Основная идея проблемного обучения — развитие творческих способностей учащихся средствами проблемных заданий. Истоки его в гештальт-психологии, распространившей свои постулаты не только на восприятие, но и на мышление.
Проблемная ситуация — это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную потребность в поиске новых знаний или принципов действия, а также построения новых его способов.
Далеко не каждая задача приводит к проблемной ситуации. Это возможно тогда, когда возникает потребность разрешить ее, но субъект это сделать не может, потому что у него нет соответствующих знаний, их нужно открыть, устранив противоречие между имеющимися знаниями и требуемыми.
Преодолевая противоречие между имеющимся уровнем знаний и тем, что требуется, человек переходит на другой этап развития. Именно невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных познаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые позволили бы разрешить возникшее противоречие. Поведение ученика в проблемной ситуации аналогично поведению ученого, совершающего научное открытие; разрешая ее, он и делает свое микрооткрытие.
|
|
Следует указать 6 правил создания проблемных ситуаций в процессе обучения:
1. Ученикам надо предложить такое задание, при выполнении которого им следует открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Задания основываются на уже имеющихся у школьников знаниях и содержат только один неизвестный элемент. Неизвестное — это закономерность или общие условия действия, которые вызывают познавательную потребность.
2. Проблемноезаданиедолжносоответствоватьинтеллектуальнымвозможностям учащихся, а степень его трудности определяется мерой новизны и обобщенности. Чем больше потенциал ученика,
тем сложнее для него должна быть проблемная задача.
3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению учебного материала.
4. Проблемные задания включают учебные задачи, вопросы и практические задания. Ни вопрос, ни задача сами по себе не являются проблемной ситуацией.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий (теоретического или практического).
6. Возникшую проблемную ситуацию формулирует учитель, указывая на причину невыполнения учебного задания.
Отметим правила управления усвоением знаний в проблемной ситуации.
1. Изложение учебного материала должно следовать за возникшей
проблемной ситуацией и отвечать познавательной потребности.
2. Роль учителя в усвоении зависит от степени подготовленности
учащихся: отдельные подсказки, помощь в формулировании закономерности, демонстрация способа действия.
|
|
3. Ученик использует полученные знания для объяснения закона,
некоторых фактов, выполнения отдельных действий
4. Если проблемное задание очень сложное, необходимо представить его в виде отдельных шагов.
Как видим, проблемное обучение помогает выявить уровень обучаемости ученика, поскольку совершаемые учащимся «микрооткрытия» очень ярко демонстрируют интеллектуальные возможности. В рамках традиционного обучения есть место и элементам проблемного: например, сам учитель может излагать проблемно материал или ставить проблему и разрешать ее (доказывая теорему, выводя формулы), зная, в принципе, как это сделать.
В. А. Крутецкий выделял уровни и критерии проблемного обучения. Среди них — степень теоретической подготовленности учащихся и готовности самого учителя к проведению проблемных уроков.
Первый уровень проблемного обучения проявляется в том, что учитель ставит проблему, формулирует ее и направляет ученика в поисках решения.
Второй — когда педагог указывает проблему, а ученики пытаются ее сформулировать, а затем и разрешить.
Третий связан с деятельностью самих учащихся, которые сначала формулируют проблему, потом анализируют ее и решают.
Приведем примеры этого при изучении теоремы Пифагора. На первом уровне учитель формулирует проблему: «Для всякого прямоугольного треугольника характерно, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Подумайте, как можно доказать эту теорему». Ученики доказывают ее сами.
На втором уровне возникает другая формулировка задания: надо найти соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника.
На третьем проблема не указывается. Ученик должен исследовать свойства прямоугольного треугольника и обнаружить соотношение его сторон.