ЧАСТЬ 1 9 страница

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

Человек - наиболее эмоциональное существо. Он способен испы­тывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тыс. слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространенную в психологии классификацию (см. рис. 33).

По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют:

1) низшие эмоции и 2) высшие эмоции;

По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения выделяют:

)35

1) чувственный тон, 2) собственно эмоции, 3) настроения, 4) аф­фекты, 5) стрессы.

По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщеннос­ти выделяют:

1) эмоции и 2) чувства.

Эмоции низшие - это эмоции, связанные с удовлетворением орга­нических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.

Эмоции высшие - социально обусловленные эмоции, связанные с об­щественными отношениями. Эти эмоции присущи только человеку.

Чувственный тон - простейшая форма эмоций. Это положитель­ные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.

Эмоции базовые (эмоции в узком смысле), собственно эмоции-носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковремен-ны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у чело­века достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены

и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каждая^а-зовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К базовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвра­щение, презрение, страх, стыд, вину. Почти все базовые эмоции хо­рошо «читаются» по мимике лица.

Радость - положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потреб­ность. Она служит для устранения отрицательных воздействий эмо­ций, установления контактов с людьми, сохранения в памяти полез­ных мыслей и действий. Радость выражается улыбкой и смехом.

Удивление- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно воз­никшие обстоятельства. Удивление служит для погашения сущест­вующей активности нервной системы для подготовки организма к активности в новой ситуации. Мимическое выражение удивления: брови высоко подняты, глаза расширяются и округляются, приот­крытый рот принимает овальную форму.

Интерес- эмоциональная реакция на новое, источник мотивов, научения и творчества. Интерес выражается в мимических движе­

ниях - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемеще­нием взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.

Печаль (горе, страдание) - эмоциональный сигнал невозможно­сти удовлетворить жизненно важные потребности. Печаль сигна­лизирует о желании восстановить связь с миром, людьми и в этом смысле способствует личностному росту. Проявляется в прикован­ности мысли к объекту печали, слезах (при сильной печали слез мо­жет не быть), горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, дает воз­можность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.

Гнев - эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения ис­ключительно важной для субъекта потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Проявляется: на лице взду­ваются вены, рот сжат, губы дрожат, сжаты кулаки и т.д. Гнев обес­печивает мобилизацию всех сил организма для борьбы. У взрослых гнев - редкая эмоция, так как противоречит общественным нормам.

Страх - отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Страх - способ активности и защиты от сильных потрясений. Страх выражается в затруднении дыхания, дрожании тела, в расширении зрачков и пр.

Отвращение (отворачивание) - отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обсто­ятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в рез­кое противоречие с идеологическими, нравственными или эстети­ческими принципами и установками субъекта. В эволюции возник­ло как защита от отравления. Изображая отвращение, человек мор­щит нос, кривит губы, отталкивает предмет отвращения, имитирует тошноту.

Презрение - отрицательная эмоция, возникающая в межличност­ных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных по­зиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение - это отвержение другого человека, в эволюции - вытеснение с территории. Выража­ется в иронии, насмешках, отталкивающих жестах.

Стыд - социальная эмоция, которая выражает осознание субъек­том несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожидани-

ям других людей и собственных представлений. «Стыд - это гнев, направленный внутрь» (К. Маркс). Переживание стыда - показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. Переживая стыд, человек прячет глаза, отворачивается или опускает голову, краснеет и т.д.

Вина - эмоция, возникающая при нарушении моральных и эсте­тических норм. Без принятия общественных норм не возникает. Ви­на выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.

Настроение- устойчивое, слабо выраженное, сравнительно про­должительное переживание, которое окрашивает поведение и де­ятельность человека в течение значительного времени. Причины настроения далеко не всегда ясны. Настроение зависит от здоровья человека, его самооценки, уровня притязаний, характера и других личностных свойств.

Аффект (лат. affectus - душевное волнение) - эмоциональное пе­реживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее челове­ком, бурно протекающее, характеризующееся изменением созна­ния, нарушением волевого контроля. Аффект возникает в экстре­мальных условиях, когда субъект не находит выхода из возникшей ситуации. В результате аффекта происходит мобилизация всех сил организма. Формы проявления - гнев, восторг, экстаз, ужас, отча­яние или, ступор, скованность. Аффект практически неуправля­ем. Сдержать его возможно лишь на первом этапе, и зависит это от нравственных особенностей личности.

Стресс (англ. stpess - напряжение, давление) - состояние напря­жения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Стресс, по утверждению Г. Селье, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром). Стресс - реакция комплексная и не зависит от того, что его вызы­вает. Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье): 1) тревога - мобили­зация всех сил организма, 2) стабилизация - ситуация закрепляет­ся, идет перерасход адаптационных сил, 3) истощение, если ситуа­ция продолжает сохраняться (см. рис. 35). В результате ухудшение самочувствия, заболевание и смерть. Люди по-разному пережива­ют стресс (стресс льва или кролика). Есть люди стрессоустойчивые. В психологии выделяют разные виды стресса: физиологический, психический, информационный и эмоциональный.

Синдром - ряд характеристик, черт, событий или моделей поведе­ния, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с дру­гом или, как предполагается, являются скоординированными или взаимосвязанными некоторым образом. В клинической психоло­гии - группа (класс) симптомов, возникающих вместе и служащие индикатором болезни или отклонения.

Стресс физиологический - реакция организма на угрожающую си­туацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.).

Стресс информационный - возникает в ситуации значительных ин­формационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой от­ветственности за последствия принятых решений.

Стресс эмоциональный - возникает при эмоциональных перегруз­ках, возникновение его большинство авторов связывают с ситуация­ми угрозы, опасности, обиды и т.д.

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни­кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще­жития. Возникают при сравнении явлений действительности с об-

щественными нормами после их принятия. К положительным мо­ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат­риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно­сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе­ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре­одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические - своеобразная окраска ощущений, харак­теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе­реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст­ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Катарсис (англ. cathexix - энергия, затраченная на представле­ние понятий, идей, образов, символов) - первоначально понятие ка­тарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внут­реннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных траге­дий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис - соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.

Чувства практические (праксические) (греч. praktikos - деятель­ный) - чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удо­вольствие, творческий подъем и пр.).

Страсти - абсолютно доминирующие чувства, которые захва­тывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выражен­ное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающее­ся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с со­ответствующим объектом.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Различные эмоции по-разному влияют на деятельность человека Одни эмоции вызывают прилив сил (стенические), другие - упадок

сил, нежелание что-либо делать (астенические). Человек может пе­реживать одновременно и противоположные эмоции (амбивалент­ные).

Эмоции оказывают влияние на формирование личности, пре­вращаясь в ее эмоциональные свойства. К эмоциональным свойс­твам относят эмоциональную возбудимость, глубину переживания эмоций (эмоциональная глубина), эмоциональную лабильность-ри­гидность, эмоциональную устойчивость, эмоциональную отзывчи­вость, экспрессивность, оптимизм-пессимизм.

Эмоции стенические (греч. sthenos - сила) - повышающие актив­ность, вызывающие прилив энергии и подъем.

Эмоции астенические - противоположны стеническим. Обыч­но человек переживает либо положительную, либо отрицательную эмоцию. Однако возможна и амбивалентность.

Амбивалентность- одновременное переживание противопо­ложных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печа­ли).

Тревога- ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства.

Защита психологическая - механизм противостояния тревоге. Спе­циальная регулятивная система стабилизации личности, направлен­ная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, свя­занного с осознанием какого-либо конфликта.

Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное объ­ективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достиже­нии цели или решении задачи. Это одна из форм стресса, пережива­ние неудачи, сопровождающееся чувством безысходности в дости­жении желаемой цели.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность обычно предшествует страху.

РАЗВИТИЕ

Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмо­циональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зря­чих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмо­циональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные спо­собны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики

идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возрас­та, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторя­ющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся вовнешний облик лица.

Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Ме­няются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесяч­ного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обра­доваться.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. В исследо­ваниях обнаружено, что с возрастом возрастает контроль над отри­цательными эмоциями, а в отношении положительных эмоций ос­тается неизменным.

С увеличением возраста улучшается распознание эмоций по вы­ражению лица.

Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временная регрессия в распознании ряда эмоций. На протяжении школьного возраста ме­няется тревожность:

- в младшем школьном возрасте - относительная стабильность;

- в старшем подростковом возрасте (8-9 классы) - резкий всплеск;

- в 10-м классе уровень тревоги - резко снижается;

- перед выпуском из школы - резко повышается.

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях.

Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи.

НАРУШЕНИЯ

К патологическим изменениям эмоциональных свойств личнос­ти относят аффективные: возбудимость, слабость, вязкость, исто-щаемость.

Аффективная возбудимость. Это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных, эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Одной из форм проявления аффективной возбудимости является раздражимость.

Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональ­ной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Разновид­ностью аффективной слабости является гневливость (склонность к быстрому возникновению аффекта гнева).

Аффективная вялость. Это аффективная инертность, ригидность в сочетании со склонностью к «застреванию» прежде всего на не­приятных переживаниях. Может сопровождаться патологической злопамятностью.

Аффективная истощаемостъ характеризуется кратковременнос­тью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т. п.), после которых наступают слабость и безразличие.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Люди отличаются друг от друга как в переживаниях отдельных эмоций, так и в сформировавшихся эмоциональных свойствах лич­ности. Так, бурная радость у одного человека проявляется в бурных реакциях (крики, подпрыгивание и т.д.), а у другого - лишь в широ­кой улыбке и сдержанной вокальной мимике. У одного человека про­является «стресс льва», у другого - «стресс кролика».

К индивидуальным эмоциональным свойствам относят эмоцио­нальную возбудимость, глубину переживания (эмоциональная глу­бина), эмоциональную лабильность-ригидность, эмоциональную ус­тойчивость, эмоциональную отзывчивость, экспрессивность, опти­мизм-пессимизм.

Эмоциональная возбудимость - эмоциональная готовность эмоци­онально реагировать на значимые для человека раздражители. Про­является в раздражительности, вспыльчивости.

Эмоциональная глубина - интенсивность переживаний, сила эмо­ций.

Эмоциональная лабильность-ригидность- эмоциональная лабиль­ность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и парт­неров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и вхо­дит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмо­ций, их стабильностью.

Эмоциональная устойчивость - характеризуется эмоциональной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутствием реакции на эмоциогенные раздражители.

Экспрессивность - значительная выраженность эмоций через ми­мику, жесты, голос, двигательные реакции.

Эмоциональная отзывчивость - восприимчивость, чувствитель­ность - близка по смыслу к эмоциональной возбудимости.

Оптимизм-пессимизм (лат. optimus - наилучший и pessimus - наи­худший). Оптимизм характеризует положительную систему взгля­дов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях. Эмо­циональный тон восприятия жизни и ожидания будущего оптимис­та светлый, радостный. Пессимист имеет негативную систему взгля­дов на жизнь и мир и настроение безысходности.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальное

Открытие центров наслаждения и центров страдания.

В 1950 г. в экспериментах (Д. Олдза и П. Милнера) в мозг крысы вживляли в разные участки мозга электрод, соединенный с педалью в клетке. Крыса случайно нажимала лапкой на педаль и, если элек­трод находился в центре страдания, то она больше не подходила к педали. Если же электрод оказывался в центре наслаждения, крыса нажимала на педаль до двух тысяч раз подряд. Так, вживляя электро­ды в разные участки мозга и наблюдая за поведением крысы, была открыта эмоциональная карта мозга.

Диагностическое

В психологии используются разнообразные методики для изуче­ния эмоций и чувствю Например, такие как:

- методики наблюдения;

- шкала дифференциальных эмоции;

- методика САН (самочувствие, активность, настроение);

- методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бой­ко;

- методика определения личностной тревожности Ч. Спилберге-

ра;

- методика определение агрессивности Баса-Дарки; и др.

ТЕМА 14 • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

ПОНЯТИЕ

Психические состояния как область научного исследования сла­бо разработаны. Однако значение психических состояний в жизни и деятельности человека исключительно велико.

Они оказывают существенное влияние на деятельность, поведе­ние, межличностное общение, формирование личности и саморегу­ляцию и пр. Психические состояния занимают промежуточное мес­то между процессами и свойствами личности и характеризуют ак­тивность психической деятельности «здесь и теперь».

Психические состояния - это целостная реакция личности на вне­шние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезно­го результата деятельности или адаптационного процесса.

ФУНКЦИИ

Для психических состояний характерны различные функции.

Одна из главных функций - регулятивная (адаптация к окружа­ющей ситуации и среде). Психические состояния выступают и как форма саморегуляции психики, и как один из важнейших механиз­мов интеграции человека как целостности - как единство его духов­ной, психической и телесной организации.

Адаптационная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индиви­да и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функ­ция позволяет сохранять на максимально возможном уровне здоро­вье, способность к адекватному поведению и успешной деятельнос­ти, возможность полноценного личностного развития.

Психические состояния одновременно являются формой ин­теграции текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей как отдельных сфер личнос­ти, так и личности в целом (ее развития).

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

Психические состояния отличаются богатым разнообразием. В психологической науке представлены достаточно разнообразные классификации психических состояний.

Так, вариант классификации представлен в работе (В.А. Ганзен, В.Д. Юрченко, 1976).

Таблица 4

Классификация психических состояний человека (сокращенный вариант)

Психические состояния
Волевые состояния («разре­шение-напряжение») Аффективные состояния («неудовольствие-удоволь­ствие») Состояния сознания («сон-активация»)
Практичес­кие состо­яния Мотивацион-ные состо­яния Гуманитарные состояния Эмоциональ­ные состо­яния Состояния внима­ния
Утомление Скука Симпатия Стресс Рассеянность
Монотония Паника Синтония Эмоциональ­ное выгора­ние Сосредоточенность (синойя)
Пресыщение Тревога Восхищение Эйфория Сон
и др. и др. и др. и др. и ДР.

Каждые 24 часа своей жизни человек испытывает определен­ные повторяющиеся состояния (функциональные): бодрствование, утомление, релаксацию, сон. Смена состояний способствует лучше­му запоминанию событий и приобретению опыта.

Кроме этих состояний человек может испытывать еще огромное число различных состояний и их оттенков. Наиболее изученными в науке являются волевые и аффективные состояния. Некоторые из них мы рассмотрим.

Бодрствование- функциональное состояние, связанное с напря­жением физиологических и психических механизмов регуляции де­ятельности. Это оптимальное рабочее состояние, и человек в этом состоянии действует эффективно. Бодрствование способствует са­мореализации личности, но далее переходит в утомление.

Утомление- временное снижение работоспособности под влия­нием длительного воздействия нагрузки (физической или интеллек­туальной и др.). Проявляется утомление в повышении инертности нервных процессов (на физиологическом уровне), в снижении чувс­твительности, нарушении памяти, внимания, сдвигах в эмоциональ­ной сфере и др.(на психологическом уровне), а также в снижении производительности труда, умений, скорости и точности деятель­ности (на поведенческом уровне).

Релаксация - состояние успокоения, расслабления, восстановле­ния. Релаксация может протекать непроизвольно, то есть организм сам восстанавливает силы, но может и произвольно вызванной с по­мощью тренинга, лекарств, гипноза и пр.

Сом - периодически возникающее функциональное состояние, проявляющееся в расслаблении, обездвиженности, близкое к релак­сации.

Монотония - психическое состояние, характеризующееся сниже­нием уровня жизнедеятельности, наступающее в результате воздейс­твия однообразных раздражителей. Проявляется в притуплении внимания, снижении его способности к переключению, снижении сообразительности, ослаблении воли, сонливости. При этом разви­вается неприятное эмоциональное переживание, сопровождающе­еся стремлением выйти из этой гнетущей обстановки, «встряхнуть­ся», активизироваться. Монотония может превращаться в стойкое состояние скуки.

Скука - стойкое мотивационное состояние, которое возникает даже при разнообразной, но неинтересной работе. Скука оказыва­ет влияние на качество деятельности и межличностные отноше­ния.

Пресыщение - переживание человеком чувства отвращения к вы­полняемой работе, которое состоит в том, что в результате длитель­ного выполнения какой-либо однообразной деятельности у челове­ка наступает просто нежелание ее выполнять, а затем при ее даль­нейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить. Это состоя­ние не связано с утомлением.

Паника- мотивационное психическое состояние, связанное с проявлениями массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.

Эмоциональное выгорание - психическое состояние здоровых лю­дей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказа­нии профессиональной помощи. Может возникать в замкнутых ра­бочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоци­онального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возни­кает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслужи-

ваемым по роду работы, следствиями чего являются раздражитель­ность и конфликтность.

Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продук­тивности труда, самооценки своей компетентности, росту недоволь­ства собой и негативному отношению к себе как личности.

Тревога- состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Тревога, закрепившись, становится свойством личности.

Тревожность- склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность - достаточно устойчивое свойство личности.

Стресс{гсят. stress - напряжение, давление) - состояние напряже­ния, возникающее под влиянием сильных воздействий, (см. Стресс в теме «Эмоции и чувства»).

Фрустрация (англ. frustration - расстройство, срыв планов, кру­шение) - специфическое эмоциональное состояние, которое возни­кает в тех случаях, когда человек на пути достижения цели сталки­вается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Поведение в со­стоянии фрустрации может быть как конструктивным, так и некон­структивным. Конструктивное поведение характеризуется усилени­ем мотивации, пересмотром ситуации, адаптивными стремления­ми. Неконструктивное - разными видами агрессии, самоуспокоени­ем и др.

Симпатия (греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположе­ние) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) от­ношение к кому-либо или к чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброже­лательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию вни­мания, помощи. Противоположное состояние - антипатия.

Синтония (греч. syntonia - согласованность).

Восхищение - высшее удовлетворение, восторг.

Эйфория - психическое состояние (настроение), которое харак­теризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззабот­ностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сто­ронам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает нарко­тическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему чело­век привыкает. Чтобы вызвать его, человеку нужны алкоголь, нарко­тики, а артисту или спортсмену - зрители.

Сосредоточенность - психическое состояние сосредоточенности сознания на определенном объекте или группе объектов в течение некоторого времени. Внешняя сосредоточенность выражается в ос­лаблении или полном прекращении движений, напряженной мими­ке. Внутренняя сосредоточенность - такое психическое состояние, при котором в фокусе сознания находятся мысли и переживания (внутренние монологи).

Рассеянность- психическое состояние, которое характеризует­ся отклонением внимания и тем самым нарушениями в умственной ориентировке. Под рассеянностью понимают разные слабости вни­мания (общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточиться; чрезмерная подвижность внимания; слишком большая сосредоточенность на чем-то, которая сочетается с невнимательностью ко всему другому («профессорская»).

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Эмоции не всегда желательны. Избыточные эмоции могут де­зорганизовать деятельность или общение. С другой стороны, эмо­циональный подъем, хорошее настроение им способствуют. Поэто­му желательно научиться управлять эмоциями: контролировать их внешнее выражение, вызывать желательные эмоции и устранять нежелательные эмоциональные состояния. Контроль экспрессии эмоций проявляется в трех формах: «подавлении», то есть сокры­тии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маски­ровке», то есть замене переживаемого эмоционального состояния выражением эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуля­ции», то есть выражении непереживаемых эмоций.

Способность контролировать выражение своих эмоций имеют значительные индивидуальные различия: по форме (подавление, маскировка, симуляция); по знаку эмоций; возраста; культуры и т.д. Так в западной культуре не принято, например, показывать не толь­ко положительные, но и отрицательные эмоции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: