Натуральное хозяйство и его основные черты. Товарное производство и его основные черты. Условия возникновения и развития товарного производства

Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты для удовлетворения своих собственных потребностей, а не для обмена, не на рынок.
Его признаки:

  • замкнутость,
  • ограниченность и разобщенность производства,
  • медленные темпы развития.
  • Традиционность

Тип хозяйствования, при котором продукты труда производятся отдельными хозяйствующими субъектами не для собственных, а для общественных нужд, определяемых рынком, называют товарным производством

Основные черты товарного производства:

· развитая система общественного разделения труда, где каждый производитель специализируется на производстве одного какого-нибудь продукта;

· продукты делаются только с целью продажи, в силу чего они сначала приобретают форму товара;

· товарно-денежные отношения принимают общий характер (все продается и покупается);

· формируются единые национальные рынки;

· связь между производством и потреблением опосредствованный рынком (каждый товар, прежде чем он будет потреблен, заранее проходит через акт купли-продажи);

· товары делаются на неизвестный рынок.

Главный недостаток натурального хозяйства заключался в том, что крайне низкий уровень производства обеспечивал лишь минимальные условия жизни производителей, поэтому на смену натуральному хозяйству пришло товарное производство.

Можно выделить две главные причины разложения натурального хозяйства и возникновение товарного производства:

1. общественное разделение труда, при котором производители специализируются на производстве определенных продуктов. Истории известные два крупных общественных разделений труда: первое — разделение между земледелием и скотоводством, в результате которого возник обмен продуктами; второе — отделение ремесел и возникновение городов, в результате которого обмен получил дальнейшее развитие.

2. экономическое обособление производителей рамками частной собственности. Обособление состояло в отделении средств каждого производителя и осуществимые ими самостоятельного движения, в наличии ярко выраженного экономического интереса, собственности на сделанный продукт, определенных обязательствах производителя перед государством и партнерами.

11 Понятие рынка, его возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка.

рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок возник и развился в Западной Европе, став ее достоянием и начал распространяться по всем континентам примерно с 12 века.

Условия возникновения рынка:
1. общественно разделение труда.
2. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности.
3. самостоятельное принятие решений.
4. расширение объема товарных связей.

Субъекты рыночных отношений – домохозяйства, предприятия, фирмы…

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: