Глава 1. § Первый Гетман Пренцеслав Лянцкоронский

§ Первый Гетман Пренцеслав Лянцкоронский

§ Гетман Князь Дмитрий Вышневецкий

§ Гетман Князь Евстафий Ружинский

§ Гетман Венжик Хмельницкий

Народ Славянский, произшедший от племени Афета, сына Ноева 1, назван Славянами по родоначальнику и Князю своему Славену 2, потомку Росса Князя внука Афетова 3. Он, переселясь из Азии от времен Вавилонскаго языков смешения 4, стал обитать от гор поясных 5 или Рифейских и от моря Каспийскаго на Востоке, до реки Вислы и моря Варяжскаго на Западе, и от Чернаго моря и реки Дуная от Полудни, до Севернаго океана и Балтийскаго моря на Севере. Доказательством тому есть История Преподобнаго Нестора Печерскаго и его последователей и предшественников, ту Историю писавших, кои все были Академики или Члены того главнаго 6 училища, которое во Славянах 7 заведено было в городе Киеве Кирилом, философом Греческим, скоро по введении туда религии 8 Христианской. А взята она из книг Священных библий и из 9 древней обширной библиотеки, в Киеве собранной, но в нашествие варваров и бывшия руины погибшей; оть чего и самыя училища крылись в одних монастырях и подземных жилищах, даже до дней Рускаго избирательнаго Князя или Гетмана Сагайдачнаго и Митрополита Киевскаго Петра Могилы, древнюю Академию Киевскую возстановивших.

Не меньшимь доказательством означенных пределов Славянских суть опустелые города и развалины, Славянским языком вазываемые, и надписи, их литерами и наречием писанныя на камнях, кладбищах и статуях каменных; тоже название рек, озер, гор и улусов, в степях Крымских, Заволжинских и на острове Тамане, или древнем Тмутаракане находящихся; что все очевидно свидетельствует Славянское тамо жительство. А замеченные некоторыми писателями в тех пределах иноплеменные Славямам народы, как - то: Киммериане или Готты, Маиоты 10, Гунны и другие, наравне с ордами Понтийскаго Царя Митридата, были перехожия чрез Славянскую землю и иностранныя 11 колонии, нашодшия с Востока и Севера и по кратком здесь пребывании удалившияся в страны полуденныя и западныя. Да и самые почитавшиесь за жильцов при Черном и Азовском море Греки и Генуэзцы 12, не что иное были, как купцы, поселившиесь с согласия Славян на их приморских землях ради обоюдной торговой пользы; а бывшия с городами их Херсоном, Феодосиею и Босфором у Славян войны, значать одне маловремянныя соседния ссоры, кончавшияся удовлетворениями. /2/

Историки сопредельных с Славянами народов, Птоломей, Геродот, Страбон, Диодор и другие, приписывая Славянам древность самую отдаленную, за 1610-ть лет до Рождества Христова известную, говорят, что они, ведя с соседями безпрестанныя войны и преследуя переходивших их землю иноплеменных народов, зашли и переселили колонии свои за реку Дунай до моря Адриатическаго в Иллирии и от гор Карпатских до реки Одра; а на западных берегах Балтийскаго моря оселили всю Померанию, их наречием так названную. Но дают сии Историки Славянским племенам различныя названия, судя по образу их жизни и виду народному, на прим. Восточных Славян называли Скифами или Скиттами по кочевой жизни и по частому переселению с места на место; Полуденных Сарматами по острым ящуриным глазам с прижмуркою; и Русами или Русняками 13 по волосам; Северных приморских Варягами называли по хищничеству и по засадам, ожидающим прохожих; а в средине от тех живущих по родоначальникам их, потомкам Афетовым, называли: по Князю Русу 14, Роксоланами и Россами, а по Князю Мосоху, кочевавшему при реке Москве и давшему ей сие название, Москвитами и Мосхами: от чего впоследствии и Царство их получило название Московскаго и наконец Российскаго.

Сами Славяне и того больше названий себе наделали. Болгарами называли тех, кои жили при реке Волге; Печенегами тех, кои питались печеною пищею; Полянами и Половцами живущих на полях, или степях безлесных; Древлянами жильцов Полесных 15, а Козарами - всех таковых, которые езживали верхом на конях и верблюдах и чинили набеги; а сие название получили наконец и все воины Славянские, избранные из их же пород для войны и обороны отечества, коему служили в собственном вооружении, комплектуясь и переяеняясь также своими семействами, Но когда во время военное выходилн они вне своих пределов, то другие гражданскаго состояния жители делали им подмогу, и для сего положена была у них складка обицественная или подать, прозвавшаясь наконец с негодованием Дань Козарам.

Воины сии, вспомоществуя часто союзникам своим, а паче Грекам, в войнах с их неприятелями, переименованы от Царя Греческаго, Константина Мономаха, из Козар Козаками, и таковое название навсегда уже у них осталось. Описываемыя ж у некоторых писателей войны Славян с Печенегами, Половцами, Козарами и другими Славянскимн народами бывшия и безсправочно иноплеменничьими войнами называемыя, значат не иное что, как междоусобныя самих Славян брани за рубежи областные, за отгон скота и за другия притязания и ссоры Князей их произходившия; а ошибки оть историков произошли по множеству разных названий, одному и тому же народу приписуемых. /3/

Справедливость сего доказывается тем, что описанные выше пряло иностранные народы, т. е. Готты, Гунны и другие, известны по Историям и преданиям, откуда они вышли и куда пошли; а о сих ничего того нет, и как бы они с неба опустились и в землю вошли, не оставив и потомства своего; чего История никак терпеть не должна, яко баснословнаго.

Таким образом часть Славянской земли, от реки Дуная до реки Двины и от Чернаго моря до реки. Стыра, Случи, Березины и Донца, и Севи 16 лежащая, получила название Русь, а народ, на ней живущий, назван Русами и Русняками 17 вообще. Впоследствии сия ж самая земля делилась названием на Чермную или Червоную Русь по земле, производящей красильныя травы и червец в стране полуденной, и на Белую Русь по великим снегам, выпадающим в стороне северной. Провинциальныя деления той земли были Княжества: Галицкое, Переяславское, Черниговское, Северское, Древлянское и главное или Великое Княжество Киевское, которому все другия подчинены были. Князья или Верховные начальники выбираемы были от народа в одной особе, но на всю династию, и потомство выбраннаго владело по наследию. Из сих Князей знатнейшие по Историям: Каган, воевавший Грецию и осаждавший флотилиею своею и сухопутным войском столичный город Константинополь, спасшийся чудом Богоматери; Кий, основатель города Киева и Княжества сего имени; победоносные в войнах Оскольд и Дир, воевавшие славно с Греками и Генуэзцами на море и суше, разорившие славные города Синоп и Трапезонт, и поразившие на голову воиска неприятельския при реке Осколе; Игорь, избивший коварно Оскольда и Дира и сам убитый Древлянами; Святослав, покоривший себе Болгар Задунайских и тамо живший в городе Переяславце, нъшешнем Рущуке; и Владимир, первый крестивший всю Россию.

И сей Владимир, сверх означенных Княжеств, соединив все другия Славянския Княжества, разделившиясь под разными названями между его братьями и родственниками, был один над ними Самодержцем и назывался Великим Князем Руским и Цариком над всеми Князьями, и будучи могуществен и страшен в войнах, безпрерывно с соседями производимых, сыскал от них и оть народов отдаленных отменное уважение, почему все Державы искали его дружбы, а для удержания ея предлагали ему свои веры или религии. Но он, изведав первее их, основательно предпочел всем Христианскую Греческаго или Иерусалимскаго исповедания, и в 988 г. по Рождестве Христове, отправясь с войском к приморскому городу Херсону, крестился тадю от Греков и женился на Греческой Царевне Анне; а воротясь в Киев, крестил семейство свое и народ. Прежде же крещения все Славяне имели веру восточных язычников, и признавая единаго Бога Вседержителя, почитали символом или жилищем его солнце, а орудием гнева его гром или перун. Почему и чествовали /4/ солнце воспалением огня, яко его образа, и ввержением в него начатков оть всего прозябаемаго, называя праздник сей Купалою.

Крещение Владимирово почитается третьим в летописях Славянских; первое у них введено во дни Апостольские, благовестием Апостола Андрея Первозваннаго, приплывшаго кораблем из Чернаго моря и рекою Днепром к той Киевской горе, которая и по основании города Киева всегда Андреевым холмом 18 называлась, и на которой после создана во имя его церковь. Сей же Апостол рекою Десною был тогда и в Новегороде Северском, благовестил Евангелие и почудился употреблению тамошним народом бань своих, в которых, по словам его, разжигался каждый человек на подобие раскаленнаго камня, сек себя хворостом до измождения 19, а потом повергаясь с журчанием в речную воду, выходил оттуда жив и бодр, как бы никогда не разжиган 20 и не бит. Реки оныя до упадка Чернаго моря имели воды возвышенней от нынешних и пороги на Днепре не были открыты. Второе крещение произнела бабка Владимирова, Великая Княгиня Киевская Ольга, которая сама крестилась в Цареграде и была наречена по крещении Еленою.

По кончине Владимира Перваго, скоро кончилось и соединение Царства его. Сыновья и племянники Владимировы разделили его на двенадцать Княжеств, оставив однакоже по прежнему верховным над всеми Великое Княжество Киевское, в коем главнейшие 21 от прочих Князей были: Ярослав Владимировичь, распространивший и утвердивший Христианство, сочинивший чрез избранных мужей Руские законы, учредивший в Киеве главное училище Богословия и других изящных наук, с обширною из Греции выписанною библиотекою, и соблювший 22 первенство свое со славою; Владимир Второй, названный Мономахом по деду его с матерней стороны Императору Греческому, Константину Мономаху, по которому и он признам от Греческой Империи Царем Руским и получил на то дедовскую корону, со всеми другими Царскими регалиями. Но возставшия 23 разделом Княжеств междоусобныя войны, за первенство и наследство между Князьями всегда продолжавшиясь, первее ослабили Великое Княжество Киевское, потом и совсем его разорвали, и с 1161 года назвались 24 Великими Княжествами: Галицкое в Чермнорусии, 25 Владимирское на Клязьме и наконец Московское по городу Москве. Но и те Княжества, славилися первенством свиоим по 1238 год; а с сего года нашествие войною Мунгальских Татар, под начальством Хана их Батыя, внука Чингис-Ханова, все Княжества удельныя и великия разрушило почти до основания; города их и селения разорены и многие сожжены; Князья и воинства избиты, а оставшиесь разсеялись по отдаленным Северным провинциям, и с сего времени большая часть Руских Княжеств подпали Татарскому игу. И хотя Княжества опять возстановлены, но пребывали они с Князьями /5/ своими в подданстве Татарских Ханов, которые, взимая дань с народа, поставляли в них Князей и их переменяли по своему произволению, что продолжалось по 1462 год, в который Князь Московский Иван Васильевичь, Третий сего имени, пользуясь слабостию Татар, изнемогших междоусобными войнами и разделами, отказал Хану Ахмату от 26 ежегодной дани с народа и от 27 своего повиновения; а внук сего Князя, Иван Васильевичь Четвертый, названный Грозный, совокупив многия Княжества Руския во едино, в 1547 году переименовал себя из Князя Царем и Самодержцем Московским, и с того времяни навсегда уже Царство Московское и его владетели сим названием титуловались, с переименованием наконец Царства Московскаго на Российское, которое, для различия от Чермной и Белой Руси, называлось Великою Россиею; те же 28 обе Руси вместе названы тогда Малою Россиею.

Княжества Малой России, претерпев в нашествие Батыя и его Татар в 1240 г. большее от других поражение, по мере упорнаго им сопротивления и кровопролитных битв, разорены были также до основания; Князья их и воинство выбиты; города разрушены и сожжены, и народ остался под игом Татарским, а иной укрывался в Белорусии и земле Древлянской или Полесии; знатнейшия же фамилии с немногими Княжескими семействами удалились в соседственное Княжество Литовское, и тамо пребывая, многия соединились родством с владетельными и вельможескими фамилиями тамошними, и помощию сего подвигнули Литовскаго владетельнаго Князя Гедимина освободить их землю от владения Татарскаго и соединить ее с своею державою под одно право и начальство.

Посему Гедимин Князь в 1320 году, пришедши в пределы Малоросийские с воинством своим Литовским, соединенным с Руским, состоявшим под командою воевод Руских Пренцеслава 29, Светольда и Блуда 30, да Полковников Громвала, Турнила, Перунада, Ладима 51 и иных, выгнали из Малоросии Татар, победив их на трех сраженилх, и на последнем главном при реке Ирпене, где убиты Тымур и Дивлет, Князья Татарские, Принцы Ханские 32. За сими победами возстановил Гедимин правление Руское под начальством выбранных от народа особ, а над ними устроил наместником своим из Руской породы Князя Ольшанскаго, после котораго были из сей же породы многие другие наместники и воеводы; но знатнейший из них известен Симеон Александровичь 33, воевода и Князь Киевский и Слуцкий, возобновивший в 1470, году церкви и монастыри Киевские, Батыем разоренные и более двух сот лет опустелыми бывшие. Права же и обычаи Руские не токмо подтвердил Гедимин тамошнему народу во всем их пространстве, но ввел их и в своей земле вместе с письменами или грамотою Рускою; почему и доднесь в Княжестве Литовском видны по древним архивам и у частных особ старыя /6/ привилегии и другие документы, писанные письмом Руским, а коренное право Руское, известное под именем судных статей и собранное в одну книгу, Статут называемую, переведено после с Рускаго на язык Польский 34, что и в самой той книге при конце напечатано.

О таковом соединении Руси 35 с Литвою хотя и повествуют некоторые писатели, что яко бы Князь Литовский Гедимин произвел его силою оружия своего, победив при реке Ирпене Князей Руских и их воинство; но сие последовало с Князьми Татарскими, а не Рускими, и переворот произшествия того внесен в Историю ошибкою весьма грубою; ибо известно по всем летописям и самим достоверным преданиям и так сказать осязательным, что по покорении Ханом Татарским Батыем всех Княжеств Руских, пребывали они во владении Татарском: Великоросийския се 1238, а Малоросийския с 1240 года, следовательно Литовскому Князю в 1320 году воевать было в Руси не с кем более, как только с Татарами; да и по самим 36 трактатам, привилегиям и пактам, соединяющим Руский народ с Литвого и Польшею, видимо есть, что он соединялся и договаривался, яко вольный и свободный, а отнюдь не завоеванный. Хотя же и было несколько войска Рускаго между Татарами, воевавшими с Гедимином, а между начальниками их были конечно и отродки Княжеские; но они принуждены были быть между ими по власти своих владетелей, воюл за их интересы, вопреки своим, обыкновенно страха ради Татар, готовых истребить семейства их и жилища при малейшем подозрении. А что точно обладали Татары Малоросиею наравне с другими Княжествами Рускими, о том, сверх записок и преданий, и сверх остатков руин, Татарами в земле сей причиненных, доказывают самые гербы их Магометанские на древнях церквах и колокольнях под крестами остающиеся 37, то есть полумесячия, Магометанством 33 за святость почмтаемыя 39, кои во время Татарскаго владения одни 40 постановляемы были на тех зданиях по их принуждению, а по свержении ига Татарскаго оставлены они сначала в подножии креста на знак уничтожения святыни Магометанской силою и знамением креста Господня; потом осталось сие обычайным употреблением мастеров, кресты оные делающих, ради их украшения,

Итак пребывая Малоросия в совершенном единстве с Княжеством Литовским, оказала сему Княжеству великия и важныя услуги, ратоборствуя за него со многими неприятельствовавшими народами, а паче с беэпокойными и заносчивыми Крыжаками, Ливонцами и Прусами, от коих многия учинены приобретения в пользу Княжества Литовскаго, во взаимность и благодарность Литовцам за помощь их Малоросиянам против Татар. А когда сие Литовское Княжество в 1386 году чрезь Князя своего Ягайла 41, сына Ольгердова, а потомка Гедиминова, соединилось в одну /7/ державу с Королевством Польским посредством супружества сего Князя с Гедвигою, Королевою Польскою, наследницею Польской короны, по которой и Князь оный, крещенный того года, Февраля 14-го дня, возведен и признан Королем Польским под именем Владислава Перваго, то и Малоросия, под древним названием Руси, соединилась тогда вместе с Литвою в Королевство Польское на трактатах и условиях, равномерно с сем трем народам 42 служащих, в которых между пространными положениями главное заключалось в сих достопамятных 43 словах: „Принимаем и соединяем, яко равных к равным и вольных къвольным.“ Сие постановление оть времяни до времяни каждым Королем при коронации подтверждаемо было под названием Пакта Конвента; и на основании того по тогдашнему правительственному формулу учреждены в трех оных нациях три равные Гетмана, с правом наместников 44 Королевских и верховных военачальников и с названием: одного коронным Польским, другаго Литовским, а третьяго Руским.

На содержание Гетманов и других важнейших урядников определены староства или 45 ранговыя деревни и прочия угодья, а для резиденции Малоросийскаго Гетмана назначен город Черкас 46, пониже Киева, над Днепром лежвщий; провинциальное же деление земли было на воеводства и поветы, и Руских воеводств учреждено тогда четыре: Киевское, Брацлавское, Волынское и Черниговское, совместно с Севериею, названною Северия Дукатус. Чины правительственные и самые Гетманы с урядниками городскими и земскими, выбираемы были из рыцарства вольными голосами и утверждаемы Королем и Сенатом; а Сенат составлялся из особ, выбранных Сеймом или общим собранием, которое составляли Депутаты, посылаемые от народа, состоявшаго тогда из трех классов: шляхетства, духовенства и поспольства.

Шляхетстио, по примеру всех народов и держав, естественным образом составлялось из заслуженных и отличных в земле пород и всегда оно в Руси. именовалось рыцарством, заключающим в себе Боляр, произшедших из Княжеских фамилий. урядников по выборам, и простых воинов, называемых Козаками по породе 48, кои производя из себя все чины выборами и их по прошествии урядов возвращая в прежнее звание, составлялн одно рыцарское сословие 49, искони тако самымь их Статутовым правом утвержденное, и они имели вечистою 50 собственностью своею одне земли с угодьями, а поспольством владели по правам и рангам, и повикность посполитых была установлена правами. А владевшие ими в отношении власти их над поспольством, считались и назывались отчичами или вотчинниками, от слова 61 и власти, взятых по древним Патрициям, то есть отцам народным, управлявшим первоначальными 52 семействами и обществами народными, с кротостию и характером отеческими.

Духовенство, выходя из рыцарства по избрании достойных, /8/ отделялось только на службу Божию, а по земству имело одно с ними право.

В поспольстве считались живущие в городах купцы и мещане, а по селениям свободные миряне, войсковые оклады 53 платящие, и подданные Боляр и урядников. Все они подчинены были своим Магистратам и Ратушам, в коих заседали выбранные от них Войты и Лавники, и судились по правам Магдебургии, издавна в Польше введенным. При таковых гражданских постановлениях и религия Руская Греческаго или Иерусалимскаго исповедания уравнена с Римскою Католическою на одинакия права и преимущества, яко свободная и союзница, и утверждена привилегиями Королевскими и Сеймовыми Конституциями 54.

Полуденная часть Руси или Малоросии 55 т, е. Галиция, с своими округами, не принадлежит в состав нынешняго Малоросийскаго с Польшею соединения; ибо она после нашествия Батыя с Татарами и по ослаблении и истреблении Князей тамошних, переходила первее из рук в руки то к Венгерским, то к Польским Королям; наконец досталась совсем Польше по притязанию наследственному Королей тамошних, женившихся на Княжнах Руских Галицких. И Король Польский Казимир Третий или Великий, в 1339 году завладел безпрепятственно главным ея городом Львовом, Князем Киевским, Львом Даниловичем, построенным, и всею тою страною. Забрав в замках их безсчетныя суммы и неоцененныя драгоценности, как бы в приданое своей посесии, присоединил ее к Польше под одинакое с нею право, и разделил тогда же на губернии или воеводства. Почему весьма ошибаются те писатели, кои, приписывая все завоеваниям Польским, полагают за одно нынешнее соединение с Польшею Литвы и Малоросии с прежним непосредственным завладением Польшею Галиции, которая в сем соединении, в договорах и пактах, при том заключенных, не имела никакого участия. Однако Казимир Великий, соединяя Галицию с Польшею, убежден бывши справедливостию и уважая Венгерцев, всегда за нее интересовавшихся, уравнил во всех преимуществах шляхетство и народ тамошний с шляхетством и народом Польским, а равномерно и религию Рускую Греческаго исповедания с религиею Католическою Римскою, и утвердил все то своими привилегиями и пактами. И сия часть Малоросии, так же как и вся оная земля, никогда оружием Польским покорена не была, а только помощию Польскою и Литовскою освобождена от других владетелей и притязателей, каковы были Татары и Венгерцы. Доказательством тому есть между прочим привилегия Короля Казимира Великаго, в 1339 году, Марта 17-го дня состоявшаясь, такого содержания: „Обачивши утыски и фрасунки люду Рускаго, оскуделаго Ксенжентами тутешними и як их нивечать Кроли Венгерские, отродки нахалъных Белов и Коломанов, якии издавна землю ону собечили и нищили без /9/ слушных причин але начальством и здрадами, обороняем и приврочуем люд той к Держави и Королевству нашему Польскому на вечныя времяна, яко жь есть он нам единоплемен, от одной крови нашей Сарматицкой, порожонцы, и нам теж кревною посесиею принадлежный, поневаж мы от предков наших и Кнажни Галицкой урождены есьмы, и прет о уставуем, жебы земля Галицкая з ея ксенженствами поделионая на воеводствы и повяты, прилучона и зъедночона зоставала за Короною и Державою Польскою вечно и без поврученя, и жебы оборона ей была певна и не одмовна. Рыцарству же Рускому, виосками и околицами мешкаючему, мети права свои и свободы на добра и набытья зупельне, як се установлено шляхетному Рыцарству Польскому, з якым едночитися тым, як з ровными 56 и свободными во вшеляких 61 справах и урядах, и выборы судовыи чинити и вных судитись по еднему праву, коронному 58 Польскому. Теж и поспольству бути на одних правах и повинностях з поспольством Польским. А належите до веры, альбо Религии Католической Руской, то мети ее водном поваженню з Религиею Католичеекою Польскою, яко ся здавна так они були; а диспута о едносцях 59 их належе до капланства, а не до мирского люду, яким бути мендзы собо злагодне и боронити ойчизну и вшелякий интерес ей справовати куждему в своей вере свободне и без зневаги.“

По соединении Малой России с Державою Польскою, первыми в ней Гетманами оставлены потомки природных Князей Руских, Светольдов, Ольговичев или Олельковичев и Острожских, кои по праву наследства, признанному и всегда уважаемому от Королей Польских и Великих Князей Литовских, правительствовали своим народом 60 уже в качестве Гетманов и воевод по конституциям Королевства, а не по достоинствам Княжеским. И сие продолжилось до пресечения их Династий в мужеской линии, что и в Литовском Княжестве с тамошними Княжескими фамилиями устроено было и так же продолжалось. Из сих гетмановавших Князей Руских Венцеслав Светольдовичь, защищая воинством своим общее Королевство Польское от страшных тогда Немецких Крыжаков, разширявших завоевания свои при берегах 61 Балтийскаго моря, оказал первому Королю своему, Владиславу Ягайлу 62, и всему его Королевству знатныя услуги. И когда в 1401 году от Магистра Крыжацкаго Магнуса, после многих с ним сшибок и перемирий, присланы к Королю Владиславу с нарочитым посланником два окровавленные меча, означающие по тогдашнему решительную и жестокую войну и вызов на оную, то Венцеслав, по повелению Королевскому, соединясь с воинством Польским и Литовским, имев притом своего войска тридцать семь тысячь, при воеводах Ольговичу и Острогету, да при полковниках: Рогдаю, Полеличу, Громвалу, Колядичу и Купалдею, наступил с ними на Крыжаков около /10/ городка Динабурга, и между тем, как они по Немецким своим строям поворачивались и были во всегдашних движениях и оборотах, Венцеслав позади своих войск провел знатную часть пехоты под начальством Рогдая к низкому берегу реки Двины, и оттоль вломившалсь пехота в средину стана Крыжацкаго, ударила на них Рускими своими копьями в тыл и во все стороны, и привела их в смятение, а окружавшия войска напали тогда на них со всех сторон и сделали решгателъное им поражение, так что сочтено их убитыми и в плен взятыми до пятидесяти тысячь. Запасы и снаряды со всем станом достались в добычу победителям, и таким образом надолго Крыжаки оные усмирены.

Король Владислав, быв чрезвычайно доволен и признателен к таким важным услугам 63 Гетмана Венцеслава и всего Рускаго воинства, наградил их разными почестями и подарками; а когда от чинов Литовских учинены некоторыя попытки на преимущества и имения чинов Руских и их рыцарства, то он, по представлению о том Гетмана в 1409 году, Апреля 13 дня, издал подтвердительнуго привилегию на пакты 64 соединения, и она есть следующаго содержания: „Промышлением Божеским и доброю волею нашею и станов наших народных, зъедночивши мы Дедычное княжество наше Литовское и подлеглыя ему от своей воли княжества Руския з народом и королевством Польским, установили есьмо на те и подписали достаточныя пакты едноченя. Але некоторые чины Литовские, як ся ускаржано нам от Гетмана Рускаго, не уймуются ничовать зупельной едности з ними чинов Руских и шляхты тутейшой побытом вызволеня их от ярма Татаров. И пре то мы уставуим и повторе стверждаем ухундованы 65 и укреплены пакты з едноченя народу Рускаго з народом Польским и Литовским, и буты им яко ровный з ровными и вольный з вольными вечне и непреложне, и права свои Рускии тримати без прешкоды, якось они слушны есть и за тым приенты в Княжеству нашем Литовским заедне з письмом 66 Руским, альбо Славянским 67, и по ним все суды меты и справы одерживати и добрами своими дедычными и набытыми обладати и як хотя оборочати не оупречне 68 и,без прешкоды иншими правами. Теж и лицарству Рускому з лицарством Польским и Литовским едность держаты, ико ровный з ровным, на каждых справах и урядах, без жадной упреки и неваги. А претензии альбо докоры о давним поратунку люду Руского от ярма Татарского найбарзей ничуем и касуем, яко ты справы знатне одплачоны и одслужоны лицарством Руским против супостатов Литовских зрадливых Ливонцов и тых нестатечных Крыжаков и инших наступцов на ойчизну, од яких Русняки слушно нас оборонили 69 и головы свои на плацу положили, и за докору их сроги кары и навязки на виновайцов укладамы.“ /11/

По кончине Короля Владислава Ягайлы наследовал сын его старший, Владислав Второй, прозванный Ягелоном. Он коронован 1434 года, и первым попечением имел хранение и утверждение постановлений отца своего, по которым в Княжества Руския, разделенныя на воеводства и поветы, подтвердил выбранных из тамошних княжеских и шляхетских фамилий Воевод, Кастелянов, Старост и Судей 70, со всеми другими урядниками, сравнивая их и все шляхетство или рыцарство Руское честию и вольностию с Польскими чиновниками и шляхтою, что хранить и наследникам своим присягою утвердил, изданною в 1435 году. Марта 7 дмя, привилегиею своею тако узаконил: „Воеводства Руския з рицерством и народом тутешним поставляем и утверждаем на тых правах, привилегиях и вольностях, якия им од отца нашего поставлены и утверждены при зъединоченю добровольном Руси и Литвы з Державою Польскою, и да не важять нихто в оных воеводствах наших ничевати прав их и привилеев в делах земских и рицарских, теж и в религиях отеческих наследованных добрая воля и свобода да не отъемлется, ни насилуется, и рицарство шляхетское Руское з рыцарством шляхетским Польским и Литовским, и те народы зупельне зъединочатся, яко ровный з ровным и свободный з свободным, и яко единоплеменны суть и доброю волею едность свою ухундовали и укрепили вызволившися од ярема Татарского общею ратию Рускою, и Литовского пред Гедимина праотца нашего, и теперь в имениях своих и побытках да имут Русняки свободу и волю свого не преследовану и не насилуему, и судятся в них од самихе себя; а в суды земские и градские избирают судей и урядников вольными голосами по правам своим и статутам, якие утверждаем и заховуем на вечныя времена и за посесоров наших о них ручаимся.“

По сей привилегии и по пактам соединения Короли Польские: Казимир Четвертый, брат Владиславов, Ян Албрехть и Александр, сыны Казимировы, права оныя присягали, при коронациях подтверждали, а другие по них бывшие Короли, как то: Жигизмунты и прочие привилегиями своими их возобновляли.

Король Владислав Ягелон Второй, утвердив распоряжения гражданския внутренния, принялся за дела внешния воинственныя. Но в сих столько был счастлив и удачен, сколько имел в них превратностей, и политика его, то бодрственная, то безпечная, упала, наконец на главу его, вскруженную высокомерным духовенством Римским. Он в 1435 году чрез послов своих подтвердил мир с Турками, прекратив преждебывшия с ними пограничныя распри и несогласия. Султан их Амурат Первый, имевши тогда войну с Цесарем Немецким за Сербию и Венгрию, просил Короля убедительно взять между ими посредничество и помирить их в их распрях или сделать ему помощь в войне /12/ оной; за что обещавал ему великия суммы, либо уступку в областях своих, сопредельных с Польшею. Король от всего того отказался, а в 1439 году взял сторону Венгерцев, и выступив с армиею своею против Турков, разбил их дважды в Трансильвании, а наконец сошедшись с Султаном на границах Венгерских, победил и его на главном сражении не далеко оть реки Дуная, принудив Султана с остатком разбитой армии своей ретироваться за Дунай. Плодом сих побед было то, что Венгерцы признали Владислава своим Королем, чем и был он у них действительно чрез пять леть. Султан, так же признав его в сем достоинстве, уступил ему все свои претензии на Венгрию, а Король опять заключил с Султаном мир и утвержден оный с обеих сторон клятвами и трактатами; и за сим награждая он свое воинство, сделал великия пожалования и надачи чинам и войску Рускому, отлично содействовавшему во всех его победах; а было их в сих походах сорок три тысячи семь сот чедовек под командою воевод: Киевскаго Светольдовича и Северскаго Ольговскаго, да полковников: Блудича, Дулепы, Претича, Станая, Бурлия и Артазия, коим, между другими дарами Королевскими, жаловалы от него гербы и золотые коряки на поворозах, то есть на шнурах шелковых, повешенных через плечо и подобных нынешним эксельбантам или кавалериям.

Мир оный не долго продолжался, и Король в 1444 году нарушил его самым вероломным и постыдным образом. Папа Римский Евгений IV-й, знав отвагу Королевскую и храбрость его воинства, впервые почти победившаго так громко силы Турецкия, страшныя до того всей Европе, подговорил Короля опять напасть на Турков, воевавших тогда с Венециянами и Далмацкими народами, которые, быв христианами Греческаго исповедания, просили Папу о вспоможении им противу Турок, обещеваясь за то принять его религию и верховное над собою Иераршество. Король отговаривался долго великим для него пороком и тяжким грехом за вероломство и нарушение клятв, учиненных с Султаном Турецким при заключении с ним недавняго мира. Но Папа буллою своего разрешил Короля от всех клятв и обязанностей его с Турками, уверяя, что клятвы с неверными ничего не значать и Христиане от них всегда могут быть свободны. В дополнение к тому прислал он своего легата, Кардинала Иульяна Чезарини, к Королю с хорошим мешком золота, который никогда с ним не разлучался, а Король, собрав зараз достаточныя силы, и не извещая о том Султана, выступил в его провинции, и проходя их прямо неприятельски, переправился за реку Дунай, направляя поход свой к городу Адрианополю. Султан, сведав о нашествии на области его Короля Польскаго с армиею своею явною войною, без объявления на то причин, протестовался народам, его окружавшим, свидетельствовался небом и землею, /13/ воздевая к ним руки, и наконец клялся всем, что есть святейшее в мире, что он не подал никаких причин к нарушению с Поляками мира и торжественных клятв, его утверждавших, и заключил таким изречениемь: „Презрели Гяуры своего Бога, споручителя мирных условий; призову жь и я Его в свою помощь!“

Между тем, как Король Польский выбирал себе дорогу к Адрианополю, второй столице Султанской, и воображал притом о множестве корыстей тамошних, могущих достаться ему в добычу, Султан Амурат, прошед скоропостижно со многочисленною армиею Балканския горы, застал Короля и армию его около города Варны. Сражение началось и продолжалось с крайним ожесточением Турков, злобившихся на Поляков за наглое нарушение ими мира, и с примерным мужеством войск Польских, окураженных прежними победами. Султан безпрестанно разъезжал по своей армии и ободрял воинов помощиею своего Аллаха, мстителя вероломства, котораго неумолкно призывал; а Король, также разъезжая по своим войскам, поощрял их благословением Святейшаго Папы и присутствием его Кардинала. Наконец поборники Аллаховы превозмогли последователей Папских. Армия Польская была разбита и разсеяна, Король убит, а Кардинал бросился в реку, с намерением переплыть ее на лошади; но золото, наполнявшее его карманы и отяготившее сего всадника, погруаило его на дно речное и с ним вместе погибло. Войска Руския бьгли на сем сражении в числе тридцати тысячь под начальством воеводы своего Ольговскаго, и полковников Тризны, Гудима, Бурлия, Станая, Претича и иных. Они, по разбитии всей Польской армии, спасались в Булгарию, а народы тамошние, быв Русинам единоверны и единоплеменны, из Славянскаго рода от реки Волги изшедшие, давали им безопасныя у себя убежища и проводили их скрытыми путями за реку Дунай; но из них до половины чиновников и рядовых пало на сражении.

Во дни Короля Александра, сына Казимира Четвертаго, а брата Албрехтова, пресеклась мужеская линия Князей Руских в последней отрасли ея, Князю Семеону Олельковичу; и по силе постановительных конституций Королевства, в 1506-м году избран от рыцарства первый Гетман Руский, Пренцлав Лянцкоронский, из фамилии Сенаторской, зять Князя Острожскаго, и свойственник Короля Александра, за которым была в супружестве Елена, также Княжна Руская, названная от Поляков схизматичкою, и за тем 71, не коронованная. Сей Гетман оказал для Королевства Польскаго великия и важныя услуги, победив на трех сражениях Турков, Татар и Волохов, нападавших на Галицию и Волынь и стремившихся во внутренность Польши к столичному городу Кракову. Плодом сих побед было отобрание от Турков и Татар Малоросийских земель около Днестра и при устьи Днепра, от времен /14/ нашествия Батыева захваченных. Для охранения навсегда от них границ сего края, учреждена тогда из Козаков Малоросийских сильнал стража между Бесарабии и Крыма, над рекою Днепром, пониже порогов или за порогами, на сей реке имеющимись, где Козаки, ради всегдашняго пребывания, поделали укрепления или редуты, названные засеками от сечения дерев, на палисады употребленных. Оть чего в последствии Козаки, тамо засевшие, названы Запорожскими Козаками; место же пребывания их названо Сечыо Запорожскою, и Козаки первые переменялись другими, из жилищ их командированными. Наконец, принимая приходящих к ним охотников из холостых Козаков, ловлею зверей и рыбы, а не меньше добычею заграничною споваженных, составили многолюдное общество Козацкое; а что бы им не мешало ничто быть готовыми ко всяким предприятиям, решились сии Козаки оставаться навсегда безженными. Таким образом завелась Сечь Запорожская, и заменила прежнюю стражу пограничную. Правительство, признавши их полезными, учредило между ими по их выборам старшин и главнаго Атамана, Кошевым названнаго, и оставила по прежнему в команде Гетмана Малоросийскаго, коему они и место их пребывания принадлежали всегда. Для содержания же и снабжения войска сего наданы и отведены ему достаточныя земли Малоросийския, с угодьями по обеим сторонам Днепра и порогов, между речеке Конской, Самары, Калмиуса, Ташлика и Буга.

По Гетмане Лянцкоронском выбран в Гетманы Князь Дмитрий Вишневецкий, и он бывши Гетманом во время мирное, славился гражданскими добродетельми, поправлял разоренные города и публичныя здания, наблюдал за правосудием и правлением земских и городских урядников, возбуждал народ к трудолюбию, торговле и хозяйственным заведениям, и всякими образами помогал ему оправиться после разорительныхь войн, и за то все почтен отцем народа. В его время зимою случилос прорваться между стражею пограничною Крымским Татарам в нижнюю Подолию, называемую Побережье. Они тамо разграбили несколько местечек под час ярманков и угнали не мало скота; но как делали они сие хищным образом, так что военныя команды нигде настичь и схватить их не могло, то поражены они самою судьбою, или нечаянною жестокостию воздушных стихий. Когда возвращались они в свои улусы с обыкновенною торопливостию, захватил их в степях необычайный снег с страшною вьюгою или фугою, от чего они ни ехать, ни пути своею видеть не могли, а принуждены стоять по шею в снегу. Сделавшийся после того жестокий мороз с ветром возвещал им неминуемую гибель, и они, порезавши своих лошадей и скот, повлазили в их туловища и искали спасения в слабой и краткой сей теплоте, но все до последняго там погибли, и найдено их по весне более четырех тысяхь трупов.

По кончине Гетмана Князя Вишневецкаго в 1514 году выбран /15/ Гетманом Князь Евстафий Ружинский который, в молодых летах обучаясь и вояжируя долго в чужих краях, а паче по Германии и Франции, приобрел в разных науках, особливо в военной, великое знание. Первым его старанием было произвесть в Малоросии реформу войскам и устроению их другим от прежняго 72 образом. Войска сии по древнему заведению считались в жилищах своих по околицам из одного селения, и по куреням, ив нескольких вместе селений составленным, и назывались все жильцы вообще куренною или околичною шляхтою, служивые из них старые товариством, а молодые Козаками. Курени и околицы управлялись выбранными из них Атаманами и товарищами, кои и маловажныя их распри разбирали и мирили 73 их; а по земским спорам и тяжбам и по важным делам 74 разбирались и судились в поветовых и городских судилищах. По службе жь ведомы были хорунжими поветовыми, от которых чинились смотры и описи Козакам и их вооружению, и у них блюлись знамена или хоругвы поветовыя, под стражею товарискою, на коих гербы были, с одной стороны поветовый, а с другой национальный. Но когда надобно было собираться войску для походов, то от хорунжих оповещано по куреням, чтобы собиралось войско на назначенныя верховным начальством сборныя места, каковыми часто бывали Беловеж за Нежином и Крылов за Днепром, и иные, где из собравшихся Козаков и товариства составлялись полки и сотни, и в них избирались вольными голосами все чиновники высшие и нижние, кои в тех чинах считались только во время службы или походов, а по возвращении в жилшца обращались в прежнее состояние с названиеме товарищами, то есть заслуженными и с увагою в голосах, коими от других преимуществовали. Такое древнее заведение поводом было ко многим своевольствам и злоупотреблениям Козацким. Они собирались часто без позыву хорунжих, а паче в местах пограничных, выбирали начальников, составляли полки так называемые охочекомонные, и чинили набеги в Турцию, Молдавию и Крым под предлогом освобождения пленников из неволи, а в самом деле для получения добычи, от чего многия с теми народами заводились ссоры и самыя войны.

Гетман Ружинский, по изволению Кородя Сигизмунда Перваго, пресекая своевольства и нестроения, учредил в Малоросии двадцать непременных Козацких полков, в две тысячи каждый, назван их по знатнейшим городам, как-то: Киевский, Черниговский, Северский, Переяславский, Каневский, Черкаский, Чигиринский, Уманский, Корсунский, Бряцлавский, Калжинский 75, Кропивянский, Острянский, Миргородский, Полтавский, Гадяцкий, Нежииский, Лубенский, Прилуцкий и Винницкий. Каждый полк разделил на сотни, названныя так же по городам и местечкам. Во всякий полк определил выбранных товариством и Козаками из заслуженных товарищей полковников, /16/ сотников и старшин полковых и сотенных, кои оставались в чинах на всю уже их жизнь и завели с тех пор чиновное в Малоросии Шлехетство, или так сказать наследнее Болярство, зависевшее прежде от выборов и заслуг, по примеру всех других народов и земель благоустроенных Христианских. Полки оные наполнены тогда и впредь наполняемы были выбранными из куреней и околиц Шляхетских молодыми Козаками, записанными в реестр военный до положеннаго на выслугу срока, и от того названы они реестровыми Козаками; половина их конная из каждаго полку всегда содержала в поле, а другая пешая содержала в городах гарнизоны, и при надобности вспомогала и комплектовала первых. Одеяние и вооружение положено у них легкое и одинакое, и они его по образцам исправляли. В мирное время из собственнаго имения, и пропитание имели оть домов своих; а на случай войны и походов положено жалованье из скарбу Малоросийскаго каждому Козаку по червоному в год и по кафтану тузынковому на два года, а иногда и по кожуху. Старшинам сотенным вдвое против Козака, а сотникам вдвое против старшин; полковники же, старшины генеральные обозные и старшины полковые, имели определенныя ранговыя деревни, и другия наддачи. Артилерия, обозы и въюки с запасами, провиантом и фуражом снаряжались от скарбу и поспольства. Оружием были, у конницы копья, стуцеры, пистолеты и сабли, а у пехоты ружья, копья и кинжал, кои выписывали и доставали из Швеции и Турции.

Экзерциция в войске оставалась старинная с поправкою, и обыкновенный марш колонный назывался иттить сакмою. Для марша в опасности строились в треугольник, а из него построит фронть значило становиться в лаву; но для атаки, а паче для обороны, устроена вновь сильная из трех ширинг батава, похожая во всем на древнюю Греческую, а потом Римскую фалангу, которая во всей Европе введена под именем батальона де каре; построение конницы в пехоту равнялось нынешнему драгунскому пешему строю. Для помещения охотников или волонтеров, всегда собиравшихся из убожи или так называвшихся гултаев, устроено пять полков охочекомонных, называвшихся по фамилиям полковников, производимых Гетманами, и они содержаны на страже пограничной, в низу рек Самары, Буга и Днестра, и получали ежегодно небольшое жалованье, а больше довольствовались звериною и рыбною ловлею; за поведение их отвечали полковники; число же их не определено, но полк считался не более пяти сот человек.

По устроении таким образом войска Малоросийскаго, когда в 1516 году Хан Крымский Мелик - Гирей, по союзу его с Князем Московским Василием Ивановичем, шел войного на Польшу и Малоросию, то Гетман Ружинский с войсками Малоросийскими и Польскими, по повелению Короля Жикгимунта, /17/ гимунта, выступя к нему навстречу, и сошедшись на границах Малоросийских над рекою Донцем, при городе Белгороде, дал себя атаковать Хану, который, по обыкновению Азиятскому, окружил своим войском с трех сторон. Войска Гетманския были примкнуты тылом к реке и своему обозу; Татары произвели страшный крик и пустили тучи стрел; конница Гетманская, спешившаясь и построенная в батаву, а пехота выстроенная так же фалангою, встретила натиски Татарские сильным огнем из ружей и пушек, и производя пальбу безпрерывно во все Татарское стремление, сделали им сильное поражение, и они, ощутив великую свою гибель, начали удаляться. Но Гетман с места своего не велел никому трогаться, а показывал вид, что он только в силах обороняться, а не наступать: почему Татары, делая во весь день свои напуски, на ночь отступили на несколько верст в степь и расположили обширный свой стан безпечно. Гетман, имев войско свое неутомленное, выступил с ним с полночи в поход, и идучи нарочито тахо, сблизился к стану Татарскому на самой заре. А как Татары обыкновенно держат лошадей на пастве, а не у коновязей, то Гетман выслал отряд конницы с приготовленными завремянно бумажными ракетами, кои будучи брошены на землю, могли перескакивать с места на место, делать до шести выстрелов каждая. Конница оная, наскакав на становище Татарское, зажгла свои ракеты, бросила их между лошадей Татарских и причинила в них великую сумятицу; оне перепугавшись, бегали во весь опор по табуну, волочили и топтали своих всадников и сторожей, а между тем все войска Гетманския, с пальбою из ружьев и артиллерии, напали на стан Татарский, прошли его насквозь, поражая смешенных и обезумленных Татар, и так разбили Хана и его войска на голову, забрали стан его со всем багажем, и обременные корыстями, возвратились со славою в свою землю.

Возвращаясь Гетман Ружинский от Белгорода Рускаго, встречен был Турками и Татарами, выступившими из Белгорода или Акермана Татарскаго, что в Бессарабии. Они, известяс о победе над Ханом Крымским и о потерянии им всего стана своего с великим богатством, предприяли отнять богатства оныя у Ружинскаго, напавши на него нечаянно и в расплох, почти обыкновенный у возвращающихся войск с похода удачнаго. Но Ружинский был не так безпечен, как Татары думали; он, сведав оть граничных разъездов, что Татары Белгородские с тамошними, гарнизонными Турками выступили на Очаковскую степь, удалил зараз тяжести свои в Уманщину, а сам с войсками, переправясь чрез реку Буг, засел в очеретах и байраках при реке Кодыме. И как только Татары с Турками притягнули к Бугу, то он, наступив на них нечаянно со всех сторон, сыграл с ними такую роль, какую они для него готовили и разбив их на голову, гнал остатки до самаго Акермана, отнял у них все, что ни имели, /18/ и умножил свои добычи, которыя разделил Полякам и своему войску. От сего времени Поляки, обращаяс часто с войсками Малоросийскими и почитая их храбрость и мужественный характер, завели с ними тесную и искреннюю дружбу и служили многие из них в полках Малоросийских, поставляя себе за честь, даже знатное шляхетство, именоваться Козаками. От такаго общаго названия Руских воинов Козаками, вышла в последствии та ошибка, в которую впали все писатели Малоросийские и Польские, полагая в своих летописях и историях, что после Гетмана Князя Михайла Вишневецкаго, все другие Гетманы выбираемы были из простых или реестровых Козаков. Но это весьма несправедливо и здравому разсудку предосудительно; ибо Козаки всегда имели в полках и провинциях своих многих чиновников разных степеней, как-то: Старшин генеральных, полковых и сотенных, и земских урядников. И какая же стать или что за правило, мимо такого числа чиновников, выбират простых Козаков? А когда сие приписывается уважению заслуг и достоинств, то натурально, что офицеры, заслуженнее и достойнее от простых воинов, и вошли в чины свои непременно по сим качествам; обходить же их в выборах Гетманских значило бы нечто вздорное, одни неудовольствия, возмущения и междоусобие приносящее. А вероятно произошли у писателей таковыя нелепыя о выборах заключения по общему слову или названию, употребительному и теперь между воинством, что всякий Генерал есть солдат а Гетман-Козак, следовательно все офицеры и рядовые суть воины, и названия сии всем им свойственны и приличны. О Козаках Руских, а паче о Малоросийских и о самом их названии, странная некая повествуют некоторые писатели. Они, как бы препираясь между собою, говорят: одни, сии Козаки суть пришельцы в Русь, то из Скифии или от Татаров, то из Кабарды Черкаской; а другие утверждают, яко бы остатки иноплеменнаго народа Козарскаго. Польские жь историки показывают еще, будто они набиралис из разной вольницы или сволочи, и поселены от их Королей на пустых землях внизу рек Днепра и Буга. Но таковыя нелепыя мнения значат больше, чем ошибки историческия, и не приводя других истин, опровергает их самый разсудок; ибо то неоспоримо, что всякой народ должен иметь своих воинов и по необходимости из самих себя, чтобы вверять свою судьбу и безопасность не иностранному, а своему воинству, а иначе было б крайнее безумие и неосторожность, похожия на то, как бы заставит стеречь коршунам голубей, а волкам овец. Названия же воинам даются обыкновенно на языке каждаго народа по доспехам или вооружениям их, и потому видны в одном народе жолнеры, в другом янычары и спаги, а во иных солдаты и жандармы; а дальше названия сии разделяются на конных и пеших; от чего так же известны названия по мушкету мушкатеров, по карабинам карабинеров, и так далее. /19/

Таким образом и Руские воины назвались конные Козаками, а пешие стрельцами и сердюками, и сии названия суть собственныя Руския, от их языка взятыя, на пример стрелъцы по стрельбе, сердюки по сердцу или запальчивости, а Козаки и Козаре, по легкости их коней, уподобляющихся козьему скоку. Что бы же были они иностранцы или пришельцы, и Руский народ вверил бы таким бродягам судьбу свою и безопасность, сего ничто не доказывает, и выдумки о том и заключения суть безразсудны. Равно и мнение Польских историков, приписующих заведение Козаков их Королям, касается только до холостых Запорожских Козаков, собравшихся в низу Днепра из Руских охотников, о коих История пространно повествует. Оседлые жь и запасные Козаки, названные от того реестровыми Козаками, были во всех провинциях и поветах Руских, и видны они доселе по древним кашнутам 76 и самым оседлостям, т. е, околицам и куреням. А Короли Польские, Владислав Второй и Стефан Баторий, чрез Гетманов своих Руских, хотя делали о Козаках распоряжения, но то касалось только до управления и комплектования их полков, конных Козацких и пеших сердюцких, которые набирались из семейств Козачьих, жительствовавших околицами и куренями своими во всех воеводствах Руских, и касалось еще до умножения их чиновников и урядников, а отнюдь не до новых заведений Козачества, о чем свидетельствуют самые тех Королей привилегии и универоалы, здесь описанные. Ежели же полагать первоначальное Козачество от Скифов и Козаров, то все тоже выйдет, что они произошли от своего племени Славянскаго; ибо известно, что Скифы, или говоря правильиее Скиты, были Славяне 77, т. е. при Волге и Кавказе живущие, а а Козаре, точные предки Руских Козаков, были жительством по всей Руси, яко избранные из того же народа на службу отечества.

Черкасами называли и писали всех почти Малоросиян, а не одних Козаков; но называлн их так одни Велико-Россияне для отличия от своих жителей, и давали их название по главному их городу Черкасу, состоящему при реке Днепре, где Гетманы Руские резидовали и был верховный трибунам сей земли. Давать же народам названия по главным их городам весьма обычно в целом свете. Так называли Москалями всех Россиян по городу их Москве, и Царство сие долго таким названием титуловалось; также называются ныне Генуезцы, Венецияне и другие народы по своим городам. Когда же спрашивать еще, почему город Черкаск назван Черкасом? то уже тонкость сия будет так нерешительна, как бы и о многих другихь. в свете городах, не имеющих сведения о начале своего названия. Но то уже справедливо, что народ Черкасы, за Азовским морем и рекою Доном обитающие и на который многие писатели указывают, никогда в Руси городов на свое имя не строил, да и у себя их не имеет, и сей народ по виду /20/ своему и положению жительства своего в пределах Славянских, т. е. между древняго Княжества Тмутараканскаго и реки Волги, справедливее почитаться может произшедшим от племен Славянских, смешавшихся с Грузинами и Татарами, чем от него выводить воинов Славянских, целыми миллионами оть Черкас многолюднейших, и кои выставляли на войну великия свои армии. Касательно же Татар, то они, быв пришельцами в земле Руской, натурально воинов своих Русинам 78 не давали, а напротив того с их воинами вели всегдашния брани и никогда с народом Руским не мешались, следовательно, Козаки Руские оть них произойти никак не могли.

По кончине Гетмана Князя Ружинскаго, в 1534-м году выбран Гетманом из Есаулов Генеральных Венжик Хмельницкий. Он имев повеление от Короля Жигмунта Перваго отражать войском своим великую Орду Татарскую, собравшуюсь из Крыма и Бессарабии и пробиравшуюсь чрез Молдавию и Волынь в Польшу на грабежь и ея опустошение, выступил с войском своим реестровым в Волынь, а охочекомонные полки и Запорожских Козаков, разделив на многия партии, разослал для прикрытия границ с той стороны, от которой шли Татары, повелев им нападать на Татар при их походах и ночлегах и удаляться от них, подаваясь к главному войску. Такими маневрами обманувшись Татары, почитая все нападавшия на них войска малозначуицими и коих им опрокинуть и прогнать всегда можно, шли далее безпечно и насунулис на стан Гетманский около города Заславля. Гетман, перед тем укрепив стан свой вагенбургом, из обоза построенным, и оставив в нем несколько пехоты с тяжелою артиллериею, сам со всем главным войском скрылся за рощи и пасеки городския 79. И как только Татары окружили по их обычаю обоз Козачий и начали перестрелку, поднявши великий крик, то Гетман, выступив из закрытаго места, ударил с тыла и во фланги неприятелю, и сделавши один выстрел из ружей и пушек, стал поражать копьями и саблями. Татары, изумясь нечаяннаго нападения и будучи сбиты сильным залпом и окружены с трех сторон войсками, оробели, замешались и разбежались врозь; по полям. Гетман, отрядив тотчас назначенныя прежде сего войска, велел им гнать и поражать Татар с тылу, и знавши Татарскую хищную ухватку, удобно на бегу соединяться, оборачиваться и нападать, приказал своему войску отнюдь не разсыпаться по одиночке, а держаться кошеев 80, что значат нынешние взводы или плутонги; сам же с главным корпусом шел срединою и отбил все Татарские вьюки с запасами. Татары не преминули на бегу соединитьсл и оборотясь нападать на все войско. Но у Гетмана готова была для сего сильная батава с артиллериею, которая тотчас их отражала и в бегь обращала. И таким образом Гетман, поразив и разсеяв Татар, возвратился со славою и великою добычею к Заславлю /21/ и получил от Короля благодарственные похвальные листы, а от Поляков везде, куда приходил, триумфальныя встречи. Во дни Гетмана Венжика, на бывшем в Варшаве главном Сейме, когда о уравнении Литовскаго и Рускаго Шляхетства с Шляхетством Польским, предложены были на подтверждение прежния начальныя привиллегии и все законоположения, то Король Сигизмунд Август, подтверждая и поставляя их на всем прежнем основании, изданною 1563 года, Июня 7 дня, привиллегиею, между прочим узаконил: „Дозволяем рыцарству Литовскому и Рускому привиллегии прав и вольностей земских внести и вписать в новосочиняемый Статут, таким образом, как и в короне Польской оныя вписаны, и равномерно употреблять, вольностями своими пользоваться, и иметь, так как прежде сего, чин рыцарский Шляхетский обоих народов Литовскаго и Рускаго то употребляли и пользовались.“ А когда на другом после того бывшем главном Сейме, от Депутатства Рускаго взошли представления о притязании, некоторьши чинами Литовскими, а паче бывшими в земле Руской по выборам на урядах, поспольства Рускаго 81 в свое вечистое послушание, то тот же Король Сигизмунд Август, повторяя и подтверждая все прежде бывших Королей Польских привиллегии, в данной от себя 1569 года, Июня 7 82 дня привеллегии, так узаконил: „Землю Рускую и Княжение Киевское и всех оныя земли жителей вообще и каждаго особливо оть послушания, владения, должностей и повелений Великаго Княжества Литовскаго на вечное время изъемлем, освобождаем и к Польскому Королевству, как ровных к ровным, свободных к свободным, и как собственный и истинный к первому и к собственному телу и главе, со всеми вообще и с каждым особливо, с городами, местечками, селами, поветами или уездами, и всеми их, каковыя б ни были, имениями, оную землю и Княжение Киевское предреченной Короне или Королевству Польскому присовокупляем и соединяем.“


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: