Проблемное обучение

Основная идея проблемного обучения — развитие творческих спо­собностей учащихся средствами проблемных заданий. Истоки его в гештальт-психологии, распространившей свои постулаты не толь­ко на восприятие, но и на мышление.

Проблемная ситуация — это особое состояние субъекта, которое зна­менует познавательную потребность в поиске новых знаний или прин­ципов действия, а также построения новых его способов.

Далеко не каждая задача приводит к проблемной ситуации. Это возможно тогда, когда возникает потребность разрешить ее, но субъ­ект это сделать не может, потому что у него нет соответствующих знаний, их нужно открыть, устранив противоречие между имеющи­мися знаниями и требуемыми.

Преодолевая противоречие между имеющимся уровнем знаний и тем, что требуется, человек переходит на другой этап развития. Имен­но невозможность выполнить теоретическое или практическое зада­ние с помощью ранее усвоенных познаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах дей­ствий), которые позволили бы разрешить возникшее противоречие. Поведение ученика в проблемной ситуации аналогично поведе­нию ученого, совершающего научное открытие; разрешая ее, он и де­лает свое микрооткрытие.

Следует указать 6 правил создания проблемных ситуаций в про­цессе обучения:

1. Ученикам надо предложить такое задание, при выполнении кото­рого им следует открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Задания основываются на уже имеющихся у школьни­ков знаниях и содержат только один неизвестный элемент. Неиз­вестное — это закономерность или общие условия действия, кото­рые вызывают познавательную потребность.

2. Проблемноезаданиедолжносоответствоватьинтеллектуальнымвозможностям учащихся, а степень его трудности определяется мерой новизны и обобщенности. Чем больше потенциал ученика,
тем сложнее для него должна быть проблемная задача.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению учебного материала.

4. Проблемные задания включают учебные задачи, вопросы и практические задания. Ни вопрос, ни задача сами по себе не являются проблемной ситуацией.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий (теоретического или практического).

6. Возникшую проблемную ситуацию формулирует учитель, указы­вая на причину невыполнения учебного задания.

Отметим правила управления усвоением знаний в проблемной ситуации.

1. Изложение учебного материала должно следовать за возникшей
проблемной ситуацией и отвечать познавательной потребности.

2. Роль учителя в усвоении зависит от степени подготовленности
учащихся: отдельные подсказки, помощь в формулировании закономерности, демонстрация способа действия.

3. Ученик использует полученные знания для объяснения закона,
некоторых фактов, выполнения отдельных действий

4. Если проблемное задание очень сложное, необходимо представить его в виде отдельных шагов.

Как видим, проблемное обучение помогает выявить уровень обучаемости ученика, поскольку совершаемые учащимся «микрооткрытия» очень ярко демонстрируют интеллектуальные возможности. В рамках традиционного обучения есть место и элемен­там проблемного: например, сам учитель может излагать проблемно материал или ставить проблему и разрешать ее (доказывая теорему, выводя формулы), зная, в принципе, как это сделать.

В. А. Крутецкий выделял уровни и критерии проблемного обуче­ния. Среди них — степень теоретической подготовленности учащих­ся и готовности самого учителя к проведению проблемных уроков.

Первый уровень проблемного обучения проявляется в том, что учитель ставит проблему, формулирует ее и направляет ученика в по­исках решения.

Второй — когда педагог указывает проблему, а учени­ки пытаются ее сформулировать, а затем и разрешить.

Третий связан с деятельностью самих учащихся, которые сначала формулируют про­блему, потом анализируют ее и решают.

Приведем примеры этого при изучении теоремы Пифагора. На первом уровне учитель формулирует проблему: «Для всякого прямоугольного треугольника характерно, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Подумайте, как можно доказать эту теоре­му». Ученики доказывают ее сами.

На втором уровне возникает другая формулировка задания: надо найти соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника.

На третьем проблема не указывается. Ученик должен исследовать свойства прямоугольного треугольника и обнаружить соотношение его сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: