Современные макроэкономические концепции

Кейнсианские макроэкономические принципы господствовали в практикерегулирования экономики развитых капиталистических стран до 70-х годов. Моделикейнсианского креста и другие математические интерпретации его теориирассматривались как общепринятые в обучении экономической теории. Дляпрогнозирования макроэкономических тенденций и выработки мероприятий погосударственному регулированию экономики использовались большиемакроэкономические модели, концептуально опиравшиеся на подходы Кейнса.Особенности экономического развития западных стран в 70-е годы заставиликритически переосмыслить принципы и рекомендации Кейнса и егопоследователей. Кейнсианская теория и рекомендации оказались неприемлемыми всложившихся условиях стагфляции. Прежнее единство во взглядах намакроэкономические проблемы было разрушено.Вместе с тем макроэкономика получила новый импульс к развитию. Оформились новые самостоятельные направления научных исследований, быливыработаны новые подходы к анализу и предложены полезные рекомендации попреодолению негативных явлений в экономике.Рассмотрим важнейшие, альтернативные кейнсианству, макроэкономические концепции.Главной альтернативой кейнсианству стал монетаризм. Возникновениемонетаризма восходит к 50-м годам, когда группа ученых Чикагского университетаво главе с Милтоном Фридменом выступила с критикой кейнсианства.Как правило, монетаризм рассматривают как вариант денежной теории. Действительно, исследования в области теории денег - наиболее значимыйвклад монетаризма в развитие современной макроэкономической теории.Но принципиальное отличие монетаризма от кейнсианства - в том, чтомонетаристы, реставрируя классические подходы, утверждают, что государственноерегулирование экономики разрушает способность рыночной экономики ксаморегулированию. Они считают допустимыми лишь косвенные формы воздействия наэкономику, прежде всего, посредством денежно-кредитной политики Центральногобанка.Как известно, кейнсианцы рассматривают в качестве наиболее эффективнойформы макроэкономического регулирования финансовую (фискальную) политику, а влияние денежно-кредитной политики считают менее эффективным, опосредованнымвоздействием ставки банковского процента на величину инвестиций. Последние,являясь элементом совокупного спроса порождают изменение равновесного объеманационального производства. Рисунок 74. Кейнсианский взгляд на денежно-кредитную политику Монетаристы считают денежное предложение единственным фактором,определяющим уровень производства, занятости и цен. Они полагают, что ростденежного предложения непосредственно влияет на все составляющие совокупногоспроса. Рисунок 75. Монетаристский взгляд на денежно-кредитную политику По мнению монетаристов, если государство будет строго контролироватьпредложение денег, не допускать резких колебаний в объеме денежной массы, тостабильность экономического развития будет обеспечена.Рассматривая денежно-кредитную политику в качестве сильного инструмента влиянияна макроэкономическое равновесие, М.Фридмен и другие монетаристы считают, чтоправительство не должно использовать ее в качестве меры макроэкономическойстабилизации. Они считают, что дискретная денежно-кредитная политиканеэффективна из-за временных лагов. К примеру, сокращение денежногопредложения как антиинфляционная мера, может обусловить снижение совокупногоспроса в тот период, когда требуются уже меры противоположного порядка - постимулированию экономики.Монетаристы предлагают правительствам соблюдать так называемое“ монетарное правило ” - поддерживать постоянный темп роста денежной массы.Рационально, по их мнению, обеспечивать устойчивый рост денежногопредложения на 3-5% в год. Постоянно растущее денежное предложениеобусловливает расширение совокупного спроса и стабильный экономический рост.Рекомендации монетаристов стали применяться на практике в капиталистическихстранах в начале 80-х годов. Наиболее последовательно они использовались вСША и Великобритании в системе мер рейганомики и тетчеризма. Результатомявилось сокращение темпов инфляции. Однако с помощью проводившейся политикине удалось решить многие сложные проблемы: справиться с бюджетным дефицитом,обеспечить выполнение социальных программ и т.п. Монетарное регулирование возможно лишь при определенных условиях. Денежно-кредитная политика предполагает наличие развитого финансового рынка иего институтов, таких как банки и финансово-кредитные учреждения; фондовыебиржи и внебиржевой рынок ценных бумаг; разнообразные формы кредитных денег:депозиты, векселя; курс национальной валюты, отражающий ее покупательнуюспособность.Учитывая отсутствие или недостаточное развитие вышеперечисленныхинститутов финансового рынка в отечественной экономике, многиеаналитики считают неприемлемыми меры денежно-кредитной политики и другиерекомендации монетаристов для экономической стабилизации в нашей стране.Даже в развитом рыночном хозяйстве монетарная политика имеет ограниченныйдиапазон применения: в основном, она используется для борьбы с инфляцией при отсутствии глубокого спада в экономике и относительно стабильномкурсе национальной валюты. Сокращение денежной массы обусловливает падение покупательского спросанаселения. При умеренной инфляции это приводит к стабилизации цен инезначительному спаду производства. Но в условиях галопирующей и, тем более,гиперинфляции сдерживающая монетарная политика грозит глубоким спадом вэкономике.Спад производства в России за годы реформ по своим масштабам ипродолжительности превысил все известные в истории кризисы мирного времени,включая Великую депрессию 1929-1933 г.г. При общем падении производства болеечем на 40 % в ведущих отраслях экономики: машиностроении, промышленномстроительстве, легкой и пищевой промышленности производство сократилось в 4-5раз.Известный отечественный экономист Н.Шмелев считает, что это - следствие“сознательно проводившейся в 1992-1995 г.г. политики резкого сокращенияденежной массы и платежеспособного спроса. За эти годы цены в стране вырослипримерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в оборотеувеличилось в 230 раз.”[40] “...действием этого фактора можно объяснить до 57% общего объема паденияпроизводства.”[41]В известном учебнике по экономической теории П.Хейне “Экономическийобраз мышления” указывается: “Монетаристские меры имеют довольно узкий диапазонприменения (не годятся в условиях спада) и не всегда достигают цели.Монетаристская концепция имеет антисоциальную направленность, ставит во главувсего деньги, их добывание, утверждает социальный эгоизм”.В 1976 г. М.Фридмен получил Нобелевскую премию в области экономики, но в 80-е годы рекомендации монетаристов перестали давать надлежащий эффект, чтообусловило волну критики со стороны экономистов и политиков.В последние десятилетия в западных странах получило развитие новое классическоенаправление экономическое теории, которое обозначило себя как “теориярациональных ожиданий”. Суть теории рациональных ожиданий (ТРО) сводится к следующим основнымположениям:· потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционируетэкономика, они способны оценить будущие результаты политических и другихизменений и ведут себя в соответствии с принципами рациональности так, чтобыизвлечь из этого максимум выгоды (иметь минимум потерь);· когда люди реагируют на ожидаемые результаты стабилизационной политики,эффективность ее сводится к нулю. Поэтому сторонники ТРО выступают противпроведения дискретной бюджетной или денежно-кредитной политики.Рассмотрим принципы ТРО на примере политики дешевых денег. Пусть в целяхувеличения объемов производства и занятости правительство намерено увеличитьденежную массу. Если правительство заблаговременно оповестило население онеобходимости проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, тоэкономические агенты, опасаясь инфляционных потерь, предпримут защитные меры:· рабочие будут требовать повышения заработной платы;· фирмы - повышать цены на выпускаемую продукцию;· кредиторы - поднимать уровень процентной ставки.Денежный импульс в этих условиях вызовет лишь пропорциональное увеличение цени заработной платы, а реальный национальный доход и занятость останутся напрежнем уровне. Другими словами, эффективность денежно-кредитной политикибудет близка к нулю.Среди наиболее популярных макроэкономических концепций в последние десятилетиятакже рассматривают теорию экономики предложения. Ее сторонникисчитают, что кейнсианство не может справиться с проблемой стагфляции потому,что придает ключевое значение совокупному спросу. Действительно, вкейнсианской теории производственные издержки и совокупное предложение играютпассивную роль.Известно, что, согласно кейнсианству, важнейшим направлениемгосударственного регулирования является бюджетно-налоговая политика. Так, более высокий уровень налогов сокращает покупательную способность исовокупный спрос, следовательно, имеет антиинфляционный эффект. Приверженцы теории экономики предложения убеждены, что большая частьналогов в конечном счете трансформируется в издержки предпринимателей иперекладывается на потребителей через цены. Налоги ускоряют инфляцию издержек.Сторонник теории экономики предложения Артур Лаффер вывел, что болеенизкие ставки налогов вполне совместимы с прежними, или даже большиминалоговыми поступлениями. Его концепция интерпретируется “кривой Лаффера” -моделью, указывающей на взаимосвязь между налоговыми ставками и суммарныминалоговыми доходами государства.На рисунке представлено, что до точки М возрастание налоговой ставкиспособствует увеличению поступлений налогов в бюджет. Но дальнейшееувеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов деловой активности,а также к стремлению уклониться от уплаты налогов. В результате суммарныеналоговые поступления снизятся. Рисунок 76. Кривая Лаффера Определение оптимальной ставки налогообложения - сложная задача экономического анализа и налоговой политики.Рекомендации теории экономики предложения использовались администрациейР.Рейгана для стабилизации американской экономики.В условиях стагфляции 70-х - 80-х годов для нормализации экономики применялся“коктейль” мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежноймассы, а с другой - на расширение предложения вследствие сокращения налоговыхставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита иросту государственного долга, что, вкупе с высокими процентными ставками,содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако в дальнейшем темпыроста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Тем не менеетакой путь избавления от стагфляции является слишком тяжелым.Альтернативой неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией может бытьиспользование системы мер воздействия на кривую совокупного предложения:· целевое финансирование и кредитование;· селективная поддержка отраслей;· протекционистские меры;· элементы политики доходов.Такие меры обусловливают меньшие социальные издержки.Представляется. что преодоление спада российской экономики требуетвнимательного изучения разнообразных подходов к макроэкономическойстабилизации. Наш опыт макроэкономического регулирования 90-х годов показалприменимость монетарной политики дорогих денег для обуздания инфляции инизкую эффективность монетаристских мер для преодоления экономического спада.Проведение антициклической политики в современных условиях России требуетбольшего внимания к мерам, стимулирующим спрос и предложение в национальнойэкономике, их гибкого применения и динамичной тонкой настройки. Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическаяполитика в российской федерации ВОПРОСЫ: 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальноеразвитие и региональная экономика2. Государственное регулирование территориального развития. Региональнаяэкономическая политика государства Предмет, цели и задачи курса «Региональная экономика», ее связь с другимидисциплинами. Вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку теории региональнойэкономики. Территориальное развитие и региональная экономика. Государственноерегулирование территориального развития; необходимость, цели и механизмы. Регион как субъект и объект региональной экономической политики РоссийскойФедерации. Правительственные программы региональной экономической политики 90-х годов:содержание и результативность. 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальноеразвитие и региональная экономика Доминантой современного развития нашей страны, наряду с переходом к рыночномухозяйствованию, является утверждение нового порядка отношений междуфедеральным центром и регионами, заметное расширение прав н ответственноститерриторий в решении собственных социально-экономических и других проблем.Каждый гражданин России все в большей мере ощущает себя как «Homoregionalius», испытывает как в быту, так и в профессиональной деятельностисвою зависимость от условий территориального развития, от того, в какомрегионе он живет и работает.Значительно изменились задачи и функции работников региональных органоввласти. Прежняя ориентация на скрупулезное выполнение установок вышестоящихинстанций, Центра не является гарантией успеха дела, которому служатуправленцы. Для принятия эффективных управленческих решений необходимоосновательное знание:a) местных проблем,b) отечественного и зарубежного опыта управлениярегиональными социально-экономическими процессами,c) научных достижений в области региональногоанализа и управленияС учетом этого во многих вузах страны, прежде всего, в региональных филиалахакадемии госслужбы, в соответствии с государственным образовательным стандартомвводится курс «Региональная экономика». К сожалению, по курсу отсутствуютне только учебно-методические пособия, но и типовая программа. Предлагаемыйнами вариант структуры курса был утвержден в Северо-западной Академиигосударственной службы при Президенте Российской Федерации.Ряд исследователей считают региональную экономику разделом экономическойгеографии или аналогом отраслевых экономик (экономики сельского хозяйства,экономики промышленности). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которойрегиональная экономика является ветвью общей экономической теории,относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональнуюэкономику как часть крупную подсистему национальной экономики(Макроэкономики).Курс методологически опирается на основы экономической теории и органическисвязан с конкретными экономическими дисциплинами, такими как экономическаягеография, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, экономика отраслей,статистика и др. Целью темы является изучение системы экономических условийтерриториального развития. Позднее мы укажем на нетождественностьтерриториального развития и роста экономического потенциала регионов. Однако, вбольшинстве случаев, благоприятное региональное развитие опирается на растущуюэкономику регионов. Задачами темы являются:· выявление экономических условий становления федерализма и местногосамоуправления в Российской Федерации;· анализ региональной экономической политики России 90-х годов;· рассмотрение условий становления региональной собственности ирегиональные аспекты приватизации государственной собственности;· анализ финансовых проблем регионального развития: вопросовстановления бюджетного и налогового федерализма, формирования местныхбюджетов;· исследование форм и методов регулирования региональной экономики вусловиях становления рыночного хозяйствования и регионального самоуправления.За рубежом известны работы таких специалистов в области региональнойэкономики как Вигман Ф., Изард У., Перлофф Г., Ричардсон X. и др., ряд этихработ переведены на русский язык. На наш взгляд, непосредственноеиспользование разработок зарубежных исследователей для выработки рекомендацийпо региональной экономике затруднено: все они ориентированы на условияразвитого рыночного хозяйства, "привязаны" к специфике национальныхгосударственных отношений, построены на основе сложившейся системырегиональной статической отчетности. Представляется проблематичной целесообразность простого копированиязарубежного опыта в российской региональной экономике.Рассмотрение региональных экономических проблем требует уточнения понятия"регион". В советской экономической науке понятие «регион» было введеноакадемиком Н. Некрасовым. Существует много точек зрения на это понятие.По-латыни "regio" - страна, область. В этом смысле чаще всего "регион"отождествляют с некоторой абстрактной территорией, частью территориальногопространства страны, не выделяя каких-либо факторов, кроме пространственного.В некоторых случаях под регионами подразумевают крупные экономические районы,то есть группу соседних административно- и национально-территориальныхобразований, таких как Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток, Север и т.п. Вдругих - субъекты федерации: края, области, автономии. В третьих - районы,города, городские районы в крупных городах, села и т.д.В монографии классика американской региональной экономики У.Изарда "Методырегионального анализа" регион характеризуется как открытая экономическаяединица в пределах данного государства[42]. Социальное управление. Словарь. /Под ред. В.И. Добренькова, И.М.Слепенкова. - М., Изд-во МГУ, 1994. - С. 134:«В настоящее время понятие «регион» широко трактуется в научных исследованияи повседневной практике. В узком смысле под регионом понимается относительносамостоятельная часть, подсистема единого народнохозяйственного комплексастраны, выделившаяся в процессе территориального разделения труда.»Федоров Ю.И. Ассамблея европейских регионов. // Регионология. - 1995, № 1.-С.43:«В соответствии со ст.3 Устава Ассамблеи Европейских регионов термин «регион»относится к уровню правительства, следующего сразу после центрального, сполитическим представительством, гарантированным существованием выборногоРегионального Совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом,учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за нимиболее высоком уровне.»Обоснованной представляется точка зрения, выраженная в коллективном труде"Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект"[43] По мнению авторов монографии, регион есть часть экономического, социального, природно-ресурсного,экологического, культурно-исторического, собственно пространственного потенциала государства в границах властно установленных административно -территориальных единиц, имеющих управленческие структуры, призванныеобеспечить интересы регионального развития.Подобный подход к определению понятия "регион" используется и в работах ведущихспециалистов по региональным социально-экономическим проблемам.[44]Опираясь на этот методологический подход, мы будем рассматривать в составерегионов следующие уровни территориальных образований:1) регионы областного уровня (субъекты федерации), т.е. республики, края,области, города федерального значения;2) сельские районы, города, городские районы в крупных городах, сельскиепоселения и объединения последних, то есть то, что принято называть«муниципальные образования».Именно им в наибольшей мере присуща целостность, нарастающее единствоэкономических, социальных, демографических и иных процессов. Эти регионы наделены определенным юридическим статусом, они обладают определеннымиправомочиями в сфере власти и управления, имеют органы власти и управления. Выделенные уровни региональных образований существенно отличаются попространственным масштабам, степени замкнутости воспроизводственныхэкономических, социальных, демографических и экологических процессов. Однако,преобразования территориальных социально-экономических отношений,происходящие сегодня в России, имеют в значительной степени схожие черты ипроявления на указанных уровнях региональной структуры государства.Понятие «региональная экономика» в управленческой практике чаще всегоиспользуется в значении «хозяйство региона», то есть совокупность региональныхэкономических и финансовых ресурсов и хозяйственных организаций. Региональная экономика как наука имеет несколько иное определение.Основоположник отечественной регионологии Некрасов Н.Н. считал, что региональная экономика изучает совокупное? фонетических и социальныхфакторов в каждом регионе страны, а главной задачей региональной экономики какнаучной дисциплины является исследование вопросов рационального размещенияпроизводительных сил. В рамках централизованно планируемой экономики этобыл целесообразный и эффективный подход.Однако развитие региональной экономики как науки, исследующей проблемытерриториального развития в условиях перехода к рыночному хозяйствованию, заставляет взглянуть на предмет региональной экономики под иным углом зрения.При использовании классификации «цель - средства» совершенно очевидно, что целью является региональное развитие, а средством, одним из важнейшихусловий ее реализации, является региональная экономика. Развитие региональной экономики, рост экономического потенциала не может бытьсамоцелью, ибо экономический рост сам по себе может быть и причинойдеградации территорий.Для формулирования предмета и задач региональной экономики как науки преждевсего определим, в чем состоит действительный смысл регионального развития. Территориальное развитие должно быть ориентировано на позитивную динамикууровня и качества жизни населения, достигаемую на основе устойчивого исбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, ресурсного иэкономического потенциалов регионов. В условиях, когда регионы страны гораздо в большей степени озабоченыфизиологическим выживанием, а государство по отношению к регионамосуществляет режим «поддержки», которая в крайне малой степени способствуетвыходу их из бедственного положения, подлинный смысл развития территорийотодвинут на задний план.Но только таким образом трактуемая цель регионального развития, ориентация наобозначенную выше взаимосвязанную систему характеристик может являться нормой исмыслом регионального бытия. Любое отклонение от указанныххарактеристик будет означать деградацию, депрессию и т.п. Устойчивость - важнейший признак регионального развития -предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территорий врежиме сбалансированности и социальной ориентации. Поэтому, например,чрезмерное изъятие природных ресурсов (даже обещающее мощное одноразовоеобогащение территории) никак не укладывается в концепцию региональногоразвития. Сбалансированность - соблюдение для каждого региона пропорциивышеуказанных составляющих его потенциала, обеспечивающей устойчивость исоциальную ориентацию системы. В современных условиях наиболее уязвимымиявляются экологическая, природоресурсная, а во многих регионах и социальнаясоставляющая потенциала территориального развития. Так, возросшая социальнаянагрузка на территорию Псковской области вследствие изменения геополитическойситуации требует дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения устойчивогосоциально ориентированного развития. Социальная ориентация - обеспечение необходимого уровня и качества жизнинаселения региона, которые характеризуются реальным уровнем потреблениясоциальных благ, параметрами физического и духовного здоровья, образования ит.п. Социальная доминанта является приоритетной, но она также должна бытьустойчиво сбалансирована с ресурсами территории. Временное благополучие можетбыть обеспечено и за счет строительства атомного полигона, и за счетзахоронения радиоактивных отходов, и за счет развития теневой экономики.Таким образом, территориальное развитие в современном осмыслении не можетотождествляться с рациональным размещением производительных сил. Эффективное снароднохозяйственной точки зрения размещение производства, обеспечивающее ростэкономического потенциала территории без учета требований территориальногоразвития часто сопровождается деградацией всей системы ресурсов территории,доводит регионы до бедственного положения. Такова сегодня ситуация врайонах индустриального Крайнего Севера, в центрах оборонной, металлургической,горнодобывающей и химической промышленности.Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение педметарегиональной экономики. Региональная экономика - это наука, занимающаяся исследованием экономическихусловий обеспечения территориального развития. Региональная экономика изучает явления и процессы, связанные с нормированием, использованием и развитием ограниченного хозяйственного ифинансового потенциала территорий в целях обеспечения стойчивого, сбалансированного, социально ориентированного развития регионов. Региональная экономика является наукой, которая позволяет срабатыватьэффективные рекомендации по управлению экономикой региона. 2. Государственное регулирование территориального развития.Региональная экономическая политика государства Отечественные и зарубежные исследования регионалистов показывают, что обеспечение территориального развития требует активного государственногорегулирования. Причем, чем больше масштабы государства, тем болееразнородны его регионы по экономическим, экологическим, социальным,политическим параметрам. Устойчивость, сбалансированность и социальныйпрогресс, в конечном счете, целостность государства нереальны при наличииглубоких региональных диспропорций, при соседстве относительно процветающих ибезнадежно депрессивных регионов. Поэтому региональная политика государства- это прежде всего средство сглаживания территориальных диспропорций, приводящих к территориальной дезинтеграции страны. Территориальные различия естественны, более того, они являютсянеобходимым условием экономического и социального развития. Формируя условиямежрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышениюэффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения ирынков труда.Однако, стихийное саморазвитие зачастую приводит к территориальнымразличиям, которые приходится признавать аномальными, нежелательными. Они обусловливают массовую миграцию, политические выступления, порождаютсепаратистские устремления.Аномально высокая территориальная дифференциация - характерная чертасовременной российской действительности. Так, в 1995-1996 годахсуществовали следующие различия между отдельными субъектами Федерации:· продолжительность жизни различалась на 17 лет у мужчин и на 12 лет уженщин;· доля пенсионеров в населении различалась в 3,5 раза,· среднемесячные доходы населения различались в 14,· средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 1 1,5,· стоимость набора девятнадцати основных продуктов питания - в 4,2 раза,· отношение этой стоимости к средней заработной плате - в 7,3 раза,· разница между покупательной способностью населения (отношениясреднедушевых доходов к региональному прожиточному уровню) в 1996 году былашестикратной и продолжает расти,· более чем в 10 раз различаются показатели официальнозарегистрированной безработицы;· в «разы» отличаются субъекты Федерации по насыщенности дорогами,развитию систем связи, энерго-, топливо-, и водоснабжению,· то же относится и к социальной инфраструктуре, к потреблениюнаселением социальных услуг.В условиях отсутствия единого рыночного пространства, слабости всехгосударственных институтов идет стихийное рассечение страны на атомарныеобразования, нередко с антагонистическими интересами. По большинствупараметров наиболее резко начинает выделяться Москва как уникальныйфинансовый и социальный центр.Традиционно главной движущей силой «самовыравнивания» территориальногоразвития была социальная мобильность населения. Люди сами снижалисоциальную нагрузку на худшие территории, переселяясь в более благоприятныеместа. Классическим примером в этом отношении являются США. Но, вопрекирасхожему мнению, русские «всегда были легки на подъем», иначе не состоялось бысамостоятельное заселение огромных пространств России. В настоящее время«голосование ногами» теряет свою прежнюю значимость как фактор«саморегулирования». Основная часть населения неблагополучных регионов не имеетфинансовых возможностей переезда из депрессивных территорий: переезд семьи из3-х человек на расстояние в 1000 км потребует He менее 500 минимальных зарплат.Кроме того, ни в одном регионе переселенцев не ждут как необходимую рабочуюсилу.Столь же маловероятно и направление частных инвестиций в депрессивные регионы:спад экономики в них формирует плохие ожидания прибылей. Отсюда ясна необходимость государственного регулирования регионального развития. Болеетипично сейчас обозначение государственного регулирования территориальногоразвития как проведение региональной политики государства. Региональная политика государства в широком смысле слова - это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональныхвластей по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для обеспеченияустойчивого, сбалансированного и социально ориентированного развития регионов.С учетом того, что наше государство многоуровневое, регулирующие воздействиямогут быть также многоуровневыми и осуществляться:· федеральным центром;· органами субъектов Федерации;· местными органами.В силу того что Конституция РФ закрепила самостоятельность местногосамоуправления, государственное регулирование и государственную региональнуюполитику следует рассматривать в федеральном и субфедеральном уровнях.Остановимся первоначально на федеральном уровне региональной политики, или,иначе говоря региональной политике Центра. Федеральная региональная политика представляет собой системунамерений и действий, позволяющих реализовать общенациональные интересы вотношении регионов.Проведение федеральной региональной политики необходимо осуществлять с учетомтого, что регионы - не только объекты, но и реальные субъекты реформ, имеющие специфические региональные интересы, далеко не всегдатождественные общегосударственным. В отличие от последних, региональныеинтересы, которые в нормальных условиях, прежде всего, ориентированы на стабильное воспроизводство и приумножение социального (в томчисле национально-этнического), природноресурсного и экологического,демографического, хозяйственного потенциала региона. Поскольку поддержка конкретного субъекта Федерации, с одной стороны, полезна длявсей Федерации, а, с другой, она идет, по крайней мере частично, за счет прочихсубъектов Федерации, федеральная региональная политика должна бытьрезультатом решений всей Федерации, всех ее субъектов, а не одного лишьЦентра. В Правительственных Программах 90-х годов региональная политика занимаетдовольно значительное место. Проследим эволюцию их регионального аспекта. Раздел «Региональный аспект реформы» содержался уже в «Программе углубленияэкономических реформ» (1992-1995 гг.). В ней указывалось, чторегиональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. В экономической сфереставилась цель рационального использования многообразия экономическихвозможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделениятруда и экономической кооперации регионов.Кроме традиционных стратегических задач, таких как:· реконструкция экономики старопромышленных районов,· преодоление депрессивного характера АПК Нечерноземья, Южного Урала,Сибири и Дальнего Востока;· создание условий для возрождения малочисленных народов;· развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем и т.п.были сформулированы новые задачи региональной политики: · переспециализация новых приграничных районов, создание здесь новыхрабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры;· стимулирование развития экспортных зон, формирование свободныхэкономических зон, технополисов и региональных центров внедрения достиженийотечественной и мировой науки;· осуществление региональных программ создания новых экономическихформ, адаптированных к местным условиям (приватизация, аграрная реформа,рыночная инфраструктура и т.д.).В Программе предусматривался перенос центра тяжести с административныхрегуляторов на экономические. В качестве форм прямого участияпредусматривались:1) региональные программы, реализуемые за счет средствфедерального бюджета и федеральных внебюджетных средств;2) осуществление особо важных структурообразующихинвестиционных проектов;3) размещение заказов на поставку продукции дляобщегосударственных нужд.Однако преобладающей формой государственного экономического регулированиятерриториального развития должно было стать финансовое, денежно-кредитное,налоговое регулирование. В примерный перечень экономических регуляторов были включены:· создание специального фонда регионального развития (егоисточником предполагалась дифференциальная рента, частично изымаемая упредприятий и регионов, использующих благоприятные природные и географическиефакторы, эффект прежних государственных инвестиций);· стимулирование привлечения частных отечественных ииностранных инвестиций в регионы за счет налоговых льгот, льготных кредитов ит.п.; · введение ускоренной амортизации для предприятий,расположенных в регионах со сложными условиями и т.д.Для осуществления региональной политики, согласованной на всех уровнях,Программа предусматривала разработку Комплексного прогноза развития иразмещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000 года.Программа создавалась в ситуации, когда угроза дезинтеграции России была весьмареальной, а правовые нормы общероссийского рынка еще отсутствовали. Поэтому задачей-минимумом ставились:· сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы,единства ключевых инфраструктурных сетей.· недопущение введения регионами явочным порядком одноканальнойсистемы налогообложения,· недопущение полной децентрализации экономического механизмаприродопользования,· содействие снятию ограничений межрегионального движения товаров иуслуг, капиталов и труда,· недопущение отказа от поставок продукции другим регионам и иныхподобных шагов.Программа поддержала инициативу «снизу» по созданию региональных имежрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по разработке иосуществлению совместных программ по возрождению малых городов. заповедныхзон и т.п. Программа «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (1995г.) включала раздел «Региональная экономическая политика» В программе отмечалось, что общий спад производства, галопирующая инфляция,кризис неплатежей и др. негативные макроэкономические факторы оказываютрешающее влияние на ухудшение социально-экономического положения регионов. Вместе с тем, кризисные явления имели значительные региональныеособенности. Наибольший спад был характерен для трех групп регионов. · с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (особеннооборонной промышленности и тяжелого машиностроения),· не выдержавших конкуренцию внешнего рынка («текстильные» регионы),· удаленных от основных поставщиков и потребителей (Крайний Север иДальний Восток).Продолжала усиливаться территориальная дезинтеграция. Из экономического кризиса первыми начали выходить крупныегородские агломерации - центры банковского и торгового капитала, регионы сразвивающейся рыночной инфраструктурой межрегионального значения, регионы,экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.В Программе региональная экономическая политика характеризуется как «часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостностиРоссийского государства, всех жизненно важных направлений развития российскогообщества»[45].В Программе были определены долговременные цели региональной экономическойполитики центра:1) повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерноравных условий социального развития во всех регионах России;2) укрепление экономического единства страны на основе принциповфедерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;Документ содержал конкретизацию этих стратегических целей региональнойполитики, подробный список проблем, выделенных в качестве приоритетных наближайшие годы.Программа содержала положения о необходимости государственного регулированиярегионального развития на основе экономических методов: черезбюджетно-финансовые рычаги, государственное финансирование федеральных программрегионального развития, размещение федеральных заказов. Приоритетным направлением региональной политики была выделена поддержка проблемных регионов, в качестве которых были определены:- отстающие вэкономическом отношении, имеющие низкий уровень среднедушевых доходовнаселения, слабо развитую производственную базу и недостаточный налоговыйпотенциал;- депрессивные регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но испытывающиенепреодолимый в среднесрочной перспективе спад производства, связанный сперестройкой структуры национальной экономики;- кризисные регионы, в которых проблемы экономического, социально-политического иэкоприродного порядка оказались крайне острыми вследствие чрезвычайныхобстоятельств;- регионы особогостратегического значения, к которым отнесены Крайнего Севера, ДальнегоВостока и нового приграничья [46].Указывалось, что федеральное содействие развитию проблемных регионов можетосуществляться через финансовую поддержку на основе разработанныхфедеральных программ. Большинство проблемных регионов требовалогосударственного содействия в кредитовании, привлечении частных инвестиций,предоставлении налоговых льгот, в переподготовке кадров, техническомпереоснащении производства и в других формах. Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции - втораяважнейшая задача региональной политики, выдвинутая Правительством на 1995 -1997 гг. Она требовала развития бюджетно-налоговой системы, разделениягосударственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию)между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, уточненияразграничений предметов ведения и экономической ответственности междуфедеральными органами, органами субъектов Федерации и местного самоуправления. В 1996 году были одобрены Правительством и утверждены Президентом «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»[47]. Раздел «Основные положения региональной экономической политики» занимает в них центральное место. В нем очерчены стратегические цели изадачи региональной политики, методы и формы ее реализации. В особый пунктвыделены вопросы государственного регулирования международной ивнешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.В полном соответствии с изложенными выше принципами территориального развитиявыделен раздел «Основные положения региональной политики в социальной сфере».Думается, при разработке местных программ социально-экономического развитиянеобходимо руководствоваться положениями этого важного документа. В начале 1997 года была опубликована Концепция среднесрочной программыПравительства РФ на 1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономическийрост». Ее 9-й раздел - «Региональная экономическая политика». Ядро основных стратегических целей региональной политики сохранено ипрактически полностью совпадает с соответствующими предыдущими документамиПравительства. И это справедливо. Основные задачи, методы и формы региональнойэкономической политики не могут быть краткосрочными и изменяться ежегодно.Такой подход характерен при подготовке социально-экономических программ налюбом уровне: государственном, региональном, межгосударственном. Непременной ихчертой является повторение стабильной части, обновление и корректировкаразделов и частей, которые требуют модификации.Итак, в области региональной экономической политики на 1997 - 2000 гг.федеральное Правительство обозначило следующие цели: 1) обеспечение единства экономического пространства страны.2) укрепление экономической самостоятельности регионов посредствомразграничения компетенции и ответственности между органами государственнойвласти Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления;3) укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принциповбюджетного федерализма;4) '- сглаживание региональных различий (в Программе отмечено, что загоды реформ региональная дифференциация усилилась) за счет централизованнойфинансовой поддержки;5) стимулирование развития регионов, располагающих мощным научно-техническим и производственным потенциалом, могущих стать «точками роста»;6) государственное регулирование социально-экономического развитиярегионов Крайнего Севера;7) поддержка районов экологического бедствия, с демографическими и др.проблемами;Оказание финансовой помощи регионам предполагается проводить в целяхреализации конституционных социальных гарантий.По формам такой поддержки регионы разделены на два типа: «сильные» и «слабые».Для «сильных» предполагается оказывать содействие их самостоятельному развитию, укреплению и расширению налогооблагаемой базы. Для «слабых» регионов активная экономическая политика будет включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов,испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в нихинвестиций, осуществления программ создания дополнительных рабочих мест сминимальными затратами. Все годы переходного периода были годами усиления региональной дифференциации.«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до2000 года», выполненный Минэкономики РФ в 1996 году, предполагает двукратноеусиление дифференциации уровня социально-экономического развития регионов к2000-му году. Прогнозируется трехкратное увеличение численности группы регионов«крайне низкого уровня развития». Это говорит о том, что используемые мерыгосударственной региональной политики «не работают» и нуждаются в серьезноймодернизации. В 90-е год социально-экономическое положение ухудшилось в каждом регионе -субъекте Российской Федерации, усилилась региональная дифференциация,раскручивалась экономическая дезинтеграция страны. Недостаточнаярезультативность проводившейся региональной политики, казалось бы, очевидна. Но, во-первых, отрицательный опыт - тоже результат. Во-вторых,начинать разработку и реализацию новой региональной политики теперь уже неприходится «с нуля». Специалисты подчеркивают, как минимум, три положительныхмомента, связанных с реализацией федеральной региональной политики 90-х: онаспособствовала:1) формированию достаточно развитой нормативной базы региональнойполитики;2) содействовала пониманию региональных проблем и способов их решения; 3) способствовала координации региональной политики субъектовФедерации и консолидации усилий регионов России по решению проблемтерриториального развития. 3. Проблемы совершенствования региональной политики Для выявления истинного положения вещей в регионах трудно полагаться наофициальную статистику. Она не предоставляет данных о действительном уровнедоходов населения, действительных источниках существования миллионовбедствующих людей. В таких условиях нельзя проводить разумную социальнуюполитику как в отношении отдельных групп населения, так и в отношенииконкретных территорий.Неудивительно, что общество с недоверием воспринимает меры по селективнойподдержке регионов, часто расценивает их как поощрение центральной властьюсвоих политических «любимчиков». Отсутствие объективных критериев классификации регионов заставляетпользоваться размытыми словесными характеристиками и группировкамирегионов. Так, в законах о федеральном бюджете на 1995-1996 гг.использованы понятия «нуждающиеся» и «особо нуждающиеся» регионы, а для расчетатрансфертов применялись показатели «бюджетной обеспеченности». В 1996 г. сталиактивно использоваться группировки типа «доноры» и «реципиенты», а в законе обюджете-97 фигурируют «группа 1», «группа II» и «группа III» (две первых -«северные» и «приравненные к северным» регионы, третья - все остальные).Разумеется, любая группировка приемлема, если осуществляется по единому признакуи не претендует на роль универсальной характеристики. Но в соответствии с этимигруппировками осуществляется поддержка регионов! Предлагаются меры по«выравниванию»! Так, в программно-прогнозных материалах на 1996 годМинэкономики РФ выделены регионы с «относительно высоким уровнем развития»,«выше среднего», «со средним уровнем», «ниже среднего», «с низким уровнем» и с«крайне низким уровнем». В основу заложена «комплексная оценкасоциально-экономического уровня развития регионов (в баллах)». По этойклассификации в одной группе оказались регионы, в которых среднедушевой ВРПразличается на 60% о, уровень безработицы - в 4 раза, обеспеченность местами вшколах - более чем вдвое, продолжительность жизни - на 7 лет и т.д. Что же втаком случае предлагают выравнивать авторы материалов при проведениигосударственного регулирования регионального развития?Экономя на оценке региональной ситуации, мы неизбежно способствуемнеэффективному использованию ресурсов «поддержки».Для получения рассматриваемой оценки необходим учет совокупности системныхоценок:· уровня и качества жизни всех групп населения региона;· всех составляющих экономического потенциала территории;· природно-ресурсного потенциала (в том числе в стоимостном выражении);· финансового состояния территории (включая все средства федеральногобюджета, «оседающие» в данном регионе);· кризисных, чрезвычайных и др. аналогичных ситуаций и т.д. Региональная аналитика - особый и самостоятельный предмет, но следует иметь в виду хотя бы то, что такая проблема существует и есть достаточно интересные и полезные наработки в этой области.Современная российская региональная политика реализуется в условияхдецентрализации функций государства, становления региональной самостоятельностии регионального самоуправления. Децентрализациюгосударственной власти, передачу полномочий регионам нередко обозначают как федерализм, включая в это понятие не только расширение полномочий вуправлении развитием территорий субъектов федерации, но и развитие местногосамоуправления. В других случаях говорят о становлении местногосамоуправления, подразумевая под последним также и расширение правсубъектов РФ. Безусловно, процессы становления федерализма и местногосамоуправления тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Невозможно развиватьместное самоуправление, управляя регионами уровня субъектов федерацииисключительно из федерального центра, лишив субъекты РФ полномочий по решениюрегиональных проблем. В то же время логика становления федерализма требуетраспространения самостоятельности в решении определенной части региональныхпроблем на уровень местных сообществ. Имея в виду единство и неразрывностьпроцессов становления федерализма (и расширения в этой связи полномочий, прав иответственности субъектов федерации) и местного самоуправления, а также в целяхудобства, мы используем термин "региональное самоуправление" для обозначения обеих взаимосвязанных форм реорганизации региональных отношений. Стремление к развитию регионального самоуправления и региональнойсамостоятельности обнаружилось на самых первых шагах социально - экономическихреформ в нашей стране. Традиционная централизация управления региональнымразвитием не обеспечивала необходимых параметров территориального развития: сохранения и воспроизводства регионального потенциала, тормозила экономическийрост, сдерживала повышение уровня жизни населения.Это побуждало регионы к обособлению, региональной самостоятельности и, вчрезвычайных случаях (особенно проявившихся в национально-территориальныхобразованиях) - к сепаратизму. Реализация региональной самостоятельности напрактике выразилась в различных формах так называемого регионального, илитерриториального хозрасчета. В конце 80-х - начале 90-х годов проблемырегионального хозяйственного расчета широко обсуждались в печати, велисьпрактические работы по внедрению хозрасчетных начал в управление региональнымсоциально-экономическим развитием. Сегодня о региональном хозрасчете если ивспоминают, то как правило, как о неудачном широкомасштабном экономическомэксперименте, обреченном на провал. Как в период практического распространениярегионального хозяйственного расчета, так и по прошествии времени особоенеприятие в кругах экономистов-теоретиков вызывает термин "хозяйственныйрасчет", применяемый в региональном аспекте. Мы не склонны считать термин "региональный хозрасчет" неприемлемым, учитывая расширенную трактовку категории "хозяйственный расчет"[48]. Вместе с тем, допуская терминологическое разнообразие в обозначенииформ территориальной самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, неисключая возможности использования термина "региональный хозрасчет", следует признать, что предпринимавшиеся в рамках территориального хозрасчета практические шаги к реализации региональных самоуправленческих начал былинеорганичны прежней политической и социально-экономической системе нашегообщества, разрушали целостность административно-командной хозяйственнойсистемы, базисные основы унитарного государства, каковым в действительности ибыла Россия. Вследствие этого многообразные инициативы регионов разных уровнейпо внедрению элементов региональной самостоятельности были обречены на провал.Более того, они явились одним из факторов, ускоривших развал прежней системынационального хозяйствования, всего социального государственного устройства.Развитие регионального самоуправления сопряжено с подлинной демократизациейгосударственного устройства и децентрализацией хозяйственной жизни общества.Региональное самоуправление - это не самоизоляция регионов, не автаркия. В тоже время это - не просто разделение государственной власти, передачаотдельных государственных функций на места. Региональное самоуправлениеявляется системой власти, дополняющей федеральную систему территориальногоуправления, или федеральную региональную политику, но не тождественную ей.Прежде чем рассматривать конкретные формы и экономические аспекты становлениярегионального самоуправления, следует определиться в терминах"самоуправление", "региональное самоуправление".Достаточно полное определение самоуправления дается в Большой советскойэнциклопедии: "Самоуправление, управление делами территориальной общности,организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами черезвыборные органы, либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов ит.п.). Основные признаки самоуправления - принадлежность власти населению илиизбирателям соответствующей территории, членам коллектива; самостоятельность врешении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне"[49]. Необходимость становления регионального самоуправления предопределяетсяспецифическими российскими условиями: обширной территорией, неравномерностью ичрезвычайным многообразием экономического потенциала, социокультурногоразвития, дифференциацией в качестве и объеме природных ресурсов, спецификойэкологических проблем.Формирование законодательных основ регионального самоуправления заметнопродвигается вперед. Конституция России закрепила ее статус федеративногогосударства, конституционное закрепление получило местное самоуправление,принят закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации", принимаются уставы (конституции)субъектов федерации и "мини-конституции" районов, нормативные документысубъектов федерации по развитию местного самоуправления. Однако в делестановления новой региональной политики существует целый комплекс проблем,ждущих своего теоретического осмысления и практического решения. Среди них -проблемы расширения экономических функций и ответственности субъектовфедерации и местного самоуправления. В последующих темах мы остановимся наанализе экономических основ становления конкретных форм региональногосамоуправления. В целом же становление новой региональной политикипредставляется в виде следующей схемы: Схема 1. Основные направления становления современной региональной политики в России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: