double arrow

Системы порошкового пожаротушения

Назначение: тушение пожаров путём подачи в помещение сухих огнетушащих порошков.

В зависимости от типа порошка тушение может происходить тремя способами:

1) объёмным – с образованием порошкового облака,

2) поверхностным – с созданием изолирующего слоя на поверхности вещества,

3) местным (локальным) – порошок подаётся для тушения какой-либо конкретной установки.

Эффект поверхностного тушения реализуется при использовании порошков общего назначения на основе фосфата аммония. Эти порошки могут применяться для тушения твёрдых горючих углеродистых материалов, в том числе склонных к тлению (древесина, бумага), нефтепродуктов и электрооборудования. Распыленный порошок образует на поверхности материала непроницаемый слой, изолирующий зону горения от поступления кислорода. Тот же эффект реализуется при использовании специальных порошков, применяемых для тушения пожаров горючих металлов (калий, магний, натрий и их сплавы, титан). Эти порошки являются единственной огнетушащей средой, позволяющей тушить пожары металлов, не вызывая бурной химической реакции. Специальные порошки на основе хлорида натрия или карбоната натрия образуют на поверхности металла корку и таким образом тушат пожар.

Эффект объёмного тушения реализуется при использовании порошков на основе бикарбоната натрия (NaHCO3) и бикарбоната калия (KHCO3). Их используют преимущественно для тушения легковоспламеняющихся жидкостей и газов (на танкерах и судах-газовозах). Действие этих порошков основано на разрыве цепной химической реакции горения. Кроме того, происходит разбавление реагирующих веществ негорючими газами, выделяющимися при разложении частиц порошка, а так же охлаждение зоны горения (засчёт введения в зону частиц с большой суммарной поверхностью).

Требования.

Основные требования содержатся в Правилах РМРС:

1. Транспортировка порошка по трубопроводам должна осуществляться газом-носителем, в качестве которого используется азот или другой инертный газ.

2. В систему должны входить: станции с размещёнными на них резервуарами с порошком, баллонами с газом-носителем и распределительным коллектором; посты тушения; трубопроводы и арматура для пуска системы и подачи порошка к постам.

3. Должен быть обеспечен дистанционный пуск системы с любого поста тушения. Система должна приводиться в действие не более чем за 30 с после открытия пускового баллона у наиболее удалённого поста тушения.

4. В каждом резервуаре, размещённом на станции, должно находиться расчётное количество порошка, определяемое из условия обеспечения непрерывного действия с номинальным расходом в течение не менее 45 с всех ручных и лафетных стволов, работающих от данной станции.

5. Количество газа-носителя должно обеспечивать однократный выпуск всего порошка из резервуара.

6. Расход порошка на каждый ручной ствол должен быть не менее 3,5 кг/с, а длина струи порошка – не менее 8 м.

7. Расход порошка через каждый лафетный ствол должен быть не менее 10 кг/с; максимальная зона действия стволов с подачей 10, 25 и 45 кг/с составляет соответственно 10, 30 и 40 м.

8. Число ручных и лафетных стволов должно обеспечивать подачу порошка на любую часть палубы грузовых отсеков и грузового трубопровода от двух ручных стволов или от лафетного и ручного стволов. По крайней мере один лафетный или ручной ствол должен быть расположен в кормовой части палубы грузовых отсеков.

9. Станции должны размещаться за палубой грузовых отсеков. При длине палубы более 150 м одну из станций допускается размещать на ней.

10. Система должна иметь не менее двух независимых станций. На судах-газовозах вместимостью грузовых отсеков менее 1000 м3 допускается иметь одну станцию.

11. Каждый пост порошкового тушения должен состоять из баллонов для дистанционного пуска системы и либо из ручного ствола с рукавом длиной не более 33 м, либо лафетного ствола. Всё оборудование поста (кроме лафетного ствола) должно размещаться в водонепроницаемом шкафу.

12. Степень заполнения резервуара порошком – не более 0,95.

13. Трубопроводы и арматура системы не должны иметь резких сужений и расширений проходного сечения. Радиус изгиба порошкового трубопровода должен быть не менее 10 диаметров трубопровода.

14. Площадь проходного сечения коллектора должна быть не менее суммарной площади сечения трубопроводов, подключаемых к нему для одновременной подачи порошка, или превышать её не более чем вдвое.

Компоновка и принцип работы.

Большое распространение на современных судах получили стационарные системы порошкового тушения фирм «Singe-Kerr» и «Totale». По конструкции они мало отличаются. Схема системы фирмы «Singe-Kerr» приведена на рисунке.

На станции порошкового тушения размещён резервуар с порошком 1, баллоны с азотом 18 (находящимся под давлением 18-20 МПа) и распределительный коллектор 15. На каждом посту порошкового тушения 8 в водонепроницаемом шкафу размещён шланг (диаметром 32 мм) с ручным стволом-пистолетом 9 и пусковой баллон с азотом 10. Также имеется лафетный ствол 12 с пусковыми баллонами 11 и 16.

Для пуска системы в действие открывают клапан пускового баллона, азот поступает к пневмоприводу одного из шаровых кранов 14, а через коллектор 13 – к пневмоприводу 17 одновременного открытия азотных баллонов 18. Азот из баллонов 18 через редукционный клапан 7 (для снижения давления до требуемого значения) поступает в нижнюю часть резервуара 1 через равномерно расположенные сопла с невозвратными устройствами (для предотвращения попадания порошка в газовую магистраль). Струи азота взрыхляют порошок в резервуаре, что облегчает его последующую транспортировку. При достижении давления в резервуаре 0,9¸1,0 МПа управляющий клапан 4 открывает шаровой кран 2 и главный выпускной кран 3, после чего порошок начинает поступать через сифонную трубу к распределительному коллектору 15, а от него – к постам 8 и лафетному стволу 12. Во время выпуска порошка давление в резервуаре поддерживается постоянным с помощью редукционного клапана 7. Наряду с дистанционным в системе предусмотрен ручной пуск путём открытия шарового крана 6, расположенного непосредственно на резервуаре. В целях безопасности резервуар снабжён двумя предохранительными клапанами 5, срабатывающими при достижении давления 1,6 МПа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: