О важности налогов и необходимости их уплаты метко выразился в свое времяБенджамин Франклин: "Платить налоги и умереть должен каждый". Налоги - платаза цивилизованность, необходимое условие существования государства. Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственностифизических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местнойвласти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности. Налог - это:1) обязательный взнос в бюджет;2) изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающеесякаким-либо обязательством со стороны налоговых органов;3) определенный по размерам и срокам платеж;4) юридически устанавливаемый платеж. Налоговая система - это: 1) совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;2) система методов и принципов налогообложения;3) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;4) государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.Современные системы налогообложения сложились в результате длительнойэволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольноэкзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани иогороды и пр.Современные системы налогообложения ориентированы на эффективность. Ноэффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения сучетом принципа справедливости. То есть налогообложение должнобыть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующиеосновные принципы установления налогов:· Принцип полученных благ. В соответствии с этим принципомте, кто получает большую выгоду от предоставления государством благ и услуг,должны их в большей мере и оплачивать. Примерами налогов, взимаемых всоответствии с этим принципом, являются налоги на владельцев транспортныхсредств, сборы с владельцев собак и другие виды налогов, которые используютсяна целевое финансирование каких-либо мероприятий.· Принцип платежеспособности. В соответствии с ним тяжестьналогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретногодохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек илиюридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги.Примеры: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налогс физических лиц и т.п. Это - основной принцип установления налогов.· Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Так, в качестве примеранесправедливого применения налогообложения обычно приводят взимание налогов сприбыли акционерных обществ, включающей дивиденды, а затем с дивидендов - всоставе доходов акционеров.· Принцип простоты. Налоги должны быть простыми, понятнымии удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающихналоги.Существуют различные признаки классификации налогов. По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход илиимущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными. Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имуществоуплачивают собственники определенных видов имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в ценетовара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами напотребление. Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенныепошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваютсяпотребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные - воФранции и Италии.В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает ираспоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные,субъектов Федерации и местные. С позиций роли в формировании доходов региональных бюджетовналоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период какдоходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно врегиональные и местные бюджеты. Регулирующие "дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимойдостаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровнейс целью покрыть дефицит.В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленнуюстоимость, подоходный налог.Введем ряд понятий, необходимых для характеристики системы налогообложения.Это - элементы налога. Каждый налог содержит такие элементы как: субъект,объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы. Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежитобязанность уплатить налог за счет собственных средств.Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства) налогоплательщиков делят на лиц:· имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве(резиденты);· не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты). · Важное различие их состоит в том, что резиденты платят налоги на вседоходы, полученные на территории данного государства, нерезиденты· только на доходы, полученные из источников в данном государстве. Онинесут ограниченную налоговую обязанность. Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам: · организационно-правовая форма предпринимательства. Так,различается налогообложение АО, товариществ и индивидуальных предпринимателей.· форма собственности. В силу декларированногоКонституцией равенства форм собственности, это деление не может использоватьсяшироко, однако для достижения фактического равенства в условиях экономическойдеятельности государственных и приватизированных предприятий, первымпредоставляются налоговые льготы.· по численности работающих. При соответствии почисленности критерию малого предприятия устанавливаются определенные льготы.· по видам хозяйственной деятельности. Для предприятийотдельных отраслей предлагаются налоговые льготы в целях стимулированияпроизводства, структурной перестройки. Это - одна из форм селективнойподдержки. Объект налогообложения - это те юридические причины, которыеобусловливают обязанность уплатить налог.Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплатысобственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получениенаследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующихналогов. Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которыеобосновывают взимание соответствующего налога.К примеру, земельный участок - предмет налогообложения, но объект, как ужебыло указано, - право собственности на него. Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, накоторую начисляются налоги.Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения. Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютнаясумма налога (например, 1000 р. за 1 га пашни). Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых доляхобъекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложенияприбыли, дохода (например, 12 процентов с каждого рубля зарплаты).Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога взависимости от роста налоговой базы.Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которымиформируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные ирегрессивные. При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка(а не сумма) налога. Пропорциональный налог означает неизменностьставки при изменении величины базы налогообложения. Примерпропорционального налогообложения - налог на прибыль. Ставка налога одинаковадля плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Историческипропорциональные налоги рассматривались как справедливые.Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается помере возрастания налоговой базы. Он предусматривает не только большуюабсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере ростаналоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог сфизических лиц (граждан). Регрессивный налог предполагает понижение ставки по мере роста дохода. Он может приносить большую абсолютную сумму, но составлять меньшую долюпо мере роста доходов налогоплательщика. В экономическом смыслерегрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог надобавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавкук цене товара. Покупатели одного и того же товара платят одинаковую сумму сединицы товара, обложенного косвенным налогом. Поскольку часто люди с разнымидоходами приобретают одни и те же товары, то в доходах более состоятельныхлюдей они составляют меньшую долю. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъектав соответствии с действующим законодательством.Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-подналогообложения отдельных объектов налогообложения. Например, не подлежитналогообложению прибыль, полученная от производства продуктов детского питания. Скидки - это льготы, так же как и изъятия направленные на сокращениеналоговой базы. Скидки часто связаны не с доходами, а с расходаминалогоплательщика. Например, при взимании налога на прибыль в 1997 г.исключается часть прибыли, идущая на развитие производства и жилищноестроительство. Налоговые кредиты - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставкиили суммарного налога. Большинство видов налогового кредита являетсябезвозвратным и бесплатным (в отличие от банковского кредита). Применяют такие формы налогового кредита, как:· снижение ставки налога. Например, для предприятий, вштате которых не менее 50 % составляют инвалиды, ставка налога на прибыль на1997 г. снижена в 2 раза.· сокращение суммарного (валового) налога. Сокращениеможет быть частичным и применяться на определенное время или бессрочно.Возможно и полное освобождение от уплаты налога на определенный период(налоговые каникулы). Так, в первые два года с момента регистрации полностьюосвобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству ипереработке сельскохозяйственной продукции.· Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Например,подоходный налог может быть уплачен по заявлению налогоплательщика в рассрочкудо 1 года уплатой процентов.В цивилизованной рыночной экономике налоговая система должна выполнятьследующие функции:1. фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходамидля финансирования государственных социально-экономических функций. Эта задачабыла единственной на ранних этапах становления налоговых систем. Онапревалирует в развивающихся странах в ущерб другим функциям;2. социальную, то есть налоговая система должна способствоватьреализации принципов социальной справедливости. Признано, что косвенноеналогообложение несет потенциал социальной несправедливости. Несправедливостькосвенных налогов усматривается и в том, что они стимулируют инфляцию. В связис задачами реализации принципа социальной справедливости и стимулированияэкономической деятельности актуальна проблема двойного налогообложения. Онавозникает при неурегулированности налогообложения АО при параллельномналогообложении всей прибыли акционерных компаний и дивидендов акционеров этойже компании. В современной практике двойное налогообложение чаще всего связанос проведением фирмами зарубежных операций, которые могут подпадать поднесогласованное налогообложение двух или нескольких стран.3. регулирующую, то есть функцию стимулирования экономическойдеятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов. Так, втеории и практике западного налогообложения признано, что изъятие посредствомналогообложения более 50 % прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательскойдеятельности;Налоги все больше используются для регулирования отраслевой и территориальнойструктуры производства.Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, граждан, страныв целом является налоговое бремя, то есть доля всех уплачиваемыхналогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.В 90-х годах в Российской Федерации стала формироваться налоговая система,соответствующая требованиям социально ориентированной рыночной хозяйственнойсистемы и федеративного государственного устройства.В 1991 году был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации". Закон установил перечень налогов, сборов и пошлин, определил права,обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Всоответствии с Законом впервые налоги были разделены на три вида: федеральные;субъектов федерации; местные. Существенные изменения были внесены УказомПрезидента РФ № 2268 от 22 декабря 1993 г. Современная налоговая система иперечень основных видов налогов даются в новом Налоговом кодексе РоссийскойФедерации[37].Рассмотрим основные виды налогов, применяемых в Российской Федерации.· Подоходный налог с физических лиц (граждан) - прямойпрогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов граждан. ВРоссийской Федерации с 1999 года основная ставка - 12 %. При доходах свыше 50тыс.руб. применяется прогрессивная ставка. Подоходный налог является регулирующим налогом.· Налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций- прямой пропорциональный налог. Налоговая ставка распределена междубюджетами.· Налог на добавленную стоимость - косвенный, следовательно, регрессивный налог. (Добавленная стоимость - цена продажиза вычетом затрат на покупку экономических ресурсов.) Регулирующий налог, составляет значительную часть доходов федерального бюджета и, во многихслучаях, региональных. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающеевлияние на экономический рост.· Акцизы - сборы, взимаемые при продаже особых(подакцизных) товаров. Утверждаются особым законом. Обычно устанавливаются натабачные изделия, алкоголь, драгоценности, нефтепродукты и т.д. Это - косвенный, регрессивный, регулирующий налог, устанавливаемый на товары снеэластичным спросом. Ставки дифференцированы.· Поимущественные налоги - на личное имущество граждан иимущество (фонды) предприятий (юридических лиц). Поимущественные налоги вбольшинстве стран закрепляются за региональными и местными бюджетами. Это - прямые, пропорциональные, закрепленные (собственные) налоги.Существует острая необходимость в радикальной реформе действующей налоговойсистемы России. Основные недостатки существующей в Российской Федерацииналоговой системы:1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно напредпринимательский сектор)2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедурналогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговойсистемы.3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятиедоходов, недостаточная стимулирующая составляющая.4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.В силу наличия указанных и других недостатков в российской налоговой системепредполагается ее реформирование. Одним из главных условий реформы являетсяпринятие Налогового кодекса Российской Федерации. Основные направленияналоговой реформы: · упрощение налоговой системы Российской Федерации;· уменьшение числа налогов, сборов и платежей путем ихобъединения или частичного упразднения (в 5-6 раз по сравнению с действующейналоговой системой, главным образом, за счет налогов, введенных на региональноми местном уровне);· сокращение налогового бремени на предпринимательскийсектор, усиление стимулирующей функции;· отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки (таких какналог на пользователей автомобильных дорог, местный налог на содержаниесоциальной сферы);· сокращение и упорядочение налоговых льгот; · существенное расширение прав местных администраций в областильготного налогообложения малого бизнеса;· установление стабильных нормативов распределения налоговыхпоступлений между бюджетами различных уровней. Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства Вопросы: 1. Кредит в рыночной экономике2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки3. Денежный рынок4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты Говорят, Ленин считал, что разложение системы денежного обращения – лучшийспособ уничтожения капиталистического строя. Ленин был безусловно прав. Нетболее верного и действенного способа ниспровержения основ существующегообщественного устройства, чем подрыв денежной системы. Дж.М. Кейнс Наряду с финансовым регулированием немаловажным направлениеммакроэкономической политики является денежно-кредитная политика государства.Инструментом денежно-кредитной политики является изменение величины денежноймассы, обращающейся в стране, и изменение «цены кредита», то есть ссудногопроцента. Следовательно, рассмотрение денежно-кредитной политики требуетпредварительного ознакомления с кредитными отношениями и условиямиформирования ссудного процента на денежном рынке, а также анализа структуры имеханизма функционирования современных банковских систем.