Тема 3. Рынок и механизм его функционирования

Рынок – базовое понятие экономики сферы обслуживания.

Именно на рынке взаимодействуют предприятия, организации, учреждения, а параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя.

Понятие рынка отнюдь не представляется простым. Существует огромное количество определений рынка.

Бытовое значение слова «рынок» означает место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного товара.

В науке рынок определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги), а также как абстрактное или действительное пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т.п.), и способ этого взаимодействия.

Жан Тироль предложил следующее определение рынка: «… рынок хорошо определен и включает в себя либо однородные услуги, либо группу дифференцированных услуг, которые представляют собой довольно хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одной из услуг данной группы и ограниченно взаимодействуют с другой экономикой».

Один из важных вопросов экономики сферы обслуживания – о соотношении рынка и отрасли.

Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары и услуги, являющиеся близкими субститутами в производстве (производятся близкие товары и услуги, используя однородные ресурсы и схожие технологии).

Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Рынки объединяют товары и услуги, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей. Показателем близости замещения является положительный коэффициент эластичности спроса. Понятие же отрасли значительно шире рынка. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию и услуги разного типа.

В свою очередь, рынок и подотрасль, объединяемая в рамках конкретной отрасли производством близких товаров и услуг, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли.

В странах Европейского Сообщества используются следующие критерии выделения рынка:

1) показатель изменения выручки при изменении цены.

2) географическая ограниченность рынка.

В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.

Так как рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями, то в основу изучения рынка должен быть положен системный подход. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков (рис. 5.).

 
 


Рис. 5. Подсистемы рынка

Тесное взаимодействие каждого элемента рынка приводит к эффективному функционированию всего рыночного хозяйства.

Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, распределительную и санирующую.

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг.

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

1) предпочтения потребителей;

2) численность и состав потребителей на рынке;

3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4) уровень цен на услуги, особенно на услуги-заменители и услуги - дополнители;

5) потребительские ожидания относительно возможных изменений доходов и цен на услуги;

6) прочие факторы: национальные, географические, климатические и др.

Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы обращения услуг. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на услуги, точнее - соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов и цен на услуги формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

Деятельность предприятия во многом зависит от реакции покупателей на изменение цен на данные услуги, цен на другие услуги, дохода. Эта реакция носит название «эластичности спроса». Различают прямую эластичность спроса по цене, перекрестную эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Прямая эластичность спроса по цене выступает мерой чувствительности спроса покупателей на данные услуги в зависимости от изменения их цены.

Формулы для измерения прямой эластичности спроса по цене имеют вид:

Точечная эластичность (при определенной цене):

Еi= ΔQ / ΔP

Дуговая эластичность (на отрезке изменения цены):

Еi = (Q2 – Q1) / (P2 – P1) * (P1+P2) / (Q1+Q2)

На деятельность предприятия оказывает влияние перекрестная эластичность. Она показывает относительное изменение спроса на одну услугу при изменении цены другой услуги. Если величина перекрестной эластичности больше нуля, то обе эти услуги являются взаимозаменяемыми и повышение цены на одну услугу ведет к повышению спроса на другую.

Формула для расчета перекрестной эластичности спроса:

Еij = процентное изменение объема спроса на услугу i /

процентное изменение цены на услугу j

На деятельность предприятия влияет эластичность спроса по доходу. Формула для расчета эластичности спроса по доходу:

ЕI= % изменения объема спроса / % изменения дохода

С ростом доходов растет платежеспособность, а значит, растут объемы продаж других услуг. Однако в какой мере отразится рост доходов на экономике предприятия, зависит от того, какие услуги оно оказывает.

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения услуг является предложение услуг, представляющее собой массу услуг, которая находится на рынке или может быть доставлена на него.

Предложение и спрос - две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения услуг на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона.

Регулирование рынка предполагает выявление и анализ закономерностей развития спроса и предложения услуг, под которыми понимаются устойчивые и постоянно повторяющиеся тенденции в их развитии.

В развивающейся экономике сложились следующие закономерности развития спроса:

• рост общего объема потребления и спроса на услуги;

• улучшение структуры потребительского спроса;

• сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных групп населения.

Первую закономерность — динамику и масштаб развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями объема продаж услуг относительно показателей:

• валового национального продукта или валового внутреннего продукта;

• национального дохода;

• денежных доходов населения.

Вторая закономерность развития потребительского спроса связана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет многоплановый характер и проявляется в различных формах. В экономически развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:

- высокая доля или увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса;

- высокая доля или увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары;

- высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

- высокий уровень или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питании;

- постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

- расширение и обновление ассортимента, повышение качества услуг.

В динамике предложения услуг на потребительском рынке России к концу 90-х годов обозначились три негативные тенденции:

1) существенное падение объемов оказания услуг;

2) значительный рост уровня импортизации предложения услуг;

3) снижение качества оказываемых услуг.

Таким образом, сложившиеся в развитых странах прогрессивные тенденции развития спроса и предложения услуг в условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране деформированы. Один из основных уроков экономической истории развитых стран заключается в том, чтобы выход из экономических кризисов начинался с оживления потребительского рынка на основе расширения потребительского спроса и поддержки отечественных производителей услуг при обеспечении их конкуренции с зарубежными производителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: