ЧАСТЬ 1 7 страница

Абстракция (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновре­менном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-ли­бо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвле­каемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом на время).

Конкретизация - мыслительная операция, противоположная абс­тракции. Это представление чего-либо единичного, что соответс­твует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим, мышление, или способности, или моти­вы и т.д.

Формы мышления

Мышление функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в по­нятиях, суждениях и умозаключениях.

Мышление предметно-действенное (наглядно-действенное) - форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предме­тов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мысли­тельные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, ра­ботают руки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного воз­раста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементар­ная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым человеком в практической деятельности. Предметно-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.

Мышление наглядно-образное - форма мышления, которая осущест­вляется непосредственно при восприятии окружающей действи­тельности и без этого осуществляться не может. В этом процессе че­ловек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Дан­ная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мышление словесно-логическое (понятийное) - это мышление с опо­рой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой фор­ме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключе­ния, из которых строятся различные рассуждения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и су­щественные свойства ряда однородных предметов или явлений. По­нятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейс­кие и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обуче­ния и воспитания. Например: ложка, психика и др.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предме­тами и явлениями. Суждения - результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Это позволяет получать сужде­ния логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).

Например: общее суждение - «Все студенты учатся»;

частное - «Студент И. опоздал на лекцию»;

истинное -«Завтра будет новый день»,

ложное - «Лучше запоминается середина ряда».

Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.

Умозаключение- форма мышления, представляющая собой фор­мирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заклю­чение (следствие). Умозаключение позволяет решать проблемы, не имея непосредственной чувственной информации. Например: «Ес­ли идет снег, значит, холодно».

Рассуждение- ряд суждений, направленных на установление вы­водов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивные и дедуктивные.

Рассуждение индуктивное (индукция) - это такое рассуждение, при котором на основе ряда частных суждений (посылок) можно полу­чить общее суждение (вывод).

Рассуждение (дедукция) - это распространение общего положе­ния на частные случаи

Мышление как процесс решения задач. В современной когни­тивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышле­ния: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирова­ния с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве. При построении модели проблемной ситуации участвуют структу­ры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели. Поиск решения в проблемном пространс­тве идет не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго оп­ределенного, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками». Процесс решения за­дач (на примере шахматных) был представлен лауреатом Нобелев­ской премии психологом Г. Саймоном (1960 г.).

В отечественной психологии мышление как процесс решения за­дач изучался рядом ученых: Я.А. Пономаревым, А.В. Брушлинским и др.

ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психи­ке человека, которая включает: 1) понимание - раскрытие сущнос­ти предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними; 2) решение проблем, задач; 3) целеобразование - порождение новых целей, программ поведения и деятельности; 4) рефлексию -осознание субъектом своих внутренних действий.

Понимание - это (в общепринятом смысле) своеобразный резуль­тат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражает­ся в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахожде­нии следствий, к которым оно ведет.

Рефлексия (лат. reflexio - отражение)- обращенность познания че­ловека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качес­тва и состояния.

МЕХАНИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ

Функционирование мышления связано со сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. Современные исследования мышления при решении испытуемыми различных задач показали, что в этом процессе участвуют различные корковые структуры моз­га, которые в процессе мышления образуют различные связи. Ос-

новным признаком организации корковых связей является их кон­вергенция (стремление к соединению) к определенным центрам -фокусам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от каждой из связей, сопоставляется с информацией из долговремен­ной памяти и сигналами, приходящими из мотивационных цент­ров, и перекодируется определенным образом (информационный синтез). На основе происходящего в фокусе сопоставления и дости­гается конечная цель мыслительного процесса в виде нахождения решения. Субъективно все это переживается как процесс думания и нахождение ответа.

Конвергенция (в нейропсихологии) - соединение нескольких нервных отростков одного нейрона, нервного пути или нервного центра.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий (см. табл. 3).

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

В науке известны многочисленные виды мышления. Единой клас­сификации не существует. Представим классификацию наиболее часто встречающихся видов:

1) по характеру решаемых задач - теоретическое и практичес­кое;

2) по степени развернутости и осознанности - дискурсивное и интуитивное;

3) по степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное (творческое);

4) по числу участников - индивидуальное и коллективное мыш­ление.

Таблица 3

Основные теории мышления

Название теории Представители Сущность
  Ассоциативная Гартли, Пристли и др. М. - это связь (ассоциации) идей.
  Бихевиаризм Дж. Уотсон М. - процесс формирова­ния навыков и умений, свя­занных с решением задач.
Название теории Представители Сущность
со Вюрцбурская К. Бюлер и др. М. - акт внутреннего дей­ствия, в отрыве от языка
  Функциональная 0. Зельц М. - функционирование ин­теллектуальных операций, процесс, имеющий этапы и операции
  Гештальтпсихология М. Вертгеймер, К. Коффка М. - внезапное понимание сути проблемной ситуации, решающий фактор при ре­шении - организация усло­вий задачи
  Психоаналитическая 3. Фрейд М. - связывали с бессозна­тельной мотивацией и счи­тали защитным механизмом
  Деятельностная С.Я. Рубинштейн А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин А.В. Брушлинский М. - особый вид познава­тельной деятельности М. - производив от культу­ры общества, языка, мыслительные действия производны от внешних и имеют то же строение М. - процесс решения за­дач, проблем
  Генетическая Ж. Пиаже М. - прижизненное обра­зование, приобретается в специальных условиях ста­дийно
  Информационно-кибер­нетическая Г. Саймон и др. М. - аналог машинного мышления

Мышление теоретическое - вид мышления, направленный в основ­ном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление исполь­зует преимущественно понятийную и образную формы мышления. Теоретическое образное мышление использует для решения задач не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы.

Теоретическое понятийное мышление обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Мышление практическое- вид мышления, направленный на ре­шение практических задач. Оно направлено на проверку гипотез,

решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь). Это мышление обычно осуществляется при дефи­ците времени и при ограниченной возможности проверки. Исполь­зуются в этом виде мышления чаще наглядно-действенная и нагляд­но-образная формы.

Мышление дискурсивное - аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.

Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга. Я.А. Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятель­ности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме ин­туиции.

Интуиция - способность находить быстро верное решение за­дачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Мышление репродуктивное - вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обуче­ния или по образцу.

Мышление творческое (продуктивное) - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность ре­шать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики).

В психологии используется и другой термин для обозначения творческого мышления - креативность.

Креативность (от англ. to create - творить, создавать) - творчес-кость. Креативность отлична от интеллекта и является сложным интегральным явлением (A.M. Матюшкин, Я.П. Пономарев). Один из первых исследователей творческого мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:

1) оригинальность, необычность идей;

2) семантическая гибкость - способность видеть объект под раз­ными углами зрения;

3) образная гибкость - способность изменять восприятие объек­та, чтобы увидеть скрытые его стороны;

4) способность использовать разные идеи в неопределенной си­туации.

К особенностям творческого мышления относят и характеристи­ки личности (К. Тейлор, К. Кокс, А.М. Матюшкин и др.): толерант­ность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий;

внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремле­ние к признанию и др.

Творческое мышление формируется в детстве на основе задат­ков в процессе решения творческих задач. Креативность отличает­ся оригинальностью, то есть необычностью и новизной идей.

Мышление индивидуальное - мышление отдельного индивида.

Мышление коллективное - мышление группы людей при решении проблем и задач. Опыт решения сложных мыслительных задач пока­зал, что при современном уровне цивилизации,вероятность появле­ния многогранных гениев ранга Леонардо да Винчи, равна нулю. От­сюда актуальной становится задача развития коллективного мышле­ния. В настоящее время научным сообществом уже осознана мысль, что социальное взаимодействие и развитие мышления являются взаимосвязанными процессами (В.В. Рубцов). В ходе совместного решения задач возникают различного рода феномены: выдвигаются и сменяются лидеры; возникают кооперации, индивидуализм по от­ношению к прогнозам; происходит повторный анализ собственно­го мышления участниками; принятие или неприятие позиции парт­нера; доминируют субъектно-объектные отношения; иначе решение затрудняется.

В практической психологии давно разработаны различные фор­мы группового решения проблем: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика.

Мозговой штурм - впервые использовался А. Осборном. Участвуют две группы: 1-я группа - 7-10 человек специалистов среднего уровня из разных областей знания, 2-я группа генерации - ведущие специалисты в данной области знания. Сначала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помещение) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется проблема. Участники «набрасывают» гипотезы (возможны и самые невероятные). Все гипо­тезы тут же записываются на магнитофон. На этом их роль заканчива­ется. Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипо­тезы и «вычерпывают» подходящие. Так в США за 300 заседаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано.

Синектика - технология совместного решения задач, проблем (У. Гордон). Начало синектике положил мозговой штурм. Синекти­ка - это метод диалога (сократовская маевка).

Здесь используются определенные принципы:

1) свободный обмен мнениями (все равноправны);

2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;

3) шутка как способ активизации мышления.

Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа:

1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту;

2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения;

3) дайте в двух словах определение сути задачи;

4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник.

В практической психологии используются специфические виды мышления.

Мышление реалистическое - мышление, направленное на внешний мир, регулируемое логическими законами.

Мышление аутическое - мышление, связанное с реализацией жела­ний, желаемое выдается за действительное.

Аутизм - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реаль­ности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаружива­ется у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Тер­мин введен врачом-психиатром Е. Блейлером.

Мышление саногенное- основанное на философии обыденной жиз­ни (Ю.М. Орлов)

Мышление патогенное - ошибочное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов).

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

В современной науке существуют различные подходы к понима­нию онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две кон­цепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. В операциональной теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:

1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года). Стадия развития спо­собности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К кон­цу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;

2) операционального мышления (2-7 лет). Здесь происходит раз­витие речи и наглядных представлений. В этой стадии появляется ряд особенностей мышления: ошибочные классификации предме­тов по случайным и второстепенным признакам, трудности приня­тия позиции другого человека (эгоцентризм) и др.

Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», край­

нем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет);

3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные опера­ции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяс­нять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В=С, то А=С; иА+В = В+А). Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также спо­собности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому при­знаку (сериация).

Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном по­рядке.

4) формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются спо­собности выполнять операции в уме, рассуждать.

В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными дейс­твиями. Он теоретически и экспериментально показал, что мыш­ление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее. Интериоризация включает пять этапов:

1-й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;

2-й этап - предметного действия;

3-й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;

4-й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;

5-й этап - действия во внутреннем плане.

Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется ка­чественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, ме­ра освоенности, уровень выполнения.

НАРУШЕНИЯ

Б.В. Зейгарник делит все нарушения мышления на четыре груп­пы: 1) нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения - оперирование общими признаками заменяется конкретными и пр.); 2) нарушение личностного компонента мышле­ния (снижение критичности, целенаправленности и др.); 3) наруше­

ние динамики мыслительного процесса (лабильность и инертность мышления); 4) нарушение саморегуляции познавательной деятель­ности (невозможность организации мышления).

Клинические исследования указывают на большое разнообразие патологических нарушений мышления (см. Аутизм).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные особенности мышления выделены З.И. Калмы­ковой.

Быстрота - скорость принятия решения и решения задачи.

Гибкость - умение находить пути решения задачи, видеть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые стороны (свойства).

Глубина- способность анализировать, сравнивать, находить су­щественное

Доказательность - умение обоснованно, аргументированно мыс­лить, вскрывая причины явлений, объяснять их с научной точки зрения.

Критичность - объективная оценка других и себя.

Логичность - умение соблюдать логический порядок в рассмотре­нии вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую ло­гику мышления.

Пытливость (любознательность) - потребность всегда искать на­илучшее решение.

Салюстоятельность - умение использовать общественный опыт, I независимость от мнения других, явлениями и выражающаяся в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается.

В зависимости от преобладающей функции левого или правого полушария люди делятся на два типа:

тип интуитивный - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

тип мыслительный - ему свойственны рациональность и преобла-дание левого полушария мозга над правым, примат логики над инту­ицией и чувством.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ Экспериментальные Фрагмент эксперимента Ж. Пиаже.

Цель. Определить сохранность дискретных величин у детей. Испытуемые. Дети 7-8 лет.

Процедура. Перед ребенком ставят вазы и просят подобрать столь­ко цветов, чтобы на каждую вазу приходилось по одному цветку. Пос­ле того как ребенок ставит по цветку в каждую вазу, цветы собирают в один букет и спрашивают, чего больше - ваз или цветов.

Результат. Дети считают, что после того, как цветы собираются в один букет, их число не равно числу ваз.

Вывод. В возрасте 7-8 лет сохранение дискретных величин еще отсутствует.

Диагностические

К диагностическим методам изучения мышления относятся пре­жде всего многообразные тесты. Они предназначены для выявле­ния уже сформировавшихся у испытуемого (клиента) особеннос­тей мышления. Существуют тесты для выявления уровня развития отдельных операций, видов, особенностей и т.п. Многие же тесты предназначены для диагностики интеллекта, но их можно исполь­зовать и для диагностики мышления (Айзенк, Векслер, Амтхауэр, КОТ, ШТУРидр.).

Некоторые ученые (Н.Ф. Талызина) утверждают, что уровень развития мышления можно диагностировать по степени обобщен­ности знаний.

Однако проблема качественной диагностики мышления все еще стоит перед психологической наукой.

ТЕМА 11 • РЕЧЬ

ПОНЯТИЕ

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Многозначность речи выражается в неоднозначности ее определе­ний. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека Речь можно оп­ределить как процесс пользования специальной системой знаков -языком (естественным).

Речь - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с по­мощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла воз­можность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также полу­чать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) это специфически че-

ловеческий способ формирования и формулирования мыслей с по­мощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, пись­менных знаков и символов для представления, переработки, хране­ния и передачи информации; 5) это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значе­ние, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) про­цесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.

Общение- взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Язык - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, ан­глийский и пр.)- это средство общения и интеллектуальной деятель­ности человека.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, яв­ление или действие, выступающие в процессе познания и общения в качестве другого предмета или явления и используемые для получе­ния, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковая система - набор знаков, объединенных общими прави­лами их взаимосвязи и практического использования.

Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых сис­тем, замещающих реальные объекты в процессе познания.

Психосемиотика - наука, изучающая процесс создания и использо­вания знаков человеком.

Коммуникация (в психологии) - передача информации при помо­щи языка и других знаковых средств.

Слово - единица речи.

Значение слова— предметное содержание слова, содержание со­общения слова. Слово как единица языка имеет две стороны - вне­шнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семан­тическую). Слово является носителем информации, оно всегда соот­носится с обозначаемыми им определенными предметами и явлени­ями действительности. Эта информация и есть значение слова.

Семантика - значение единиц языка (слова» предложения, текста).

ФУНКЦИИ

Речь выполняет ряд важных для человека функций: 1) комму­никативную (осуществляет прием и передачу информации между людьми). Эта функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении; 2) мнести-ческую (с помощью речи информация переводится в кратковремен­ную и долговременную память); 3) экспрессивную, отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих со­бытий и собственное эмоциональное состояние; 4) интеллектуаль­ную, которая дает возможность осуществить главнейшее назначе­ние речи - быть орудием мышления; 5) регулятивную (участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигналь­ных систем (И.П. Павлов).

Если первая сигнальная система условно-рефлекторно реагирует на раздражители через непосредственное восприятие условных раз­дражителей, то вторая сигнальная система обеспечивает реагирова­ние на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его. Управляющие речью отделы сосредото­чены в левом полушарии головного мозга, которое иногда называ­ют речевым. При различных поражениях левого полушария чело­век теряет возможность говорить, читать, писать и пр.

В левом полушарии находятся специальные зоны, ответствен­ные за: моторные функции речи - центр французского хирурга Бро-ка; сенсорные функции - центр немецкого нейрохирурга Вернике; исполнительные (артикуляционный отдел). Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха чело­век становится немым.

ТЕОРИИ РЕЧИ

Вплоть до XX в. исследования речи носили глобальный характер, ставились вопросы общего свойства: происхождение языка, его при­роды, связи с рациональной и эмоциональной сторонами психики.

В начале XX в. появились исследования конкретно-эмпирического характера, главным методом при этом было наблюдение. Появились описания детской речи (онтогенез, факты ошибок речи, нарушений и пр.). Видное место в этот период занимает идея И.П. Павлова о вто­рой сигнальной системе. Он утверждал, что слово несет на себе фун-

кцию особого рода сигнала, действующего в сфере высшей, нервной деятельности. Тем самым вся нервная деятельность человека преоб­разуется, поскольку возникает основа для отвлеченного мышления, а в конечном счете для научного познания. В последующих исследова­ниях отечественных и зарубежных ученых был выявлен условно-реф­лекторный характер связей между словами, что эта связь вырабатыва­ется в жизненном опыте и является достаточно стабильной.

В бихевиоризме детально разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Люди приучаются упот­реблять определенную речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. По сути, происходит выработка обусловленной вербаль­ной реакции. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями, а повторное возникновение данной ситу­ации автоматически вызывает ту же вербальную реакцию в скрытой или явной форме.

Следующий период ознаменовался появлением психолингвистики (1953, Ч. Осгуд, Н. Хомский, Н.И. Жинкин). Одной из главных задач ее является изучение природы речевой способности: связи языка и речи с другими психическими функциями, развитие языка и речи в онто- и филогенезе, их функционирование в социуме.

Было установлено (Ч. Осгуд), что система грамматики языка (Н. Хомский) является вторичной по отношению к общей семанти­ческой системе психики человека. В исследованиях Н.И. Жинкина были выделены два принципиальных механизма, действующие при произнесении: один из них управляет дискретными структурами (артикуляторными), другой образует непрерывность, плавность го­ворения (слогообразование).

Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентрической речи ребенка.

В рамках деятельностного подхода разработана теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев). Порождение речи, согласно этой те­ории, проходит несколько этапов: внутреннее программирование высказывания, грамматико-семантическая реализация внутренней программы.

В настоящее время разрабатываются многочисленные пробле­мы психолингвистики: функционирование ментального лексикона; проблема языка и сознания; речевые механизмы говорящего чело­века; психологические аспекты текста; природные корни речевой способности детей (младенцев) и др.

Лингвистика - наука о языке (языкознание).

Психолингвистика- научное направление, которое изучает при­роду и функционирование языка и речи, используя данные и подхо­ды двух наук - психологии и лингвистики.

Артикуляция - работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).

Дискретный- разделенный, состоящий из отдельных частей.

Ментальный - относящийся к уму, к умственной деятельности.

Лексикон - запас слов.

Текст - 1) всякая записанная речь (сочинение, документ, письмо и т. д.); 2) в лингвистике: внутренне организованная последователь­ность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: