Лекция 5. Приватизация – возмездное отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности в частную собственность (физических и юридических лиц)

Приватизация.

Приватизация – возмездное отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности в частную собственность (физических и юридических лиц).

Приватизация, как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач:

1. повысить эффективность использования активов

2. усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной

3. расширить доступ предприятий к капиталам

4. обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта

5. сформировать новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками

6. увеличить поступления средств в казну за счет более эффективной работы предприятий

7. обеспечить более справедливое распределение прибылей

8. деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова.

В странах с устойчивой развитой рыночной экономикой, т.е. там, где приватизация носит системный характер, она может проходить медленно и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия, а в странах с переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый характер.

Например, в Венгрии были проблемы с крупной внешней задолженностью и основное значение имели поступления в бюджет от продажи государственных предприятий.

В Румынии и Чехии эта проблема была менее актуальной, там, скорее добивались деполитизирующего эффекта приватизации, в других странах программа приватизации была направлена на привлечение в качестве эффективных собственников новых владельцев, сумевших привлечь дополнительный капитал и усовершенствовать управление.

В Польше процесс приватизации проходил медленно и основное внимание уделялось справедливости при передаче собственности.

В России приватизация преследовала цель обеспечить невозможность возврата к тоталитарным принципам управления и хозяйствования, укрепить демократические институты власти.

Выделим основные цели приватизации, которые ставят перед собой разные страны в разные периоды осуществления экономических реформ.

Для стран с переходной экономикой цель приватизации состоит в обеспечении базовых условий для функционирования рыночной системы. В этом случае приватизация устанавливает первоначальные права частной собственности.

В этом случае задачами приватизации являются:

1. обеспечение стабильности новой системы отношений собственности

2. формирование устойчивой структуры прав собственности

3. повышение экономической эффективности хозяйствования.

Для любой другой страны общие цели могут рассматриваться локально, например:

- улучшение корпоративного управления

- расширение доступа к капиталу

- увеличение поступлений в бюджет

- увеличение справедливости

Основные способы приватизации

1. Прямая продажа действующих государственных предприятий:

– путем публичного предложения

- в случае отсутствия конкурсности

2. Частичная продажа после предварительного акционирования (начальная приватизация):

- через аукционы, в том числе специализированные, допускающие участие в покупке не только компаний, но и населения

- по конкурсу (участники предлагают свои условия, как правило, закрыто друг от друга, а конкурсная комиссия выбирает наиболее выгодный для государства вариант, причем не только по финансовым условиям, но и, например, по социальным последствиям)

- путем внесения имущества в качестве вклада в уставные капиталы тех вновь создаваемых ОАО, которые создаются на более широкой основе, чем отдельное действующее предприятие.

3. Выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом

4. Всеобщая ваучерная приватизация

5. Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО, 100% акций которых остаются в собственности государства (муниципального органа управления)

Наиболее известный и достаточно успешный способ – прямая продажа действующих предприятий.

Как правило эта схема применяется в странах с развитой рыночной экономикой (Великобритания) и в др.- Чили.

Обычно в этом случае ориентируются на стратегического инвестора, ориентированного на реконструкцию предприятия.

Однако это дорогостоящий и медленный процесс. Всегда вызывает разногласия установление стоимости. Конечная стоимость не может быть адекватной, реально ее нельзя определить из-за политических факторов, которые ведут к занижению стоимости. Германии, Венгрии и Эстонии удалось приватизировать наиболее значительную часть государственных предприятий путем продажи внешним владельцам. В Германии это процесс потребовал огромных затрат, субсидий покупателям.

Это один из наиболее простых и эффективных способов но его применение затруднительно.

Более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

Для этого:

1. должен быть развит фондовый рынок

2. предприятие должно иметь хороший финансовый потенциал и надежную репутацию.

Этот метод применялся в Польше и Венгрии, но распространения не получил. Этот метод способствует развитию рынков капитала и рынка ценных бумаг.

Альтернативный способ – выкуп предприятия работниками. Широкое распространение получил в Польше, Румынии, Словении. Он осуществляется в короткие сроки и отличается простотой с технической точки зрения. В политическом плане снимает напряженность в обществе. Способствует улучшению корпоративного управления.

Недостатки:

1. несправедливо распределяется собственность (активы успешных предприятий могут быть затем проданы внешним инвесторам. Если предприятие убыточное, то оно может пройти через процедуру банкротства и работники вообще могут быть лишены права собственности)

2. государство практически лишает себя поступлений в бюджет (отдает работникам бесплатно или по низкой цене)

3. в странах с переходной экономикой еще не развиты принципы корпоративного управления, нет дисциплины, нет культуры взаимодействия администрации и владельцев, нет механизма надзора за руководством.

Таким образом, этот способ приватизации, оказавшись наиболее применяемым, в том числе и в России, выявил серьезные противоречия между политической необходимостью и экономической целесообразностью.

Большинство акционеров не знают о своих правах, руководители скупают акции у рабочих.

Одним из наиболее распространенных способов в странах с переходной экономикой оказался способ всеобщей ваучерной приватизации.

В этом случае предполагается равномерное распределение государственной собственности среди держателей приватизационных чеков. Литва, Монголия, Чехословакия, Россия.

Она быстро реализуется, обеспечивает справедливое распределение, но не решает вопросов корпоративного управления и не приносят средств в бюджет от приватизации. Создаются специальные инвестиционные фонды, которые выступают на рынке от имени владельцев ваучеров. В Чехии практически все промышленные предприятия оказались в руках десяти крупнейших фондов.

В России – неоднозначная оценка целесообразности проведения ваучерной приватизации. Институт инвестиционных фондов оказался неэффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: