Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).
Большое значение в этом отношении имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Граждане РФ за границей пользуются защитой и покровительством России. Согласно п. 2 ст. 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». Российский консул обязан принимать меры к тому, чтобы граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.
|
|
В советском государстве советский гражданин не мог осуществлять права собственника на земельный участок, поскольку там не было права личной собственности на землю. Земля находилась в исключительной собственности государства. Что же касается имущественных прав советских граждан за границей, то они могли пользоваться там всеми имущественными правами, предоставленными соответствующими иностранными законами, хотя эти права и были неизвестны советскому законодательству.
Еще в разъяснении Народного комиссариата юстиции РСФСР 1923 года отмечалось: «Гражданин РСФСР может за границей владеть на праве собственности сельскими и городскими земельными участками, домами и дачами, промышленным и торговым предприятием» и вообще владеть любой собственностью без соблюдения ограничений, установленных ГК РСФСР.
В советской практике в первые годы после создания советского государства возник вопрос: могут ли советское дипломатическое представительство и другие органы
«я* |
Глава 4. Граждански-правовое положение иностранцев
советского государства за границей защищать имущественные права советских граждан, принимать меры по защите таких прав, которые в советском государстве советский гражданин в силу советских законов осуществлять не может? Этот вопрос был решен рядом циркуляров Народного комиссариата по иностранным делам, которые сохранили свое значение до наших дней.
|
|
В циркуляре № 329 НКИД 1925 года говорилось следующее: «Советский гражданин может за пределами Союза осуществлять права, основанные на иностранных законах». В циркуляре указывалось, что советский гражданин может осуществлять право собственности на землю, если такое право собственности в данном государстве признается. Это означало, что те права, которые возникают под действием иностранных законов, должны осуществляться и советскими гражданами на равных основаниях с местными гражданами или другими иностранцами.
В циркуляре № 42 НКИД от 12 апреля 1922 г. разъяснялось, что факт непризнания того или иного права советским законодательством не препятствует советскому правительству защищать такое право за границей. Однако осуществление этого права не должно нарушать основы социалистической морали, противоречить господствующему в СССР социалистическому правосознанию: «Пределы, до каких может простираться защита подобных прав, определяются вместе с тем и общими основами правосознания советского государства». Не могут быть взяты под защиту все права — «это должно составлять предмет отдельной оценки в каждом конкретном случае».
Законодательство России о собственности существенным образом отличается от ранее действовавшего законодательства СССР. Было введено право частной собственности. Уже Законом о собственности в РСФСР 1990 года было установлено, что гражданин вправе приобрести для ведения сельскохозяйственного производства, а также строительства жилого дома, садоводства и огородничества земельные участки в собственность или во владение (ст. 12). Однако, несмотря на это, приведенные выше циркуляры имеют не просто историческое значение. Из них можно сделать следующие выводы: 1) поскольку объем прав собственника, по общему правилу, определяется законом места нахождения вещи, российский гражданин может осуществлять в отношении своего имущества все правомочия, которые установлены иностранным законом, и пользоваться защитой со стороны местных органов; 2) всякая попытка ограничить имущественные права российских граждан и лишить их законной защиты не может рассматриваться иначе, как дискриминация.
Контрольные вопросы
. Какими законодательными актами определяется гражданская правоспособность иностранца в РФ?
Какое значение имеет факт постоянного проживания иностранца в РФ для| предоставления ему определенных прав?
3. Как определяется гражданская правоспособность российских граждан за| рубежом?