double arrow
Психолого-педагогические основы проведения занятий с группой

Для того чтобы лучше понять особенности уп­равления группой, необходимо хотя бы очень кратко ознакомиться с некоторыми компонента­ми обучения, без учета которых невозможно осу­ществить эффективное руководство группой лю­дей.

ОбщениеПрежде всего надо представлять, что под об-

щениемпонимается связь между людьми, в про­цессе которой возникает психологический кон­такт, проявляющийся в обмене информацией, вза­имовлиянии, взаимопереживании, взаимопони­мании. Цель общения - изменение взаимоотно­шений между людьми, установление взаимопони­мания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности лич­ности; средство различные формы самовыраже­ния личности.

В последние годы в науке наряду с понятием "общение" используется понятие "коммуникация". Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений между людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Дейст­вия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют


коммуникативными действиями. Коммуникация это более широкое по объему понятие или обще­ние. Она предусматривает передачу информации, сообщений, связей между людьми; может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Коммуникацию следует отличать от общения, кото­рое является взаимным обменом информацией, внутренним психическим содержанием, т.е. всегда двусторонним процессом. Общение возможно только между одушевленными существами, ком­муникация возможна и между неодушевленными, например между человеком и компьютером. Ком­муникация связана прежде всего с опосредован­ным общением, с передачей информации при по­мощи технических устройств (телефона, телетайпа и т.п.), в том числе средств массовой информации (телевидения, радио, прессы и др.). Поэтому не­желательно отождествлять и рассматривать в каче­стве синонимов понятия "коммуникация" и "об­щение".




Общение предполагает обмен информацией между людьми. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы умения и навыки.

Содержанием общения может выступать чело­век: его внешний вид, особенности характера, ма­нера поведения и т.п. Первое впечатление обычно вызывает у человека определенное эмоционатьное отношение к воспринимаемому лицу.



Если возникает чувство симпатии, то обще­ние, скорее всего, будет развиваться быстро и эф­фективно. В случае антипатии обычно возникают психологические затруднения. На особенности восприятия внешнего облика партнера по обще­нию оказывают влияние установка на общение, наличие опыта взаимодействия, а также задачи со­вместной деятельности. Например, если ученик получил в процессе тренировки замечание от ин­структора, то для него наибольшее значение при



предметов, вызывающих удовольствие, зрачок расширяется. Положительное отношение к пред­мету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах ("Встретить с распростертыми объятиями").

С другой стороны, сознательная зависимость мимики и жестов подтверждается тем, что в усло­виях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противопо­ложное значение. Например, широко раскрытые глаза для японца признак гнева, для европейца приветливости и удивления.

В спортивной деятельности невербальные (не­
речевые) средства общения получили широкое
распространение и имеют очень важное значение.
К ним относятся выразительные движения, двига­
тельные действия, поступки. Можно даже сказать,
что в процессе занятий физической культурой и
спортом происходит обучение невербальному об­
щению.
Функции Функции общения весьма многообразны. В

общения наиболее общей форме их можно подразделить на

социальные, направленные на решение задач кол­лективного (группового) труда, и психологиче­ские, ориентированные на удовлетворение лич­ных потребностей людей в обмене информацией и взаимопонимании.

Социальные функции общения подразделя­ются на функции управления и контроля.

С общетеоретической точки зрения управле­ние представляет собой информационный про­цесс, состоящий в получении (сборе) информации об объекте управления, в ее хранении, переработ­ке и передаче в форме команд для регулирования процесса функционирования или развития управ­ляемой системы (в данном случае группы по аэро­бике). В спорте (физической культуре) это связано с организацией деятельности групп (коллективов). Например, в процессе занятий аэробикой руково-


дитель отдает определенные словесные команды, направленные на выполнение какого-либо зада­ния. Обучаемые видят руководителя, воспринима­ют эти команды, понимают его требования и должны их выполнить.

Однако не всякое информационное отноше­ние есть управление. Можно многократно и в раз­личной форме (просьба, совет, распоряжение) об­ращаться к какому-либо человеку, но так и не по­лучить желаемого результата. Почему же один ре­агирует на команду и выполняет ее, а другой дела­ет вид, что не воспринимает ее или воспринимает, но отказывается выполнять, хотя информация, указывающая что и как надо делать, передается? Во многом это зависит от того, что между людьми отсутствует так называемое отношение подчине­ния. Только на основе отношения подчинения ме­жду людьми возможна передача информационных сигналов, воспринимаемых в качестве команд, ко­торые нельзя не выполнить.

В основе отношения подчинения находится зависимость между людьми: материальная, юри­дическая, моральная, интеллектуальная, когни­тивная (обучаемый осознает превосходство руко­водителя в уровне знаний), психологическая.

Если говорить наиболее обще и очень кратко, то можно сказать, что если отсутствует зависи­мость, отсутствует и подчинение. Отсутствие под­чинения приводит к отсутствию управления.

Содержание управленческой деятельности ру­ководителя группы (коллектива) включает такие основные составляющие, как уяснение целей, по­ставленных перед группой; анализ возможности их достижения; формулирование проблем на основе выявления несоответствия между целями и воз­можностями их достижения; выработка и принятие решений, включающих перечень основных дейст­вий и условий, необходимых для достижения це­лей; составление программ (планов), определяю-


щих порядок (последовательность) действий, про­
межуточные и конечные сроки решения задач; ор­
ганизация выполнения разработанных программ
(планов); информирование группы (коллектива);
постановка задач для отдельных обучаемых; их сти­
мулирование и координация действий; контроль за
выполнением (сравнение промежуточных резуль­
татов с конечными целями); коррекция (исправле­
ние) любых моментов деятельности группы для
обеспечения выполнения намеченной программы.
Необходимо понимать, что отношение управ­
ления отношение подчинения это прежде всего
отношение между людьми, а не между людьми и
средствами деятельности. Поэтому управление в
первую очередь представляет собой организацию
людей. В связи с этим первостепенное значение
имеют вопросы, связанные с обеспечением наи­
лучшей реализации отношений между руководи­
телем и подчиненным (подчиненными).
СпособыНаиболее распространенными способами вли-

влияния людей яния людей друг на другав процессе общения явля-
друг на другаются убеждение, внушение, личный пример.

Убеждением называется процесс психологиче­ского воздействия с помощью логического обос­нования речевых сообщений, приведение логиче­ски обоснованных доказательств своей правоты. Цель убеждения — изменение мнения слушающе­го, получение согласия, готовности принять точку зрения убеждающего.

Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступить и как специально организованный вид коммуника­ции, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Внушающий эффект во многом зави­сит от степени внушаемости человека, его готов­ности принять сообщение на веру. Сила внушаю­щего влияния зависит также от авторитета челове­ка, проводящего внушение.


Личный пример это разновидность влияния, которое достигается путем обращения внимания на себя, демонстрацией эталона поведения.

Наряду с вышеперечисленными широко ис­пользуются и другие приемы и средства взаимо­влияний.

Например, в деловом общении для организа­ции поведения применяются такие разновидности взаимовлияний, как информирование ориента­ция людей на ожидаемые события или итоги сов­местной работы; инструктирование предписание, как нужно действовать или вести себя в различной обстановке; стимулирование поощрение пра­вильных действий (правильное выполнение уп­ражнения, программы); одобрение успехов.

Среди психологических феноменов, обуслов­ливающих эффект совместного действия, обяза­тельно надо учитывать уровень подготовленности занимающихся к выполнению совместной дея­тельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы и т.п.

При групповой работе обычно руководствуют­ся несколькими видами и уровнями совместимо­сти людей.

Так, социально-психологическая совмести­мость предполагает сходство личных и обществен­ных интересов и отношения к деятельности, общ­ности целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость представляет собой сходство людей по проявлению психологиче­ских процессов и свойств (по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособ­ности, по параметрам ощущений, восприятий и т.д.).

Наличие совместимости людей в группе во многом определяет положительный эффект сов­местного действия, ее отсутствие неминуемо при­водит к возникновению конфликтов и межлично­стной напряженности во взаимоотношениях.







Сейчас читают про: