Денежно-кредитная политика: цели и инструменты

Участники финансовых рынков, предпринимательские круги внимательно следят задействиями центральных банков, проводящих денежно-кредитную политикугосударства, поскольку денежная политика может оказать большое влияние наразвитие инфляционных процессов, динамику национального производства, уровеньбезработицы. Кредитно-денежная политика государства состоит в изменении денежногопредложения (количества денег в обращении) в целях изменения спроса, уровня ценв национальной экономике, объема национального производства и занятости.Главными целями денежно-кредитной политики являются:· снижение денежного предложения в периоды инфляции;· расширение количества денег в обращении в периоды спадов и безработицы.Изменение денежного предложения осуществляется, главным образом, не путемувеличения или сокращения эмиссии наличности, а посредством воздействия наобъемы коммерческого кредитования. Денежно-кредитная политика может бытьнаправлена либо на стимулирование кредита (кредитная экспансия), либона его сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) Основные инструменты кредитно-денежной политики реализует Центральныйбанк, проводя:· политику минимальных резервов;· политику открытого рынка (операции с государственными ценными бумагами);· учетную политику.Основной проблемой российской экономики 90-х годов была жесткая инфляция. Вэтой связи основными мерами государственной денежно-кредитной политики былидействия, направленные на снижение денежной массы. а) Политика минимальных резервов Мы уже отмечали, что коммерческие банки должны хранить в Центральном банкеобязательные резервы. Минимальные резервы выполняют две основные функции в регулирование банковской системы. Первая состоит в том, что они какликвидные средства служат обеспечением обязательств коммерческих банков подепозитам клиентов. Изменяя нормы обязательных резервов, Центральный банкподдерживает ликвидность коммерческого банка на минимально допустимом уровне всоответствии с экономической ситуацией. Другая функция минимальных резервов состоит в реализации целейденежно-кредитной политики. Посредствам изменения нормативов резервированияЦентральный банк регулирует масштабы кредитной эмиссии коммерческих банков. Отметим важное свойство банковской системы: банковская система в целомобладает способностью к изменению денежного предложения. Это связано с тем,что не все средства, аккумулируемые в банках, хранятся в них непосредственно.В условиях нормального функционирования банковской системы приток новых вкладовв каждый данный момент примерно равен обычно по объему снимаемым со счетовсредствам, поэтому потребности в 100 % резервировании вкладов нет. Вместе с тем Центральный банк обязывает коммерческие банковские учреждения резервироватьчасть вкладов, то есть устанавливает обязательные нормы резервированиякак процент от активов. Рассмотрим пример. Допустим, что обязательная резервная норма. (rr)составляет 20 %, или 1/5 (в долях). Рассмотрим баланс коммерческого банка,назовем этот банк Первым. Пусть сделан новый вклад на текущий (расчетный)счет Первого банка в 1 000 млн. рублей. Тогда из этих 1 000 млн. рублей,находящихся на счетах Первого банка, 800 млн. могут быть направлены накредитование. Предположим, что часть средств с банковских счетов направляетсяна кредитование - например, семей для покупки жилья или фирм для инвестиций. Баланс Первого коммерческого банка
Актив Пассив
Обязательные резервы 200 млн. руб. Депозиты 1 000 млн. руб.
Кредиты выданные 800 млн. руб.    
Обратим внимание, что выдавая кредит, Первый банк увеличивает предложениеденег на 800 млн. рублей: вкладчики по-прежнему имеют 1 000 млн. рублей натекущих (расчетных) счетах, но теперь еще 800 млн. руб. наличности находитсяна руках у заемщиков. Операциями Первого банка процесс создания денег незавершается. Если заемщик вносит полученные 800 млн. руб. на счет во Второйбанк, то происходит следующее. Приняв вклады на 800 млн. руб., 20 % банкпомещает в резервы и выдает кредиты на 640 млн. руб. Если эти 640 млн. руб.положить в Третий банк, то он поместит 128 млн. руб.(20 %) в резервы и сможетвыдать кредиты на 512 млн. руб. Каждый новый вклад и новый кредит увеличиваютденежную массу. Баланс Второго коммерческого банка
Актив Пассив
Обязательные резервы 160 млн. руб. Депозиты 800 млн. руб.
Кредиты выданные 640 млн. руб.    
Баланс Третьего коммерческого банка
Актив Пассив
Обязательные резервы 128 млн. руб. Депозиты 640 млн. руб.
Кредиты выданные 512 млн. руб.    
В процессе создания денег участвует огромное количество банков, поэтому можнопредположить, что рост предложения денег не ограничен. Новый депозитный вкладв 1 000 млн. рублей может породить цепочку кредитов и следующее изменение впредложении денег:Сумма первоначального вклада = 1 000 млн. рублейКредиты Первого банка = (1 - rr) * 1 000 млн. рублейКредиты Второго банка = (1- rr)2 * 1 000 млн. руб.Кредиты Третьего банка = (1- rr)3 * 1 000 млн. руб........................................... DМ = (1 + (1- rr) + (1- rr)2+(1- rr)3 +...)1 000 = (1/ rr) * 1 000 млн. рублейКаждый помещенный в банк 1 млн. рублей может создать новых денег (1/rr) млн.рублей. В нашем примере первоначальному вкладу в 1 000 млн. рублейсоответствует рост денежной массы на 5 000 млн. рублей. Мы видим, чтобанковская система мультиплицирует новые депозитные вклады.Обозначим величину (1/ rr) через m, и назовем ее денежным мультипликатором. Денежный мультипликатор действует и в обратном направлении, то есть в случаеизъятия депозитов должно произойти столь же многократное сокращение их общегообъема. на практике изменения ввиду погашающего влияния ряда рыночныхфакторов более умеренны. тем не менее мультипликационный характер денежныхимпульсов сохраняется.Итак, эмиссию наличности осуществляет Центральный банк страны, но безналичнаяэмиссия Центральным банком не производится и не контролируется имнепосредственно. Если ЦБ РФ стремится к увеличению денежной массы, ему следует снизитьнорму обязательных резервов. Уменьшение нормы расширяет возможностикредитования банков и способствую созданию новых денег в соответствии свеличиной денежного мультипликатора.Впервые метод обязательных резервов был использован в 1913 г. в США, а затемвоспринят многими странами, в том числе, Германией после второй мировойвойны, Францией - в 1967 г., в Великобритании был введен в 1961 году, однакоиспользуется гораздо меньше.В 1992-1995 гг. обязательное резервирование было основным инструментомденежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. Активноеиспользование этого инструмента было связано с неразвитостью национальногорынка ценных бумаг и ограниченностью рефинансирования. В 1992 - 1996 гг.Центральный банк по нескольку раз в год менял резервные требования, то естьпорядок и нормы резервных отчислений.В настоящее время как в отечественной, так и в мировой практике наблюдаетсяобщая тенденция к отходу от активного использования резервных требований. Это связано с чрезмерной жесткостью данного инструмента. Увеличение резервныхнорм резко снижает объем работающих активов коммерческих банков, ихприбыльность. Использование этого инструмента в таких странах какВеликобритания, Япония, Голландия и Франция требует одобрения правительства,что создает административные лаги.Исследованием воздействия резервной политики на динамику денежной массызанимались видные западные ученые, специалисты в этой области, такие как Л.Харрис, М. Фридман. Как сильный фактор регулирования денежного предложения,имеющий прямой характер действия, хотя и чреватый побочными эффектами, минимальные обязательные резервы они относят к мерам долгосрочного характера, тоесть к мерам, не подлежащим частым изменениям. Учитывая указанные особенности нормирования минимальных резервов, в зарубежнойпрактике денежно-кредитного регулирования этот инструмент используется довольноредко и, как правило, в последнюю очередь. Так, Федеральная Резервная СистемаСША с 1980 года не пересматривала свои требования к уровню обязательныхрезервов, за исключением небольшой корректировки в 1990 году[39].В современных условиях, увеличивая в целом нормы резервирования, Центральныйбанк России стимулирует долгосрочные инвестиции, устанавливая для последнихминимальные резервные ставки.Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцирование взависимости от видов депозитов. На конец 1996 года действовали следующиенормативы обязательных резервов:· по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 днейвключительно – 16%;· по срочным обязательствам от 31 до 90 дней включительно - 13%;· по срочным обязательствам свыше 90 дней -10%;· по валютным вкладам - 5%.Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в распоряженииЦентрального банка, который может их использовать по своему усмотрению.Например, перераспределить депонированные коммерческими банками средства нарезервных счетах, предоставляя их в качестве ссуд по своей официальнойпроцентной ставке банковским институтам, испытывающим потребность в кредите. Политика открытого рынка Политика открытого рынка сводится к купле-продаже государственных ценныхбумаг: облигаций и казначейских векселей. Главными контрагентами(покупателями или продавцами) здесь чаще всего выступают коммерческие банки,обладающие крупным портфелем ценных бумаг, но возможны эти операции и снаселением непосредственно. Покупка и продажа осуществляются по свободнымценам, формирующимся на основе взаимодействия спроса и предложения.Расширение продаж ценных бумаг частично “сковывает” денежную массу,находившуюся в обращении, она “не давит” на товарный рынок, тем самымсдерживается инфляция спроса.Операции с ценными бумагами являются основной формой кредитно-денежногорегулирования в современных индустриально развитых странах. У нас рынокценных бумаг только формируется, вместе с тем государственные ценные бумагина сегодняшний день - наиболее привлекательные ценные бумаги на отечественномфондовом рынке. Масштабы продаж ГКО/ОФЗ возрастают. Так, если на начало 1994г. было продано ГКО/ОФЗ на сумму менее 0,2 трлн. руб., то к концу 1996 г. –почти на 30 трлн. рублей. Вместе с тем операции с государственными ценнымибумагами составили не более 1% от активов коммерческих банков.Следует отметить, что антиинфляционный эффект продажи государственных ценныхбумаг достигается лишь в том случае, если собранные Центральным банкомсредства от продажи ценных бумаг не расходуются. Несмотря на это средство отпродажи ГКО/ОФЗ в последние годы направлялись, в основном, на финансированиебюджетного дефицита, что привело к финансовому кризису в августе 1998 года. Процентная политика. Процентная политика является важнейшим инструментом кредитногорегулирования: она применяется с середины XIX века. Возникновение этого методаденежно-кредитной политики связано с превращением центрального банка вкредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него векселя илиполучали кредиты под собственные долговые обязательства.Процентная политика проводится путем установления и пересмотра официальнойпроцентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучетуценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковскихучреждений).Изменяя ставки по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияетна величину денежной массы, регулирует спрос коммерческих банков на кредит. Повышение официальных учетных ставок затрудняет для коммерческих банковполучение кредитных ресурсов, что сдерживает их возможности расширения операцийс клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние нарыночные процентные ставки, определяемые коммерческими банками самостоятельно,в соответствии с конъюнктурой рынка кредитных ресурсов.Размер процентных ставок Центрального банка не всегда должен изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков.Возможно отклонение от нее в ту или иную сторону. Наряду с этим установлениеЦентральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческихбанков одним из главных ориентиров, характеризующих основные изменения политикиЦентрального банка в контроле за динамикой денежной массы.При проведении сдерживающей инфляцию политики Центральный банк поднимаетуровень официальной ставки; ужесточает условия учета и переучета векселей:· повышает требования к качеству векселей;· устанавливает ограничения контрагентов переучета;· вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселейнеперспективных отраслей) и т.д.Стимулирование конъюнктуры достигается противоположными методами.Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX - началеXX в.в. В 30-х годах нашего столетия Центральные банки проводилирекомендованную Кейнсом политику низких процентных ставок и обильногокредитования. Так, в Англии в 1932 - 1951 г.г. учетная ставка сохранялась науровне 2%, в США с 1937 по 1948 гг. – 1%.В условиях высокой инфляции 90-х годов Центральный банк РФ проводил линию наужесточение ставок рефинансирования. Учитывая замедление в 1996-1997 гг.темпов инфляции, Банк неоднократно изменял ставку рефинансирования, снизив еесо 160 до 21 процента. В конце 1997 года в условиях высоких инфляционныхожиданий, связанных с предстоящей деноминацией, ЦБ РФ поднял ставкурефинансирования до 28%. 2 февраля 1998 произошло еще одно повышение ставкирефинансирования - уже до 42%. Текущая ставка рефинансирования (на 12.04.98)установлена на уровне З0% годовых.В современных условиях рефинансирование коммерческих банков Центральный банкРФ осуществляет посредством так называемых ломбардных кредитов, то естькредитов под залог государственных ценных бумаг (ГКО/ОФЗ). Эта мера позволяетподдерживать необходимый уровень ликвидности и стабильности банковскойсистемы.Представим в таблице рекомендации по применению инструментов кредитно-денежной политики.
Политика дешевых денег (спад, безработица) Политика дорогих денег (инфляция)
1. Скупка государственных ценных бумаг Центральным банком 1. Продажа государственных ценных бумаг Центральным банком
2. Снижение нормы обязательных резервов 2. Увеличение нормы обязательных резервов
3. Снижение учетной ставки Центрального банка 3. Повышение учетной ставки Центрального банка
Интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики может бытьпредставлена следующими графиками Рисунок 70. Меры Центрального банка по увеличению денежного предложенияприводят к снижению процентной ставки коммерческих банков. Снижение процентной ставки вызовет рост инвестиционной активности на величину DI=I1-I2 Рисунок 71. Рост инвестиций при снижении процентной ставки Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину Л1, чтовызовет мультипликационное увеличение объема национального производства навеличину DY=Y2-Y1. Рисунок 72. Рост инвестиций при увеличении совокупного спроса. В условиях финансовой стабилизации, снижения темпов инфляции в РоссийскойФедерации важнейшей задачей денежно-кредитной политики становится преодолениеспада, увеличение инвестиций в национальную экономику, стимулирование деловойактивности. Значит, следует ожидать применения инструментов политики дешевыхденег. Однако она должна применяться гибко, с тем, чтобы не повлечь очереднойвсплеск инфляционных процессов. БЮЛЛЕТЕНЬ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ № 1(56) Таблица 18. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Период действия %
1.01.91-09.04.92  
10.04.92-22.05.92 23.05.92-29.03.93 30.03.93-01.06.93  
02.06.93-21.06.93  
22.06.93-28.06.93  
29.06.93-14.07.93 15.07.93-22.09.93  
23.09.93-14.10.93  
15.10.93-28.04.94 29.04.94-16.05.94 17.05.94-1.06.94 2.06.94-21.06.94 22.06.94-29.06.94  
30.06.94-31.07.94  
1.08.94-22.08.94 23.08.94-11.10.94  
12.10.94-16.11.94  
17.11.94-5.01.95  
6.01.95-15.05.95 16.05.95-18.06.95 19.06.95-23.10.95  
24.10.95-30.11.95  
1.12.95-9.02.96  
10.02.96-23.07.96  
24.07.96-18.08.96  
19.08.96-20.10.96  
21.10.96-1.1296 2.12.96-9.02.97 10.02.97-27.04.97 28.04.97-15.06.97 16.06.97-5.10.97 6.10.97-10.11.97 11.11.97-1.02.98 2.02.98-  
Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции Вопросы: 1. Кривая Филлипса. Стагфляция2. Современные макроэкономические концепции

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: