Тема : Оценка и калькуляция

1. оценка объектов бухгалтерского учета

2. суть калькулирования, классификация затрат.

1. Оценка является способом стоимостного измерения имущества и обязательств, она позволяет отразить все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в денежном выражении – отсюда результат хозяйственной деятельности организации приобретает в учете стоимостную форму. Такой подход позволяет оценить в одинаковых единицах измерения себестоимость самых различных продуктов. Однако и здесь требуются общие, обязательные для всех организаций правила:

- имущество, приобретенное за плату, оценивается по фактически произведенным затратам на его покупку;

- безвозмездно полученное имущество оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;

- имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления;

- начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде;

- бухгалтерский учет по валютным операциям ведется в рублях на основании пересчета согласно действующему курсу на дату совершения операции.

Согласно ПБУ «Учет основных средств» к основным средствам относятся объекты, которые соответствуют следующим критериям:

- объекты используются в производстве продукции, при выполнении работ и услуг, либо для управленческих нужд организации.

- Использование в течении длительного промежутка времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

- организацией не предполагается дальнейшая перепродажа активов.

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В бухгалтерском учете при учете основных средств могут использоваться следующие виды оценок:

- первоначальная

Случаи изменения первоначальной стоимости объектов основных средств:

Достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация, переоценка.

- остаточная

- восстановительная.

Согласно ПБУ выделяют 4 способа начисления амортизации по основным средствам, один из которых предприятие выбирает и фиксирует его в своей учетной политике6

Линейный, самый распространенный на территории РФ;

Способ уменьшаемого остатка

Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта

Списание стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (Амортизация за месяц =первоначальная стоимость/ плановый объем производства*фактический объем за отчетный период.

Критерии признания объектов в качестве нематериальных активов представлены в ПБУ № 14 «Учет НМА» и среди них выделяют:

- отсутствие материально – вещественной (физической) структуры;

- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

- использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

- использование в течении длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;

организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства,)

В качестве способов начисления амортизации выделяют – линейный, способ уменьшаемого остатка, списание стоимости пропорционально объему произведенной продукции. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации)

Согласно ПБУ № 5 «Учет МПЗ» в качестве МПЗ принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи4

- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары4

- используемые для управленческих нужд организации.

Учет поступивших материалов на предприятие осуществляется по фактической себестоимости, которая складывается из всех затрат, связанных с заготовкой и приобретением ценностей.

Материалы отпускаемые в производство оцениваются по одному из 4 предложенных вариантов: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по методу ФИФО, по методу ЛИФО.

2.

Одной из важнейших задач управленческого учета является Калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и продажу. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющие резервы.

Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета существовала не всегда, и ее возникновение непосредственно связано с развитием производительных сил общества. Калькулирование – способ систематизации затрат и получение информации по себестоимости продуктов с целью управления производственным процессом. Калькулирование себестоимости продукции условно можно подразделить на три этапа: на первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом; на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции; на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

Согласно информации, предоставленной после проведенного калькулирования, бухгалтерия может не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как – целесообразность дальнейшего выпуска продукции; установление оптимальной цены на продукцию; оптимизация ассортимента выпускаемой продукции; целесообразность обновления действующей технологии; оценка качества работы управленческого персонала.

Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами:

1. Научно – обоснованная классификация затрат на производство

Выделяют следующие классификационные признаки –

- по технико – экономическому содержанию выделяют: основные затраты, связанные с технологическим процессом; накладные расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производства.

- по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. По видам затрат их делят на элементы и на статьи (шире т.к. могут включать несколько элементов) По отношению к объему производства выделяют постоянные – не меняются при изменении объема производства и переменные, которые меняются в прямой зависимости от изменения деловой активности предприятия (уровня объема производства).

2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха) Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции предприятия, предназначенные для продажи.

3. Выбор метода распределения косвенных расходов. Этот пункт очень важен для правильного расчета себестоимости единицы продукции, он производится предприятием самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

4. Разграничение затрат по периодам То есть доходы и расходы признаются предприятием в том отчетном периоде, когда они произведены.

5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.

6. Выбор метода учета затрат и калькулирования. Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости, а также отнесения издержек на единицу продукции. Применение различных методов определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции, ее составом, способом обработки. По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный, позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно Калькулирование полной и неполной (усеченной) себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: