Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты для удовлетворения своих собственных потребностей, а не для обмена, не на рынок.
Его признаки:
- замкнутость,
- ограниченность и разобщенность производства,
- медленные темпы развития.
- Традиционность
Тип хозяйствования, при котором продукты труда производятся отдельными хозяйствующими субъектами не для собственных, а для общественных нужд, определяемых рынком, называют товарным производством
Основные черты товарного производства:
· развитая система общественного разделения труда, где каждый производитель специализируется на производстве одного какого-нибудь продукта;
· продукты делаются только с целью продажи, в силу чего они сначала приобретают форму товара;
· товарно-денежные отношения принимают общий характер (все продается и покупается);
· формируются единые национальные рынки;
· связь между производством и потреблением опосредствованный рынком (каждый товар, прежде чем он будет потреблен, заранее проходит через акт купли-продажи);
· товары делаются на неизвестный рынок.
Главный недостаток натурального хозяйства заключался в том, что крайне низкий уровень производства обеспечивал лишь минимальные условия жизни производителей, поэтому на смену натуральному хозяйству пришло товарное производство.
Можно выделить две главные причины разложения натурального хозяйства и возникновение товарного производства:
1. общественное разделение труда, при котором производители специализируются на производстве определенных продуктов. Истории известные два крупных общественных разделений труда: первое — разделение между земледелием и скотоводством, в результате которого возник обмен продуктами; второе — отделение ремесел и возникновение городов, в результате которого обмен получил дальнейшее развитие.
2. экономическое обособление производителей рамками частной собственности. Обособление состояло в отделении средств каждого производителя и осуществимые ими самостоятельного движения, в наличии ярко выраженного экономического интереса, собственности на сделанный продукт, определенных обязательствах производителя перед государством и партнерами.
11 Понятие рынка, его возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка.
рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок возник и развился в Западной Европе, став ее достоянием и начал распространяться по всем континентам примерно с 12 века.
Условия возникновения рынка:
1. общественно разделение труда.
2. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности.
3. самостоятельное принятие решений.
4. расширение объема товарных связей.
Субъекты рыночных отношений – домохозяйства, предприятия, фирмы…
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.