Обучение на основе теории Л.В. Занкова

Л.В. Занков оказал существенное влияние на методы обучения в на­чальной школе. Вплоть до 1958 г. оно было обязательным, а затем та­ковым стало неполное среднее образование. В 1960-е гг. происходило постоянное улучшение его содержания и методов, направленное на совершенствование умственного развития детей. Однако методи­ка начального обучения опиралась в основном на теорию эмпириче­ского (конкретного) мышления, при котором все связи и закономер­ности явлений лежат на поверхности.

Предполагалось, что младшие школьники могут усвоить только элементарные поня­тия. Для использования возможностей наглядно-действенного мыш­ления был выведен основной принцип обучения — наглядности.

Результаты исследований привели к идее, что начальное обучение не влияло существенно на умственное развитие детей. На это замечание отреагировал Б.Г. Ананьев, подчеркивав­ший, что в практике начального обучения не преодолены противоре­чия между обучением и развитием.

Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин специально изучили проблему развивающего обучения, проведя в конце 1950-х гг. формирующий экс­перимент.

Новая дидактическая система была направлена на общее психи­ческое развитие школьников. Стал повышаться теоретический уро­вень начального обучения и расширяться объем учебного материала. Это способствовало формированию желания учиться, развитию ум­ственных действий школьника.

Основная идея Л.В. Занкова такова: успехи в психическом разви­тии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний. Процесс общего развития зависит от деятельности наблюдения, мыс­лительной деятельности и практических действий.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Если учебный материал не вызывает трудностей,
умственное развитие становится вялым и теряет поступательность.
Этот принцип хорошо иллюстрирует «зону ближайшего разви­тия»: то, что было трудно или невозможно выполнить одному, ста­новится возможным сделать с помощью учителя.

Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении.

Он определяет качественное своеобразие трудностей в учебной деятельности. Повышение удельного веса теоретических знаний вызывает своеобразные процессы психической деятельности. Имеющиеся знания переосмысливаются, систематизируются, объединяются в более сложные структуры.

Этот принцип помогает учителю организовать поиск закономерно­стей, существенных связей, подвести к обобщениям не только при изучении одной темы или предмета, но и целого ряда предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: