятельности и педагогического общения;
- о проектной и инновационной деятельности в образовании;
- о структуре педагогического процесса, формах, методах и средствах педагогического воздействия и взаимодействия.