Тема 1. Формирование отраслевых групп и отраслей

Конспект лекций по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Тема 1. Формирование отраслевых групп и отраслей

Экономика нашей страны – многосложный динамичный общественный организм, планомерно охватывающий процесс совместного труда и присвоения создаваемых благ ради роста благосостояния и всестороннего развития каждого человека. Динамичное и сбалансированное развитие экономики как единого народнохозяйственного комплекса сопровождается совершенствованием территориальной организации производства, усложнением его отраслевой структуры, возникновением новых задач в области управления и планирования народного хозяйства страны и входящих в нее субъектов.

Структуру единого народнохозяйственного комплекса страны (производственного комплекса и непроизводственной сферы) можно представить в следующем виде:

- отраслевые (межотраслевые) народнохозяйственные комплексы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.);

- функциональные народнохозяйственные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический, строительный и др.);

- региональные комплексы (часть единого комплекса страны на определенной территории);

- территориально-производственные комплексы (ТПК) с их основной отраслью специализации;

- промышленные узлы как звено ТПК (промышленные производства на сравнительно ограниченной территории);

- социально-производственные комплексы (сельский район, город).

Комплексность, т. е. нарастание растущего многообразия, - следствие качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Анализ показывает нарастание черт комплексности у всех составляющих экономики. так, общественные производительные силы, субъективные и объективные их стороны выступают сегодня в основном как единые народнохозяйственные организмы.

Вместе с тем комплексность экономики как народнохозяйственного целого сложилась на современном этапе лишь в главном, т. е. нельзя говорить о полном соответствии между звеньями экономики. В целом многие формы общественно-экономических отношений до настоящего времени отстают от уровня развития производительных сил. Значительно несоответствие между спросом и предложением, наличием денег у населения и товарной массы в магазинах. Существенно отстала от потребностей развития социальная сфера. Эти и другие недостатки подчеркивают потребность качественного развития единого народнохозяйственного комплекса.

В рыночной экономике существуют две общепризнанные концепции развития национальной экономики – рыночно-ориентированная и банковско-ориентированная. В современной экономической литературе выделяют и ряд других концепций, в том числе финансово-ориентированную, юридически-ориентированную и эволюционную.

В рыночно-ориентированной концепции развития внимание акцентируется на созидательных функциях рыночного перераспределения ресурсов; на первый план выдвигается роль фондового рынка в фиксации и наращивании рыночных достижений. Повышение ликвидности рынка ценных бумаг трактуется как благоприятствующее инвестициям в долгосрочные проекты в связи с наличием у инвесторов возможности продавать свои доли в этих проектах при возникновении потребности в денежных средствах. Отмечаются как дисциплинирующее воздействие рынка акций на управляющих, уменьшающего агентские издержки, так и его роль в диверсификации риска.

Сторонники банковско-ориентированной концепции развития акцентируют внимание на положительной роли банков во внутрикорпоративной кооперации хозяйствующих субъектов и в соответствующем маневрировании ресурсами. На первый план выдвигаются вклад банков в мобилизацию ресурсов, выявление перспективных инвестиционных проектов, контроль за действиями менеджеров и управление рисками. По мнению исследователей, деятельность банков как финансовых посредников позволяет ускорять экономический рост даже без увеличения нормы сбережений.

Особенности названных концепций развития национальной экономики по-разному проявляют себя на следующих четырех этапах жизненного цикла производства:

- Формирование новых отраслей;

- Переход от этапа быстрого роста отрасли к этапу ее зрелости;

- Этап зрелости отрасли;

- Этап спада.

На всех этапах жизненного цикла отрасли каждая из моделей рыночной экономики имеет сравнительные преимущества, однако в условиях догоняющего развития сильнее выражены преимущества банковско-ориентированной модели. Вместе с тем реализация последних во многом зависит от качества стратегических решений.

Важным сегментом национальной экономики выступает сфера обслуживания.

Определить место сферы обслуживания в общехозяйственном механизме той или иной страны позволяет подход, который сегодня используется в государственном статистическом учете, основанном на системе национальных счетов.

Согласно системе национальных счетов, первичным сектором является сельскохозяйственное производство, рыболовство, охота, лесоводство – здесь работник взаимодействует с биоприродными ресурсами, поставляя необходимое для общества биосырье, растительные материалы и продукты.

Вторичный сектор включает в себя индустриальные отрасли – добывающую, обрабатывающую, пищевую и легкую промышленность, а также строительную индустрию, выработку и транспортировку электро-, водо- и газовых ресурсов. В данном случае работник имеет дело с трансформацией и подготовкой целого ряда природных богатств для производственных и социальных нужд, участвует в промышленном производстве – создает механизмы, товары повседневного спроса, вырабатывает пищевые продукты и др., возводит различные технические сооружения, промышленные комплексы.

Сфера обслуживания формирует в национальной экономике третичный сектор, где работники взаимодействуют с людьми и производственными коллективами, ориентируясь на удовлетворение их специфических потребностей, как не связанных напрямую с производством, так и связанных с ним. В этом случае третичный сектор включает в себя: транспорт и связь, торговлю, государственную администрацию, образование, здравоохранение, инженерно-консультационные услуги, бытовые услуги населению и др.

Перечень видов деятельности, представленный в третичном секторе, далеко не полон. В последние годы практика обслуживания демонстрирует расширение третичного сектора, его дифференциацию, появление в нем новых сегментов. Интенсивное развитие данного сектора позволяет многим аналитикам выделить четвертичный сектор (научно-исследовательские, информационные, телекоммуникационные услуги), а также пятеричный сектор (услуги, связанные с высокоинтеллектуальным творческим трудом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: