КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
Человек - наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тыс. слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространенную в психологии классификацию (см. рис. 33).
По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют:
1) низшие эмоции и 2) высшие эмоции;
По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения выделяют:
)35
1) чувственный тон, 2) собственно эмоции, 3) настроения, 4) аффекты, 5) стрессы.
По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности выделяют:
1) эмоции и 2) чувства.
Эмоции низшие - это эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.
Эмоции высшие - социально обусловленные эмоции, связанные с общественными отношениями. Эти эмоции присущи только человеку.
|
|
Чувственный тон - простейшая форма эмоций. Это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.
Эмоции базовые (эмоции в узком смысле), собственно эмоции-носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковремен-ны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены
и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каждая^а-зовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К базовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Почти все базовые эмоции хорошо «читаются» по мимике лица.
Радость - положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Она служит для устранения отрицательных воздействий эмоций, установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий. Радость выражается улыбкой и смехом.
Удивление- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление служит для погашения существующей активности нервной системы для подготовки организма к активности в новой ситуации. Мимическое выражение удивления: брови высоко подняты, глаза расширяются и округляются, приоткрытый рот принимает овальную форму.
|
|
Интерес- эмоциональная реакция на новое, источник мотивов, научения и творчества. Интерес выражается в мимических движе
ниях - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.
Печаль (горе, страдание) - эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Печаль сигнализирует о желании восстановить связь с миром, людьми и в этом смысле способствует личностному росту. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах (при сильной печали слез может не быть), горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, дает возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.
Гнев - эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Проявляется: на лице вздуваются вены, рот сжат, губы дрожат, сжаты кулаки и т.д. Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы. У взрослых гнев - редкая эмоция, так как противоречит общественным нормам.
Страх - отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Страх - способ активности и защиты от сильных потрясений. Страх выражается в затруднении дыхания, дрожании тела, в расширении зрачков и пр.
Отвращение (отворачивание) - отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. В эволюции возникло как защита от отравления. Изображая отвращение, человек морщит нос, кривит губы, отталкивает предмет отвращения, имитирует тошноту.
Презрение - отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение - это отвержение другого человека, в эволюции - вытеснение с территории. Выражается в иронии, насмешках, отталкивающих жестах.
Стыд - социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожидани-
ям других людей и собственных представлений. «Стыд - это гнев, направленный внутрь» (К. Маркс). Переживание стыда - показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. Переживая стыд, человек прячет глаза, отворачивается или опускает голову, краснеет и т.д.
Вина - эмоция, возникающая при нарушении моральных и эстетических норм. Без принятия общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.
Настроение- устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины настроения далеко не всегда ясны. Настроение зависит от здоровья человека, его самооценки, уровня притязаний, характера и других личностных свойств.
Аффект (лат. affectus - душевное волнение) - эмоциональное переживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Аффект возникает в экстремальных условиях, когда субъект не находит выхода из возникшей ситуации. В результате аффекта происходит мобилизация всех сил организма. Формы проявления - гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или, ступор, скованность. Аффект практически неуправляем. Сдержать его возможно лишь на первом этапе, и зависит это от нравственных особенностей личности.
|
|
Стресс (англ. stpess - напряжение, давление) - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Стресс, по утверждению Г. Селье, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром). Стресс - реакция комплексная и не зависит от того, что его вызывает. Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье): 1) тревога - мобилизация всех сил организма, 2) стабилизация - ситуация закрепляется, идет перерасход адаптационных сил, 3) истощение, если ситуация продолжает сохраняться (см. рис. 35). В результате ухудшение самочувствия, заболевание и смерть. Люди по-разному переживают стресс (стресс льва или кролика). Есть люди стрессоустойчивые. В психологии выделяют разные виды стресса: физиологический, психический, информационный и эмоциональный.
Синдром - ряд характеристик, черт, событий или моделей поведения, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с другом или, как предполагается, являются скоординированными или взаимосвязанными некоторым образом. В клинической психологии - группа (класс) симптомов, возникающих вместе и служащие индикатором болезни или отклонения.
Стресс физиологический - реакция организма на угрожающую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.).
Стресс информационный - возникает в ситуации значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.
Стресс эмоциональный - возникает при эмоциональных перегрузках, возникновение его большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д.
|
|
Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.
Чувства моральные (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с об-
щественными нормами после их принятия. К положительным моральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.
Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворения от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют преодолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.
Чувства эстетические - своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).
Катарсис (англ. cathexix - энергия, затраченная на представление понятий, идей, образов, символов) - первоначально понятие катарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внутреннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных трагедий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис - соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.
Чувства практические (праксические) (греч. praktikos - деятельный) - чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удовольствие, творческий подъем и пр.).
Страсти - абсолютно доминирующие чувства, которые захватывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выраженное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Различные эмоции по-разному влияют на деятельность человека Одни эмоции вызывают прилив сил (стенические), другие - упадок
сил, нежелание что-либо делать (астенические). Человек может переживать одновременно и противоположные эмоции (амбивалентные).
Эмоции оказывают влияние на формирование личности, превращаясь в ее эмоциональные свойства. К эмоциональным свойствам относят эмоциональную возбудимость, глубину переживания эмоций (эмоциональная глубина), эмоциональную лабильность-ригидность, эмоциональную устойчивость, эмоциональную отзывчивость, экспрессивность, оптимизм-пессимизм.
Эмоции стенические (греч. sthenos - сила) - повышающие активность, вызывающие прилив энергии и подъем.
Эмоции астенические - противоположны стеническим. Обычно человек переживает либо положительную, либо отрицательную эмоцию. Однако возможна и амбивалентность.
Амбивалентность- одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали).
Тревога- ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства.
Защита психологическая - механизм противостояния тревоге. Специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта.
Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Это одна из форм стресса, переживание неудачи, сопровождающееся чувством безысходности в достижении желаемой цели.
Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность обычно предшествует страху.
РАЗВИТИЕ
Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики
идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся вовнешний облик лица.
Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться.
В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. В исследованиях обнаружено, что с возрастом возрастает контроль над отрицательными эмоциями, а в отношении положительных эмоций остается неизменным.
С увеличением возраста улучшается распознание эмоций по выражению лица.
Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временная регрессия в распознании ряда эмоций. На протяжении школьного возраста меняется тревожность:
- в младшем школьном возрасте - относительная стабильность;
- в старшем подростковом возрасте (8-9 классы) - резкий всплеск;
- в 10-м классе уровень тревоги - резко снижается;
- перед выпуском из школы - резко повышается.
С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях.
Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи.
НАРУШЕНИЯ
К патологическим изменениям эмоциональных свойств личности относят аффективные: возбудимость, слабость, вязкость, исто-щаемость.
Аффективная возбудимость. Это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных, эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Одной из форм проявления аффективной возбудимости является раздражимость.
Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Разновидностью аффективной слабости является гневливость (склонность к быстрому возникновению аффекта гнева).
Аффективная вялость. Это аффективная инертность, ригидность в сочетании со склонностью к «застреванию» прежде всего на неприятных переживаниях. Может сопровождаться патологической злопамятностью.
Аффективная истощаемостъ характеризуется кратковременностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т. п.), после которых наступают слабость и безразличие.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Люди отличаются друг от друга как в переживаниях отдельных эмоций, так и в сформировавшихся эмоциональных свойствах личности. Так, бурная радость у одного человека проявляется в бурных реакциях (крики, подпрыгивание и т.д.), а у другого - лишь в широкой улыбке и сдержанной вокальной мимике. У одного человека проявляется «стресс льва», у другого - «стресс кролика».
К индивидуальным эмоциональным свойствам относят эмоциональную возбудимость, глубину переживания (эмоциональная глубина), эмоциональную лабильность-ригидность, эмоциональную устойчивость, эмоциональную отзывчивость, экспрессивность, оптимизм-пессимизм.
Эмоциональная возбудимость - эмоциональная готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Проявляется в раздражительности, вспыльчивости.
Эмоциональная глубина - интенсивность переживаний, сила эмоций.
Эмоциональная лабильность-ригидность- эмоциональная лабильность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и входит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмоций, их стабильностью.
Эмоциональная устойчивость - характеризуется эмоциональной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутствием реакции на эмоциогенные раздражители.
Экспрессивность - значительная выраженность эмоций через мимику, жесты, голос, двигательные реакции.
Эмоциональная отзывчивость - восприимчивость, чувствительность - близка по смыслу к эмоциональной возбудимости.
Оптимизм-пессимизм (лат. optimus - наилучший и pessimus - наихудший). Оптимизм характеризует положительную систему взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях. Эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего оптимиста светлый, радостный. Пессимист имеет негативную систему взглядов на жизнь и мир и настроение безысходности.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальное
Открытие центров наслаждения и центров страдания.
В 1950 г. в экспериментах (Д. Олдза и П. Милнера) в мозг крысы вживляли в разные участки мозга электрод, соединенный с педалью в клетке. Крыса случайно нажимала лапкой на педаль и, если электрод находился в центре страдания, то она больше не подходила к педали. Если же электрод оказывался в центре наслаждения, крыса нажимала на педаль до двух тысяч раз подряд. Так, вживляя электроды в разные участки мозга и наблюдая за поведением крысы, была открыта эмоциональная карта мозга.
Диагностическое
В психологии используются разнообразные методики для изучения эмоций и чувствю Например, такие как:
- методики наблюдения;
- шкала дифференциальных эмоции;
- методика САН (самочувствие, активность, настроение);
- методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко;
- методика определения личностной тревожности Ч. Спилберге-
ра;
- методика определение агрессивности Баса-Дарки; и др.
ТЕМА 14 • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
ПОНЯТИЕ
Психические состояния как область научного исследования слабо разработаны. Однако значение психических состояний в жизни и деятельности человека исключительно велико.
Они оказывают существенное влияние на деятельность, поведение, межличностное общение, формирование личности и саморегуляцию и пр. Психические состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами личности и характеризуют активность психической деятельности «здесь и теперь».
Психические состояния - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата деятельности или адаптационного процесса.
ФУНКЦИИ
Для психических состояний характерны различные функции.
Одна из главных функций - регулятивная (адаптация к окружающей ситуации и среде). Психические состояния выступают и как форма саморегуляции психики, и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности - как единство его духовной, психической и телесной организации.
Адаптационная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранять на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.
Психические состояния одновременно являются формой интеграции текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
Психические состояния отличаются богатым разнообразием. В психологической науке представлены достаточно разнообразные классификации психических состояний.
Так, вариант классификации представлен в работе (В.А. Ганзен, В.Д. Юрченко, 1976).
Таблица 4
Классификация психических состояний человека (сокращенный вариант)
Психические состояния | ||||
Волевые состояния («разрешение-напряжение») | Аффективные состояния («неудовольствие-удовольствие») | Состояния сознания («сон-активация») | ||
Практические состояния | Мотивацион-ные состояния | Гуманитарные состояния | Эмоциональные состояния | Состояния внимания |
Утомление | Скука | Симпатия | Стресс | Рассеянность |
Монотония | Паника | Синтония | Эмоциональное выгорание | Сосредоточенность (синойя) |
Пресыщение | Тревога | Восхищение | Эйфория | Сон |
и др. | и др. | и др. | и др. | и ДР. |
Каждые 24 часа своей жизни человек испытывает определенные повторяющиеся состояния (функциональные): бодрствование, утомление, релаксацию, сон. Смена состояний способствует лучшему запоминанию событий и приобретению опыта.
Кроме этих состояний человек может испытывать еще огромное число различных состояний и их оттенков. Наиболее изученными в науке являются волевые и аффективные состояния. Некоторые из них мы рассмотрим.
Бодрствование- функциональное состояние, связанное с напряжением физиологических и психических механизмов регуляции деятельности. Это оптимальное рабочее состояние, и человек в этом состоянии действует эффективно. Бодрствование способствует самореализации личности, но далее переходит в утомление.
Утомление- временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки (физической или интеллектуальной и др.). Проявляется утомление в повышении инертности нервных процессов (на физиологическом уровне), в снижении чувствительности, нарушении памяти, внимания, сдвигах в эмоциональной сфере и др.(на психологическом уровне), а также в снижении производительности труда, умений, скорости и точности деятельности (на поведенческом уровне).
Релаксация - состояние успокоения, расслабления, восстановления. Релаксация может протекать непроизвольно, то есть организм сам восстанавливает силы, но может и произвольно вызванной с помощью тренинга, лекарств, гипноза и пр.
Сом - периодически возникающее функциональное состояние, проявляющееся в расслаблении, обездвиженности, близкое к релаксации.
Монотония - психическое состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности, наступающее в результате воздействия однообразных раздражителей. Проявляется в притуплении внимания, снижении его способности к переключению, снижении сообразительности, ослаблении воли, сонливости. При этом развивается неприятное эмоциональное переживание, сопровождающееся стремлением выйти из этой гнетущей обстановки, «встряхнуться», активизироваться. Монотония может превращаться в стойкое состояние скуки.
Скука - стойкое мотивационное состояние, которое возникает даже при разнообразной, но неинтересной работе. Скука оказывает влияние на качество деятельности и межличностные отношения.
Пресыщение - переживание человеком чувства отвращения к выполняемой работе, которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить. Это состояние не связано с утомлением.
Паника- мотивационное психическое состояние, связанное с проявлениями массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.
Эмоциональное выгорание - психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Может возникать в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслужи-
ваемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность.
Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности.
Тревога- состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Тревога, закрепившись, становится свойством личности.
Тревожность- склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность - достаточно устойчивое свойство личности.
Стресс{гсят. stress - напряжение, давление) - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий, (см. Стресс в теме «Эмоции и чувства»).
Фрустрация (англ. frustration - расстройство, срыв планов, крушение) - специфическое эмоциональное состояние, которое возникает в тех случаях, когда человек на пути достижения цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Поведение в состоянии фрустрации может быть как конструктивным, так и неконструктивным. Конструктивное поведение характеризуется усилением мотивации, пересмотром ситуации, адаптивными стремлениями. Неконструктивное - разными видами агрессии, самоуспокоением и др.
Симпатия (греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому-либо или к чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи. Противоположное состояние - антипатия.
Синтония (греч. syntonia - согласованность).
Восхищение - высшее удовлетворение, восторг.
Эйфория - психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает наркотическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему человек привыкает. Чтобы вызвать его, человеку нужны алкоголь, наркотики, а артисту или спортсмену - зрители.
Сосредоточенность - психическое состояние сосредоточенности сознания на определенном объекте или группе объектов в течение некоторого времени. Внешняя сосредоточенность выражается в ослаблении или полном прекращении движений, напряженной мимике. Внутренняя сосредоточенность - такое психическое состояние, при котором в фокусе сознания находятся мысли и переживания (внутренние монологи).
Рассеянность- психическое состояние, которое характеризуется отклонением внимания и тем самым нарушениями в умственной ориентировке. Под рассеянностью понимают разные слабости внимания (общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточиться; чрезмерная подвижность внимания; слишком большая сосредоточенность на чем-то, которая сочетается с невнимательностью ко всему другому («профессорская»).
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
Эмоции не всегда желательны. Избыточные эмоции могут дезорганизовать деятельность или общение. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение им способствуют. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями: контролировать их внешнее выражение, вызывать желательные эмоции и устранять нежелательные эмоциональные состояния. Контроль экспрессии эмоций проявляется в трех формах: «подавлении», то есть сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маскировке», то есть замене переживаемого эмоционального состояния выражением эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуляции», то есть выражении непереживаемых эмоций.
Способность контролировать выражение своих эмоций имеют значительные индивидуальные различия: по форме (подавление, маскировка, симуляция); по знаку эмоций; возраста; культуры и т.д. Так в западной культуре не принято, например, показывать не только положительные, но и отрицательные эмоции.