ЧАСТЬ 1 4 страница



Этот закон справедлив лишь в зоне комфорта. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образ­ной форме они представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека

Органы чувств Величина абсолютного порога ощущения, представлен­ная в виде условий, при которых возникает едва замет­ное ощущение данной модальности
Зрение Способность ощущать свет одной горящей свечи в пол­ной темноте на расстоянии 48 км от глаза
Слух Различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной ложки сахара в 8 л воды.
Запах Ощущение наличия одной капли духов в помещении из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см

Чувствительность- способность реагировать на сравнитель­но слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздей­ствия.

Чувствительность абсолютная (Е) - способность ощущать едва за­метные, слабые раздражения.

Чувствительности абсолютный порог (нижний) (РА) - минималь­ная величина раздражителя любой модальности, при котором впер­вые возникает ощущение.

Чувствительности абсолютный порог (верхний) - это максималь­ная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринима­ется в своей модальности или вообще не воспринимается.

Чувствительность относительная (разностная, дифференциаль­ная) - это способность ощущать слабые различия между раздражите­лями одной модальности.

Чувствительности относительный порог (разностный или диффе­ренциальный) - это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Вебера - Фехнера закон - закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (интенсив­ности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = k In + С, где S - интенсивность ощущения, к - коэффициент пропорциональнос­ти, зависящий от модальности раздражителя, С - постоянная интег­рирования). Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Изменение чувствительности

Чувствительность может изменяться в зависимости от разных ус­ловий: характера деятельности, возраста, функционального состоя­ния, от особенностей рецептора, силы и длительности раздражите­ля. Можно выделить две формы изменения чувствительности: адап­тация, сенсибилизация. Адаптация заключается в изменении чувс­твительности при слабых раздражителях, например при переходе из светлого помещения в темное световая чувствительность увели­чивается и уменьшается при обратном переходе. Хуже человек адап­тируется к слуховым и болевым раздражителям. Все виды ощущений взаимосвязаны, поэтому ощущения зависят еще и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие анализаторы. Измене­ние чувствительности анализатора под влиянием раздражения дру­гих органов чувств и есть сенсибилизация.

Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям.

Адаптация (сенсорная) - изменение чувствительности, происхо­дящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обост­ряется, а при сильной освещенности его чувствительность снижает­ся. Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при дейс­твии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения. Например, увеличение остроты зрения под влиянием слабых слуховых или обонятельных раздражителей. Известны значительные повышения чувствитель­ности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувствительностью к звукам, текстильщики научаются различать бо­лее 60 оттенков черного цвета и т.д.).

Взаимодействие ощущений

Синестезия (греч. syn - с, совместно, aesthesis - чувство, ощуще­ние. - соощущения) - возникновение под влиянием раздражения од­ного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов. Качество ощущений одного вида переносится на другой. Встречают­ся в норме («цветовой слух») у многих людей, и особенно у музыкан­тов (например, у Скрябина), например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет восприни­мается как холодный, в то время как красный - как теплый. В пси­хической патологии, например, встречаются синестетические функ­циональные и рефлекторные галлюцинации.

Контраста явление - изменение интенсивности и качества ощу­щения под влиянием предшествующего и сопутствующего раздра­жителя, например, после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим или одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом - темнее.

Продолжительность ощущений

Ощущения имеют способность сохранять интенсивность во вре­мени. Они возникают не сразу, а спустя некоторое время - латентный период (скрытый, невидимый). Эти периоды различны для разных анализаторов, например для тактильных ощущений - 130 м/сек, а для боли - 50 м/сек. Но ощущения и не исчезают сразу после раздра­жения. Существует инерция - некоторое время образ сохраняется, его называют последовательным. Если долго смотреть на солнце, а потом перевести взгляд на белую стену, то на ней будет виден диск солнца в полном соответствии с исходным (по цветности и светло­те) - положительный образ или измененный (отрицательный).

Латентный период (от лат. latens - скрытый, тайный) - время меж­ду началом действия стимула и возникновения видимой реакции на этот стимул.

Последовательный образ - ощущения не исчезают сразу после пре­кращения действия раздражителя. От раздражителя остается след -последовательный образ.

Пространственная локализация

Благодаря бинокулярности зрения, слуха мы видим и слышим об­разы ощущений в определенном месте пространства. Локализация

тактильных ощущений вырабатывается в опыте благодаря совмест­ной деятельности зрения и мышечного чувства. Ощущения прикос­новения, давления и боли различны на разных участках тела. Ощу­щение вкуса локализуется на разных участках языка: сладкое - кон­чик языка, кислое - края языка, горькое - основание языка, соле­ное - края и середина языка. Обоняние - более чувствительна левая сторона носа.

Пространственная локализация раздражителя (для слуха) - точка пространства, из которой исходит звук. Основную роль при лока­лизации звука играет то, что: а) ухо, которое находится ближе к ис­точнику звука, испытывает воздействие стимула несколько раньше, чем другое ухо; б) голова создает «барьер», который частично бло­кирует звук так, что ближнее к источнику ухо получает более интен­сивный стимул; в) два уха воспринимают различные фазы звуковых волн.

Термин «локализация» употребляется относительно слуха (опре­деление расположения источника звука в среде), зрения (определе­ние положения стимула в области зрения), осязательных ощущений (определение места стимуляции на коже).

Ощущения человека и животных

Согласно представлениям, разработанным в советской психоло­гии, ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раз­дражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объектив­ную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных ощущения человека опосредова­ны его практической деятельностью, всем процессом историчес­кого развития общества. В пользу исторического понимания ощуще­ний как процесса развития всей всемирной истории (К. Маркс) го­ворят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельнос­ти, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств, таких как системы фонем родного языка, шкала музыкальных звуков или ос­новных тонов светового спектра.

Биотические - важные для жизни, жизнеспособные.

Абиотические - несовместимые с жизнью, нежизнеспособные.

РАЗВИТИЕ

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Одна­ко не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу пос­ле рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обоня­тельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру сре­ды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнско­го молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет).

Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слу­ховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощуще­ния (реагирует на звук - в первые недели жизни, на направление -через два-три месяца, а на пение и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок ре­агирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.

Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но за­метно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает вы­сокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивает­ся относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных пределах можно развивать методом пос­тоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).

НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качес­твенные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повыше­ние этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствитель­ность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, не­приятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании

мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в раз­ной болевой чувствительности и выносливости к боли.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная об­ласть психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особеннос­ти центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональ­ных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувс­твительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер де­ятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленно­го потока металла и пр.).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основ­ном физиологическими или психофизиологическими.

Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить кото­рую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 се­кунды оно становится более интенсивным. Разделить это «двойное ощущение» впервые удалось Г. Хеду в 1903 году. Ему в эксперимен­тальных целях был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны восстанавливаться. Сразу после пе­ререзки на экспериментальном участке пропали все виды чувстви­тельности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8-10 недель появились первые признаки восстановления, че­рез 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызы­вали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуе­мый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раз­дражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог ска­зать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет боле­вые ощущения полностью восстановились. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Протопатичес-кая чувствительность (от греч. protos - первый и pathos - страдание)

представляет собой самую древнюю примитивную недифференци­рованную чувствительность низкого уровня, а эпикпитическая (от греч. epikriticos - вынесение решения) - высокочувствительный и тонко дифференцированный вид чувствительности, возникший на более поздних стадиях филогенеза.

Диагностические

Диагностические методы изучения ощущений связаны в основ­ном с измерением порогов чувствительности и предполагают нали­чие специальной аппаратуры.

ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ

ПОНЯТИЕ

Восприятие - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

В процессе приема и переработки человеком различной инфор­мации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит сли­яние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отде­льных свойств и качеств, предмет выделения существенных призна­ков и отвлечения от несущественных.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы про­шлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и пси­хические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощу­пывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или прого^ варивание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется вос­приятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоцио­нальную окраску.

Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечива­ющих данный акт восприятия.

Перцептивные действия - основные, структурные единицы про­цесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представ­ление о предмете, которое потом сменяется более определенным и детальным восприятием. Опознание предмета, как правило, проис­ходит на основе выделения обобщенных, иногда социально фикси­рованных систем признаков, в силу чего оно осуществляется за бо­лее короткое время (порядка долей секунды), чем процессы перво­начального перцептивного научения, на которые уходят месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).

Перцептивный - относящийся к восприятию.

ФУНКЦИИ

Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориен­тировку и регулирование поведения в соответствии с объективны­ми условиями среды и субъективными потребностями воспринима­ющего субъекта деятельности и поведения.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Восприятие- результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополня­ется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой восприятия явля­ется условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Каждое воспри­ятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть нерав­нозначным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштей-на показали, что сформированные перцептивные образы, стано­вясь акцепторами действия, обусловливают афферентацию и регу­лируют протекание исполнительной деятельности.

Акцептор действия - нейродинамическая модель результата пред­стоящего действия, представленная в центральной нервной систе­ме. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин ввел П.К. Анохин.

Афферентация - передача нервного возбуждения от перифери­ческих нервных окончаний к центральным нейронам коры головно­го мозга.

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ

Современная психология восприятия представляет собой доста­точно пеструю картину разнообразных подходов, методов и част­ных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расши­ряющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпирическая психология и психо­логия целостности. С точки зрения эмпирической психологии ме­ханизм восприятия таков: раздражение органов чувств восприни­маемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт).

Берлинская школа целостности (гештальтпсихология) предло­жила рассматривать в качестве первоосновы психических образова­ний не ощущения, а структуру (гештальт).

Главное направление их исследований касалось организации эле­ментов зрительного поля (Коффка, Келер).

В отечественной психологии проблема восприятия всегда зани­мала одно из центральных мест. Здесь восприятие рассматривает­ся как субъективное отражение объективной действительности, как процесс формирования образа этой действительности, который со­вершается и развивается при взаимодействии субъекта с окружаю­щим миром (Сеченов, Запорожец, Венгер, Зинченко, Ломов).

На современном этапе можно выделить три ведущих направле­ния исследований психологии восприятия: когнитивное, экологи­ческое и личностное.

Началом появления когнитивного (информационного) подхо­да послужил резкий скачок в развитии электронно-вычислительной техники. Согласно компьютерной метафоре, познавательная сфера индивида аналогична современной ЭВМ, то есть принимает, хранит и использует поступающую извне информацию. Процесс осущест­вляется поэтапно (П. Линдсей, Д. Норманн). Центральное место в структуре исследований теперь заняли проблемы распознания обра­зов, формирование различных когнитивных структур, маскировки и селективности восприятия.

Экологический подход представляет собой несколько концеп­ций, объединенных общей направленностью на выявление стимуль-ной структуры окружающей индивида среды (Гибсон и др.). В ее ос­нове лежат два фундаментальных положения: принцип единства ор­ганизма и среды и постулат непосредственного восприятия стимуль­

ной информации. Согласно первому принципу, объектом воспри­ятия выступают не отдельные предметы и их свойства как таковые, а целостные динамические события.

Постулат непосредственного восприятия гласит: главное не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и меха­низмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его дейс­твительным стимулом.

Согласно личностному подходу, вместо изучения ощущений и вос­приятия как некоторых природных свойств организма выдвигается задача реконструкции человеком образа окружающей действитель­ности (Келли, Найсер, Петренко, Шмелев и др.). Чтобы разобрать­ся в потоке впечатлений и адекватно себя вести в своем окружении, человек должен извлекать существенное из всей этой информации, объяснять происходящие события, прогнозировать результаты своего поведения (подобно ученому). Чтобы преуспеть в этом, чело­век вырабатывает у себя систему, своеобразную сеть оценочных ко­ординат, через которую он начинает воспринимать происходящее. У каждого человека свой набор конструктов. По количеству конс­труктов, с помощью которых субъект создает образ окружающей действительности, выделяют два крайних типа - людей когнитивно простых и когнитивно сложных (см. Когнитивные стили).

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной пси­хологии, возникшая в Германии в 1-й четверти XX в. и выдвинувшая в качестве основного объяснительного принципа психологии целос­тное объединение элементов психической жизни, несводимое к сум­ме составляющих, - гештальт (нем. Gestalt - образ, форма, структура). Представители: М. Вертгеймер, К. Каффка, В. Келер, К. Левин и др.

Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, ге-штальтпсихологии ввели ряд новых понятий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ

1. По модальности (по анализаторам) выделяют:

а) зрительное,

б) слуховое,

в) осязательное,

г) обонятельное,

д) вкусовое.

2. По характеру активности:

а) непроизвольное,

б) произвольное.

3. По степени организованности:

а) неорганизованное,

б) организованное (наблюдение).

4. По характеру и продолжительности:

а) симультанное,

б) сукцессивное.

5. По формам существования материи:

а) восприятие пространства,

б) восприятие времени,

в) восприятие движения.

6. По объекту восприятия:

а) восприятие предметов,

б) восприятие речи,

в) восприятие человека,

г) восприятие музыки,

д) восприятие ситуаций и т.п.

Восприятие зрительное - это восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анали­затора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Обе эти системы и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

Восприятие осязательное- это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Восприятие обонятельное- это восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

Восприятие вкусовое - это восприятие на основе вкусовой чувстви­тельности.

Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постанов­кой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправ­ленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае вос­приятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное воспри­ятие является высшей психическая функцией и присуще только че­ловеку.

Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномо­ментное, обобщенное, целостное. Например, целостное воспри­ятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное на­блюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Восприятие пространства - отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг дру­га и направления. В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совместной де­ятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярно­го анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе биноку­лярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изоб­ражения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.

Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­

ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (кон­вергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помо­щью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элемен­ты изображений, имеющие определенную насыщенность, ориента­цию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделе­ния предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделе­ние контура, то есть границы, пространственных элементов фигу­ры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и по­верхности объектов, перемещения человека и частей его тела в про­странстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует акко­модации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Измене­ние кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объ­екте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительны­ми осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе ин­формацию о расстоянии до объекта.

Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измере­ниях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и вос­приятие трехмерности самих объектов.

Восприятие времени- это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, на­иболее важными являются слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется ха­рактером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие времени зависит также от характера деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивации, устано­вок и ожиданий приятных или неприятных событий. Механизм вос­приятия человеком времени часто связывают с биологическими ча­сами - определенной последовательностью и ритмикой биологичес­ких обменных процессов, происходящих в его организме. В качест­ве биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

Восприятие движения - это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фона и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и ки­нестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения конста­тируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящи­ми в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения - расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: