double arrow

Музыкальная грамота


Музыкальная грамота в аэробике имеет свою специфику. Музыкальные произведения для со­провождения занятий особым образом адаптиро­ваны для удобства как преподавателя, так и зани­мающихся, однако они сохраняют тему произве­дения, которая может быть как темой классиче­ского, так и популярного (эстрадного) направле­ния. Музыкальная фонограмма составлена по принципу "нон-стоп", она имеет ясно выражен­ные музыкальные акценты, которые преподавате­ли иногда между собой называют "битами", в ней отсутствуют паузы, а вся аранжировка подчинена задаче равномерности звучания отдельных кусков и относительной простоте подсчёта.

Наиболее простое строение музыкального произведения, в котором отдельные куски равно­мерны, называется "квадратным". Однако, его нельзя считать общим законом построения музы­кальных произведений. По своей длительности отдельные части сложных музыкальных произве­дений (симфонические произведения, опера и т.п.) могут находиться между собой в самых раз­личных ритмических соотношениях. Но для музы­кального сопровождения занятий гимнастикой и аэробикой чаще всего выбираются музыкашьные произведения именно квадратного строения, то есть такие, в которых музыкальная фраза имеет 4 части (такта), равные по длительности. Более того, если прежде аккомпаниатор, обеспечивающий музыкальное сопровождение занятий гимнасти­кой, должен был адаптировать музыкальное про­изведение для применения его в вышеуказанных целях, то в настоящее время производится специ­альная запись и продажа профессиональных кас­сет и СД для занятий аэробикой. Соответственно все музыкальные произведения, которые исполь­зуются для записи, адаптированы и имеют кроме ясно выраженных музыкальных акцентов ещё и "квадратное" строение.








Таким образом, наименьшее (практически зна­чимое в аэробике) построение, занимающее 4 так­та, является музыкальной фразой. На слух граница фразы воспринимается как кратковременный (действительный или воображаемый) перерыв зву­чания (пауза), как контрастный скачок музыкаль­ной мысли, смена темы, вопрос или ответ и т.п.

Каждый такт музыкальной фразы состоит из 8 долей (счётов), если считать по восьмым долям (на каждый счёт) или из 4 долей, если считать по чет­вертям (через счёт). Таким образом, музыкальная фраза фонограммы для занятий имеет 4 такта по 8 счётов каждый, то есть длится 32 счёта (при под­счёте "на каждый счёт" или по восьмым долям) или 16 счётов (при подсчёте "через счёт" или по четвертям).



Соответственно и простейшие аэробические комбинации элементов (шагов, прыжков) состоят также из четырёх частей (восьмёрок), каждая из которых посвящена выполнению одного элемента один или два раза, в зависимости от того, на сколько счётов рассчитан элемент. То есть, комби­нация составляется на 32 счёта и рассчитана на 4 элемента, по 8 счётов на каждый.

Как правило (и это ещё один момент адапта­ции музыкального произведения к сопровожде­нию занятий аэробикой) первая нота (счёт) в каж­дом такте является ударной. Соответственно, ударными являются также 3, 5 и 7 счёты. Именно на эти счёты приходятся основные команды пре­подавателя и именно под эти счёты идёт движение (шаг) так называемой "ведущей" ноги.

Однако со временем, когда преподаватель на­бирается опыта, а его клиенты осваивают правиль­ную технику движений и простейшие комбинации, приходит время вносить разнообразие в занятия, развивать координацию, ритмичность, двигатель­ную память. Тогда на помощь приходят так называ­емые "ритмические вариации движений". Это озна-







Сейчас читают про: