Абстракция (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом на время).
Конкретизация - мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим, мышление, или способности, или мотивы и т.д.
Формы мышления
Мышление функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
|
|
Мышление предметно-действенное (наглядно-действенное) - форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают руки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного возраста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым человеком в практической деятельности. Предметно-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.
Мышление наглядно-образное - форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Мышление словесно-логическое (понятийное) - это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуждения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.
|
|
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения - результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Это позволяет получать суждения логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).
Например: общее суждение - «Все студенты учатся»;
частное - «Студент И. опоздал на лекцию»;
истинное -«Завтра будет новый день»,
ложное - «Лучше запоминается середина ряда».
Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.
Умозаключение- форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие). Умозаключение позволяет решать проблемы, не имея непосредственной чувственной информации. Например: «Если идет снег, значит, холодно».
Рассуждение- ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивные и дедуктивные.
Рассуждение индуктивное (индукция) - это такое рассуждение, при котором на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод).
Рассуждение (дедукция) - это распространение общего положения на частные случаи
Мышление как процесс решения задач. В современной когнитивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышления: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве. При построении модели проблемной ситуации участвуют структуры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели. Поиск решения в проблемном пространстве идет не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго определенного, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками». Процесс решения задач (на примере шахматных) был представлен лауреатом Нобелевской премии психологом Г. Саймоном (1960 г.).
В отечественной психологии мышление как процесс решения задач изучался рядом ученых: Я.А. Пономаревым, А.В. Брушлинским и др.
ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ
Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает: 1) понимание - раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними; 2) решение проблем, задач; 3) целеобразование - порождение новых целей, программ поведения и деятельности; 4) рефлексию -осознание субъектом своих внутренних действий.
Понимание - это (в общепринятом смысле) своеобразный результат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражается в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахождении следствий, к которым оно ведет.
Рефлексия (лат. reflexio - отражение)- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.
МЕХАНИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ
Функционирование мышления связано со сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. Современные исследования мышления при решении испытуемыми различных задач показали, что в этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышления образуют различные связи. Ос-
новным признаком организации корковых связей является их конвергенция (стремление к соединению) к определенным центрам -фокусам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от каждой из связей, сопоставляется с информацией из долговременной памяти и сигналами, приходящими из мотивационных центров, и перекодируется определенным образом (информационный синтез). На основе происходящего в фокусе сопоставления и достигается конечная цель мыслительного процесса в виде нахождения решения. Субъективно все это переживается как процесс думания и нахождение ответа.
|
|
Конвергенция (в нейропсихологии) - соединение нескольких нервных отростков одного нейрона, нервного пути или нервного центра.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
Мышление - один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий (см. табл. 3).
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ
В науке известны многочисленные виды мышления. Единой классификации не существует. Представим классификацию наиболее часто встречающихся видов:
1) по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое;
2) по степени развернутости и осознанности - дискурсивное и интуитивное;
3) по степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное (творческое);
4) по числу участников - индивидуальное и коллективное мышление.
Таблица 3
Основные теории мышления
№ | Название теории | Представители | Сущность |
Ассоциативная | Гартли, Пристли и др. | М. - это связь (ассоциации) идей. | |
Бихевиаризм | Дж. Уотсон | М. - процесс формирования навыков и умений, связанных с решением задач. |
№ | Название теории | Представители | Сущность |
со | Вюрцбурская | К. Бюлер и др. | М. - акт внутреннего действия, в отрыве от языка |
Функциональная | 0. Зельц | М. - функционирование интеллектуальных операций, процесс, имеющий этапы и операции | |
Гештальтпсихология | М. Вертгеймер, К. Коффка | М. - внезапное понимание сути проблемной ситуации, решающий фактор при решении - организация условий задачи | |
Психоаналитическая | 3. Фрейд | М. - связывали с бессознательной мотивацией и считали защитным механизмом | |
Деятельностная | С.Я. Рубинштейн А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин А.В. Брушлинский | М. - особый вид познавательной деятельности М. - производив от культуры общества, языка, мыслительные действия производны от внешних и имеют то же строение М. - процесс решения задач, проблем | |
Генетическая | Ж. Пиаже | М. - прижизненное образование, приобретается в специальных условиях стадийно | |
Информационно-кибернетическая | Г. Саймон и др. | М. - аналог машинного мышления |
Мышление теоретическое - вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную формы мышления. Теоретическое образное мышление использует для решения задач не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы.
|
|
Теоретическое понятийное мышление обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Мышление практическое- вид мышления, направленный на решение практических задач. Оно направлено на проверку гипотез,
решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь). Это мышление обычно осуществляется при дефиците времени и при ограниченной возможности проверки. Используются в этом виде мышления чаще наглядно-действенная и наглядно-образная формы.
Мышление дискурсивное - аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.
Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга. Я.А. Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятельности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме интуиции.
Интуиция - способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Мышление репродуктивное - вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу.
Мышление творческое (продуктивное) - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики).
В психологии используется и другой термин для обозначения творческого мышления - креативность.
Креативность (от англ. to create - творить, создавать) - творчес-кость. Креативность отлична от интеллекта и является сложным интегральным явлением (A.M. Матюшкин, Я.П. Пономарев). Один из первых исследователей творческого мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
1) оригинальность, необычность идей;
2) семантическая гибкость - способность видеть объект под разными углами зрения;
3) образная гибкость - способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны;
4) способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации.
К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К. Тейлор, К. Кокс, А.М. Матюшкин и др.): толерантность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий;
внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремление к признанию и др.
Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач. Креативность отличается оригинальностью, то есть необычностью и новизной идей.
Мышление индивидуальное - мышление отдельного индивида.
Мышление коллективное - мышление группы людей при решении проблем и задач. Опыт решения сложных мыслительных задач показал, что при современном уровне цивилизации,вероятность появления многогранных гениев ранга Леонардо да Винчи, равна нулю. Отсюда актуальной становится задача развития коллективного мышления. В настоящее время научным сообществом уже осознана мысль, что социальное взаимодействие и развитие мышления являются взаимосвязанными процессами (В.В. Рубцов). В ходе совместного решения задач возникают различного рода феномены: выдвигаются и сменяются лидеры; возникают кооперации, индивидуализм по отношению к прогнозам; происходит повторный анализ собственного мышления участниками; принятие или неприятие позиции партнера; доминируют субъектно-объектные отношения; иначе решение затрудняется.
В практической психологии давно разработаны различные формы группового решения проблем: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика.
Мозговой штурм - впервые использовался А. Осборном. Участвуют две группы: 1-я группа - 7-10 человек специалистов среднего уровня из разных областей знания, 2-я группа генерации - ведущие специалисты в данной области знания. Сначала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помещение) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется проблема. Участники «набрасывают» гипотезы (возможны и самые невероятные). Все гипотезы тут же записываются на магнитофон. На этом их роль заканчивается. Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипотезы и «вычерпывают» подходящие. Так в США за 300 заседаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано.
Синектика - технология совместного решения задач, проблем (У. Гордон). Начало синектике положил мозговой штурм. Синектика - это метод диалога (сократовская маевка).
Здесь используются определенные принципы:
1) свободный обмен мнениями (все равноправны);
2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;
3) шутка как способ активизации мышления.
Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа:
1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту;
2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения;
3) дайте в двух словах определение сути задачи;
4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник.
В практической психологии используются специфические виды мышления.
Мышление реалистическое - мышление, направленное на внешний мир, регулируемое логическими законами.
Мышление аутическое - мышление, связанное с реализацией желаний, желаемое выдается за действительное.
Аутизм - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е. Блейлером.
Мышление саногенное- основанное на философии обыденной жизни (Ю.М. Орлов)
Мышление патогенное - ошибочное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов).
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
В современной науке существуют различные подходы к пониманию онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. В операциональной теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:
1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года). Стадия развития способности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К концу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;
2) операционального мышления (2-7 лет). Здесь происходит развитие речи и наглядных представлений. В этой стадии появляется ряд особенностей мышления: ошибочные классификации предметов по случайным и второстепенным признакам, трудности принятия позиции другого человека (эгоцентризм) и др.
Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», край
нем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет);
3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В=С, то А=С; иА+В = В+А). Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (сериация).
Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном порядке.
4) формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются способности выполнять операции в уме, рассуждать.
В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоретически и экспериментально показал, что мышление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее. Интериоризация включает пять этапов:
1-й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;
2-й этап - предметного действия;
3-й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;
4-й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;
5-й этап - действия во внутреннем плане.
Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.
НАРУШЕНИЯ
Б.В. Зейгарник делит все нарушения мышления на четыре группы: 1) нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения - оперирование общими признаками заменяется конкретными и пр.); 2) нарушение личностного компонента мышления (снижение критичности, целенаправленности и др.); 3) наруше
ние динамики мыслительного процесса (лабильность и инертность мышления); 4) нарушение саморегуляции познавательной деятельности (невозможность организации мышления).
Клинические исследования указывают на большое разнообразие патологических нарушений мышления (см. Аутизм).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Индивидуальные особенности мышления выделены З.И. Калмыковой.
Быстрота - скорость принятия решения и решения задачи.
Гибкость - умение находить пути решения задачи, видеть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые стороны (свойства).
Глубина- способность анализировать, сравнивать, находить существенное
Доказательность - умение обоснованно, аргументированно мыслить, вскрывая причины явлений, объяснять их с научной точки зрения.
Критичность - объективная оценка других и себя.
Логичность - умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления.
Пытливость (любознательность) - потребность всегда искать наилучшее решение.
Салюстоятельность - умение использовать общественный опыт, I независимость от мнения других, явлениями и выражающаяся в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается.
В зависимости от преобладающей функции левого или правого полушария люди делятся на два типа:
тип интуитивный - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
тип мыслительный - ему свойственны рациональность и преобла-дание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ Экспериментальные Фрагмент эксперимента Ж. Пиаже.
Цель. Определить сохранность дискретных величин у детей. Испытуемые. Дети 7-8 лет.
Процедура. Перед ребенком ставят вазы и просят подобрать столько цветов, чтобы на каждую вазу приходилось по одному цветку. После того как ребенок ставит по цветку в каждую вазу, цветы собирают в один букет и спрашивают, чего больше - ваз или цветов.
Результат. Дети считают, что после того, как цветы собираются в один букет, их число не равно числу ваз.
Вывод. В возрасте 7-8 лет сохранение дискретных величин еще отсутствует.
Диагностические
К диагностическим методам изучения мышления относятся прежде всего многообразные тесты. Они предназначены для выявления уже сформировавшихся у испытуемого (клиента) особенностей мышления. Существуют тесты для выявления уровня развития отдельных операций, видов, особенностей и т.п. Многие же тесты предназначены для диагностики интеллекта, но их можно использовать и для диагностики мышления (Айзенк, Векслер, Амтхауэр, КОТ, ШТУРидр.).
Некоторые ученые (Н.Ф. Талызина) утверждают, что уровень развития мышления можно диагностировать по степени обобщенности знаний.
Однако проблема качественной диагностики мышления все еще стоит перед психологической наукой.
ТЕМА 11 • РЕЧЬ
ПОНЯТИЕ
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Многозначность речи выражается в неоднозначности ее определений. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека Речь можно определить как процесс пользования специальной системой знаков -языком (естественным).
Речь - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) это специфически че-
ловеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации; 5) это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.
Общение- взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Язык - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.)- это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.
Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающие в процессе познания и общения в качестве другого предмета или явления и используемые для получения, хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковая система - набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.
Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, замещающих реальные объекты в процессе познания.
Психосемиотика - наука, изучающая процесс создания и использования знаков человеком.
Коммуникация (в психологии) - передача информации при помощи языка и других знаковых средств.
Слово - единица речи.
Значение слова— предметное содержание слова, содержание сообщения слова. Слово как единица языка имеет две стороны - внешнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семантическую). Слово является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемыми им определенными предметами и явлениями действительности. Эта информация и есть значение слова.
Семантика - значение единиц языка (слова» предложения, текста).
ФУНКЦИИ
Речь выполняет ряд важных для человека функций: 1) коммуникативную (осуществляет прием и передачу информации между людьми). Эта функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении; 2) мнести-ческую (с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память); 3) экспрессивную, отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние; 4) интеллектуальную, которая дает возможность осуществить главнейшее назначение речи - быть орудием мышления; 5) регулятивную (участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигнальных систем (И.П. Павлов).
Если первая сигнальная система условно-рефлекторно реагирует на раздражители через непосредственное восприятие условных раздражителей, то вторая сигнальная система обеспечивает реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его. Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных поражениях левого полушария человек теряет возможность говорить, читать, писать и пр.
В левом полушарии находятся специальные зоны, ответственные за: моторные функции речи - центр французского хирурга Бро-ка; сенсорные функции - центр немецкого нейрохирурга Вернике; исполнительные (артикуляционный отдел). Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха человек становится немым.
ТЕОРИИ РЕЧИ
Вплоть до XX в. исследования речи носили глобальный характер, ставились вопросы общего свойства: происхождение языка, его природы, связи с рациональной и эмоциональной сторонами психики.
В начале XX в. появились исследования конкретно-эмпирического характера, главным методом при этом было наблюдение. Появились описания детской речи (онтогенез, факты ошибок речи, нарушений и пр.). Видное место в этот период занимает идея И.П. Павлова о второй сигнальной системе. Он утверждал, что слово несет на себе фун-
кцию особого рода сигнала, действующего в сфере высшей, нервной деятельности. Тем самым вся нервная деятельность человека преобразуется, поскольку возникает основа для отвлеченного мышления, а в конечном счете для научного познания. В последующих исследованиях отечественных и зарубежных ученых был выявлен условно-рефлекторный характер связей между словами, что эта связь вырабатывается в жизненном опыте и является достаточно стабильной.
В бихевиоризме детально разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Люди приучаются употреблять определенную речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. По сути, происходит выработка обусловленной вербальной реакции. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями, а повторное возникновение данной ситуации автоматически вызывает ту же вербальную реакцию в скрытой или явной форме.
Следующий период ознаменовался появлением психолингвистики (1953, Ч. Осгуд, Н. Хомский, Н.И. Жинкин). Одной из главных задач ее является изучение природы речевой способности: связи языка и речи с другими психическими функциями, развитие языка и речи в онто- и филогенезе, их функционирование в социуме.
Было установлено (Ч. Осгуд), что система грамматики языка (Н. Хомский) является вторичной по отношению к общей семантической системе психики человека. В исследованиях Н.И. Жинкина были выделены два принципиальных механизма, действующие при произнесении: один из них управляет дискретными структурами (артикуляторными), другой образует непрерывность, плавность говорения (слогообразование).
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентрической речи ребенка.
В рамках деятельностного подхода разработана теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев). Порождение речи, согласно этой теории, проходит несколько этапов: внутреннее программирование высказывания, грамматико-семантическая реализация внутренней программы.
В настоящее время разрабатываются многочисленные проблемы психолингвистики: функционирование ментального лексикона; проблема языка и сознания; речевые механизмы говорящего человека; психологические аспекты текста; природные корни речевой способности детей (младенцев) и др.
Лингвистика - наука о языке (языкознание).
Психолингвистика- научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики.
Артикуляция - работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).
Дискретный- разделенный, состоящий из отдельных частей.
Ментальный - относящийся к уму, к умственной деятельности.
Лексикон - запас слов.
Текст - 1) всякая записанная речь (сочинение, документ, письмо и т. д.); 2) в лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.