Описание процессов СМК

Рис. 2.16. Гиперпроцесс СМК

Основная цель процесса «7. Связь с потребителями» – обеспечение взаимодействия с потребителями по вопросам согласования требований к продукции И1, прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки, информации о продукции, управления собственностью потребителей, переданной в пользование организации, а также оценки удовлетворенности потребителей выполнением их требований И2.

Основными процессами СМК, как системы менеджмента, являются управленческие процессы. Их последовательность и взаимодействие определено требованиями стандарта МС ИСО 9001.

Условно макропроцесс «1. Управление СМК» можно разделить на два блока процессов. Первый блок объединяет процессы сбора и анализа данных (рис.2.17). На схемах в скобках указаны пункты МС ИСО 9001:2000, в которых представлены требования к соответствующим процессам.

Данные для анализа и принятия управленческих решений поступают из процессов:

«1.2 Внутренние проверки» – И11 – информация о функционировании СМК, о ее соответствии/несоответствии требованиям МС ИСО 9001:2000 и требованиям внутренних документов СМК.

«1.4 Мониторинг и измерение процессов СМК» – И12 – информация о способность процессов СМК достигать запланированных результатов.

Макропроцесс «7. Связь с потребителями» – И2 – информация, касающийся восприятия потребителями соответствия организации требованиям.

Макропроцесс «3. Производство продукции» – И8 – информация о характеристиках продукции.

Макропроцесс «6. Связь с поставщиками» – И7 – результаты оценки поставщиков.

Рис. 2.16. Процессы сбора и анализа данных Макропроцесса «1.Управление СМК»

Второй блок управленческих процессов включает процессы выработки управляющих воздействий на основе результатов сбора и анализа данных И14 (Рис. 2.18).

В результате анализа данных может возникнуть необходимость в:

- выработке и реализации корректирующих действий И15, если выявлены несоответствия;

- выработке и реализации предупреждающих действий или действий по улучшению И16, если выявлены потенциальные несоответствия или возможности улучшения.

Основанием для выполнения корректирующих действий также служат несоответствия И11, выявленные в процессе «1.2 Внутренние проверки».

Заключительной фазой анализа данных согласно МС ИСО 9001 является процесс «1.1 Анализ и планирование СМК».

Результаты анализа и планирования И17 преобразуются в управляющие воздействия на все процессы СМК И5 в ходе процессов «1.5 Управление документами» и «1.6. Управление информационными потоками».

Документация системы менеджмента качества должна включать:

- Стратегические документы: документально оформленные заявления о Политике и Целях в области качества, Руководство по качеству, Планы и Программы СМК.

- Внутренние нормативные документы: документированные процедуры СМК, требуемые МС ИСО 9001:2000 и описывающие другие процессы СМК.

- Внешние нормативные документы: Законы, Указы, Постановления, государственные и отраслевые стандарты, нормы и правила, регламентирующие деятельность организации, документы вышестоящих и контролирующих организаций И4.

- Организационные документы: устав организации, организационная структура, положения о подразделениях (филиалах), должностные инструкции.

- Распорядительные документы: Приказы, распоряжения, указания, оперативные планы и программы.

- Информационные документы: Письма, служебные записки.

- Документы на продукцию: чертежи, технические условия, технологические регламенты, карты контроля.

- Записи (отчетные документы).

Рис. 2.18. Процессы разработки управляющих воздействий Макропроцесса «1. Управление СМК»

Документация может быть в любой форме и на любом носителе, а именно: бумажном, электронном, магнитном, в виде материального образца и др.

Процесс «1.6. Управление информационными потоками» является обязательным процессом СМК согласно требованию п. 5.5.3 МС ИСО 9001. В зависимости от сложившихся в организации правил и традиций основу этого процесса может составлять:

- Письменная информация.

- Устная информация: собрания, совещания, планерки и т.д.

- Информация, распространяемая через локальную компьютерную сеть,

- Другие виды информационного обеспечения.

Несколько управленческих процессов объединены в макропроцесс «2. Управление производством продукции» (рис. 2.19), в ходе которого происходит преобразование требований к продукции И1 в документацию на продукцию и производственные процессы И6.

Требования к продукции И21, выработанные по результатам процесса «2.1. Анализ требований к продукции» путем сопоставления требований потребителей И1 с требованиями, необходимыми для конкретного или предполагаемого использования продукции, законодательными требованиями и требованиями самой организации, являются входными данными процессов «2.2. Планирование производства продукции» и «2.3. Разработка продукции».

Планы производства продукции (которые иногда называют Планами Качества) И22 служат основой для разработки продукции и процессов. Документы на продукцию И23 совместно с разработанными на их основе документами на производственные процессы являются управляющими воздействиями И6 для макропроцесса«3 Производство продукции». Составной частью документации на продукцию являются требования к продукции поставщиков И3, которые поступают на вход макропроцесса «6 Связь с поставщиками».

Рис. 2.19. Макропроцесс «2. Управление производством продукции»

Макропроцесс «3. Производство продукции» (рис. 2.20) получает на входе продукцию поставщиков М1 и преобразует ее в собственную продукцию М4 в ходе процесса «3.1 Изготовление продукции», который каждая организация должна раскрыть в виде цепочки собственных производственных процессов.

Рис. 2.20. Макропроцесс «3. Производство продукции»

Изготовленная продукция подвергается контролю в процессе «3.2 Мониторинг и измерение продукции», по результатам которого продукция, соответствующая требованиям, М5 поступает на вход процесса «3.4 Упаковка, хранение, транспортировка», а несоответствующая продукция М6 – на вход процесса«3.3 Управление несоответствующей продукцией». Откорректированная продукция М7 должна быть подвергнута повторному контролю.

Организации, предоставляющие услуги, как правило, не выделяют процесс «3.4 Упаковка, хранение, транспортировка».

Для процессов, результаты которых не могут быть проверены последующим мониторингом и измерениями, необходимо предусмотреть проведение их периодической аттестации (валидации). Результаты валидации таких процессов И9 необходимо использовать в макропроцессе «2. Управление производством продукции». При предоставлении услуг валидация процессов обычно является основным методом мониторинга продукции (результатов процесса).

Макропроцесс «4. Обеспечение ресурсами» (рис. 2.21) состоит из параллельно реализующихся процессов, в рамках которых необходимо управлять различными ресурсами: персоналом, инфраструктурой (в том числе устройствами для мониторинга и измерений), производственной средой.

Рис. 2.21. Макропроцесс «4. Обеспечение ресурсами»

Требования к макропроцессу «5. Связь с внешними руководящими и контролирующими организациями» в МС ИСО 9001 не определены. Методы его реализации могут быть разными. В общем случае его можно разделить на процессы «5.1. Связь с контролирующими организациями» и «5.2. Связь с руководящими организациями» (рис. 2.22).

Внешним организациям передается информация И51 о продукции, процессах или СМК. Результаты верификации или валидации продукции, процессов или СМК И4 поступают на вход макропроцесса «1. Управление СМК», также как и требования внешних организаций.

Основным процессом макропроцесса «6. Связь с поставщиками» (рис. 2.23) является процесс «6.2 Приобретение продукции поставщиков». Приобретенная и верифицированная продукция М1 передается на вход макропроцессов «3. Производство продукции» и «4. Обеспечение ресурсами».

Продукцией поставщиков также являются предоставляемые ими услуги. Организация может передать поставщикам ряд своих процессов. В этом случае должны быть разработаны и реализованы специальные методы управления данными процессами, например, валидация процессов, контроль ресурсного обеспечения поставщика и др.

Рис. 2.22. Макропроцесс «5. Связь с внешними руководящими и контролирующими организациями»

Рис. 2.23. Макропроцесс «6. Связь с поставщиками»

В рамках процесса «6.1 Согласование требований к поставляемой продукции» происходит согласование требований к продукции И3 с информацией о самих поставщиках и об их продукции И61.

На вход процесса «6.4. Оценка поставщиков» поступает информация о поставщиках и их продукции И61, а также результаты верификации продукции поставщиков И62. Результаты оценки анализируются в процессе «1.1 Анализ и планирование СМК» макропроцесса «1. Управление СМК».

Основным процессом макропроцесса «7. Связь с потребителями» (рис. 2.24) является процесс «7.3. Поставка и обслуживание продукции». При предоставлении услуг данный процесс также обычно не выделяется, т.к. является составной частью производственного процесса. Его целесообразно выделять в отдельный процесс, если организация предоставляет гарантийные услуги.

Требования к продукции И1 определяются в ходе процесса «7.1. Определение и согласование требований к продукции» и передаются для анализа на вход процесса «2.1 Анализ требований к продукции» макропроцесса «2. Управление производством продукции».

Рис. 2.24. Макропроцесс «7. Связь с потребителями»

В процессе «7.4. Оценка удовлетворенности потребителей» проводится сбор и анализ информации И2, касающейся удовлетворенности потребителей выполнением их требований.

Если организация использует в своей деятельности собственность потребителей М8, она должна управлять ей в процессе «7.2. Управление собственностью потребителя» и информировать потребителя И71, если эта собственность утеряна, повреждена или признана непригодной для использования. Это касается, в том числе, интеллектуальной собственности потребителя.

Представленная выше модель взаимодействия процессов СМК построена на основе методологии «IDEF» и структурирована таким образом, чтобы максимально охватить требования международного стандарта ИСО 9001. Так как стандарт имеет универсальный характер, т.е. пригоден к использованию любыми организациями, данная модель тоже в достаточной мере универсальна и может быть взята за основу при построении структурной модели любой СМК, но ее следует адаптировать под специфику деятельности организации и сложившийся характер взаимодействия процессов.

Каждый процесс должен иметь своего «владельца» и своего потребителя.

«Владелец» процесса (ответственный за процесс) – это должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями и несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса.

При распределении ответственности за процессы можно воспользоваться матрицей ответственности (табл.2.7.). На пересечении строки с наименованием процесса и столбца с указанием должностного лица или подразделения ставится знак, указывающий на ответственного за процесс (О), или исполнителя (оператора) процесса (Р). В матрице рекомендуется также указать, кому передаётся информация о процессе (и). Должностные лица и подразделения указываются в матрице в соответствии с организационной структурой.

Таблица 2.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: