В. В. Давыдов, формулируя свою теорию, отталкивается от специфики анализа эмпирического мышления в педагогической психологии, показывает способ восхождения от абстрактного к конкретному, выявляет особенности содержательного обобщения и теоретического мышления.
Остановимся на принципах развивающего обучения, выдвинутых В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным:
1) Содержанием учебной деятельности учащихся начальной школы являются научные понятия, которые создают общий принцип решения задач.
2) Усвоение научных понятий имеет такую динамику: анализ условий их формирования, уяснение общего принципа, применение его к частным конкретным случаям.
3) Теоретические знания составляют основу мышления и влияют на практическое выполнение деятельности.
4) Школьники усваивают научные понятия в процессе учебной деятельности. Их мыслительные действия аналогичны исторически сложившимся способам деятельности человека.