Метод заключается в использование свойств функций или построение графиков функций.
Задача 1. Решите уравнение .
Решение. Найдем область допустимых значений уравнения:
Решением данной системы будут . Рассмотрим два случая: и . Если , то и . В этом случае уравнение решений не имеет. Если же , то и уравнение принимает вид , откуда .
Ответ: .
Задача 2 Решите уравнение .
Решение. Оценим правую часть уравнения . Значит, и так как , то может принимать только значения 0, 1, 2.
Рассмотрим три случая.
1. Пусть . Тогда из равенства следует, что . Функция в точках не существует, т.е. при уравнение решений не имеет.
2. Пусть . Тогда , откуда и . Так как , то из множества решений уравнения подходит только .
3. Пусть . Тогда и решениями уравнения являются решения системы
Решив второе уравнение системы, получим
При данных значениях , что противоречит предположению. Следовательно, при уравнение решений не имеет.
Ответ: .
Задача 3. Решите уравнение .
Решение. Так как область значений функции отрезок [-1; 1], то рассмотрим следующие случаи:
|
|
1. Если целое число, то .
Так как дробная часть целых чисел равна 0, то и, следовательно, из значений 1, - 1 и 0 подходит только 0. .
2. Если , то и исходное уравнение примет вид: .
Но по предположению , значит, корней не существует.
3. Если , то
По определению дробной части числа , и в этом случае уравнение примет вид .
Полученное значение принадлежит интервалу (-1; 1). Решив уравнение, получим .
Ответ: .
Задача 4. Решите уравнение .
Решение. Запишем уравнение в виде и построим графики функций и . Эти графики имеют четыре общие: Так как они лежат на прямой, то их координаты удовлетворяют ее уравнению: , , , .
Решая полученные уравнения, находим абсциссы общих точек, которые и будут решениями уравнения.
Ответ: –0,25; 0,5; 1,25; 2.
Творческое задание: Сконструировать задачи с целой и дробной частью, решаемые применением функционально-графического метода.