Общие вопросы положения иностранцев

Нормами международного частного права регулируются имуществен ные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальны! права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядка!» отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойствен^ ности — своеобразие правового положения иностранца.


Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно ли постоянно находящихся в другой стране.

О масштабах миграции населения свидетельствуют следующие данные. В США, например, иммигранты из Советского Союза (и дореволюционной России) составляют 2,8 млн. чел., из Италии — 10 млн., из Польши — 8 млн., из Голландии — 8 млн. Одних только рабочих-мигрантов в послед­ней четверти XX века в ФРГ было 5—7 млн., а в Италии — 1 млн. Всего в Западной Европе число трудящихся-мигрантов достигло в 1990 г. 12 млн. человек.

Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержат­ся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Проблемы определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах XX века особое значение. С одной стороны, это объясняется тем, что само число приезжающих в Россию и проживающих в ней иностранцев резко увели­чилось, что, в свою очередь, определяется открытостью российской эко­номики для зарубежных инвесторов, предпринимателей, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долго­срочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профес­сий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

С другой стороны, после распада СССР миллионы людей, проживаю­щих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза многие граждане вынуждены были по­кинуть свои государства и стать беженцами. Приехав в Россию, они про­должают длительное время оставаться здесь иностранцами.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США и в ряд европейских государств (Германию, Францию, Ни­дерланды и т.д.). В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, в других — они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение опре­деленного периода такие лица сохраняли российское гражданство.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражда­нами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В настоящей работе термин «иностранец» при­меняется как адекватный термину «иностранный гражданин».


 

 

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев


§ 1. Общие вопросы положения иностранцев



Положение иностранцев в России определяется прежде всего Консти­туцией РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ пра­вами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ 1993 г.).

Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных междуна­родным правом, таких, как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на тер­ритории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, ино­странным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в совре­менных условиях существенное значение. К числу лиц, в отношении кото­рых действуют нормы международного частного права, с учетом специфи­ки их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется по­литическое убежище, перемещенные лица и др.

Во многих государствах применяется понятие «право иностранцев», которое сводится к определению особого режима для иностранцев в об­ласти публичного права. Обычно «право иностранцев» состоит из правил, касающихся поселения, поступления на работу и т.д. Имеется и точка зре­ния, согласно которой под «правом иностранцев» следует вообще пони­мать сумму норм, ограничивающих права иностранцев. Ограничения ка­саются главным образом права передвижения, права заниматься опреде­ленными профессиями, права приобретения недвижимости.

Так, в соответствии с внутренним законодательством право собственности ино­странных физических и юридических лиц на недвижимость, и прежде всего на зе­мельные участки, может быть ограничено. В ряде стран для покупки земли иностран­цам требуется получение разрешения местных или центральных органов власти (в Австралии, Австрии, Дании, Швейцарии — с некоторыми изъятиями, в Швеции и ДР-)-

В Канаде в ряде провинций Ограничиваются права иностранцев на покупку земли (так, в Альберте иностранцы и компании под иностранным контролем не имеют права покупать и владеть землей, в Саскачеване ограничивается размер сельскохо­зяйственных земельных участков, которые могут быть проданы иностранцам). На Кипре иностранец может арендовать землю лишь с разрешения Совета Министров, однако приобрести земельный участок можно на 99 лет.

В Финляндии отделения иностранных компаний и компании, в которых ино­странным лицам принадлежит более 20% (в отдельных случаях более 40%) акций ' не имеют права без разрешения Государственного Совета приобретать или прода­вать недвижимость на срок более двух лет.

В США покупка иностранцами недвижимости, особенно земли, ограничивается на основании законов большинства штатов.

Есть страны, в которых традиционно «положение иностранцев» (1а condition des etrangers) включается в международное частное право. Это Франция и страны, правовая система которых формировалась под влия-


нием французского права. В большинстве же современных государств, и в частности тех, где эта область детально регулируется (ФРГ, Австрия и др.), право иностранцев рассматривается как подотрасль административ­ного права.

Таким образом, «право иностранцев» — это комплекс норм, опреде­ляющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного ха­рактера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответ­ствующие отношения по существу. Обычно «право иностранцев» опреде­ляет правовой статус иностранцев как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового харак­тера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле — это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанав­ливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в том числе необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.

Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в том числе и в тех, которые относятся к системе «общего права» (common law). Но есть также страны, как, например, ФРГ, в ко­торых традиционно право иностранцев отграничивается от международно­го частного права и в то же время регулируется отдельным законом (За­коном об иностранцах 1990 г.), содержащим нормы административно-правовые.

В России и в других государствах СНГ, в КНР, странах Восточной Ев­ропы «право иностранцев» не считается самостоятельной отраслью в сис­теме права. Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответ­ствующие нормы относятся к различным отраслям права: государственно­му, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовно­му, процессуальному и т.д. Однако это не означает отрицания практичес­кой целесообразности в специальном законодательном регулировании комплексного характера. В результате признания такой целесообразности в СССР в 1981 г. был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР. Подготовлен проект Закона РФ о правовом положении иностранных граждан в России. Законы о правовом положении иностран­ных граждан приняты в Белоруссии и Казахстане.

Лицо без гражданства — это лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец — это не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желаю-Щее прибыть на территорию России лицо, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на тер­ритории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности под-


по

 

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев


§ 1. Общие вопросы положения иностранцев



вергнуться преследованию по признаку расовой или национальной при- \
надлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к опреде- !
ленной социальной группе или по политическим убеждениям.;

В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются '\ права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин-, ципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).

На необходимость применения судами международно-правовых доку­ментов о правах человека было обращено внимание постановлением Пле- I нума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых во-,j просах применения судами Конституции Российской Федерации при осу­ществлении правосудия».

Таким образом, принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ 1993 года более широко, чем в предшествующем зако­нодательстве. В отличие, например, от предусмотренного Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 года, этот принцип под- ] лежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Кроме того, исключения из него допускаются лишь на осно­вании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было, как уже отмечалось выше, сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано следующее: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Косновным законодательным актам, определяющим правовое положе­ние иностранных граждан в России, относятся наряду с Конституцией и ГК РФ такие законы, как Закон о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. с из­менениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 6 февраля 1995 г., Закон РФ о беженцах от 19 февраля 1993 г., Положе­ние о порядке предоставления политического убежища в Российской Фе­дерации, утвержденное Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г.

До принятия российского закона о правовом положении иностранных! граждан в РФ сохранилось действие Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г. с изменениями, внесен­ными Федеральным законом от 15 августа 1996 г.

Российское законодательство исходит из следующих основных принци­пов правового положения иностранных граждан:

во-первых, иностранные граждане пользуются теми же правами и сво­бодами и несут те же обязанности, что и отечественные граждане, таким образом, исходным является принцип национального режима;


во-вторых, иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к ре­лигии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

в-третьих, в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;

в-четвертых, использование иностранными гражданами своих прав в РФ не должно наносить ущерба интересам общества и государства, пра­вам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать дейст­вующие в РФ законы, включая и те, которые определяют порядок осу­ществления субъектами своих гражданских прав.

При определении правового положения иностранцев наше законода­тельство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэ­тому, например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие в некоторых странах, в РФ не имеют никакой силы.

Согласно п. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчины и женщины имеют в РФ равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в РФ равные права с мужчиной-иностранцем.

Поэтому в РФ не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в РФ. Жена без согласия мужа может в РФ поступать на ра­боту, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.д.

Безоговорочное признание принципа равенства женщины и мужчины приводит к тому, что в РФ не могут быть осуществлены вообще юридичес­кие действия, основанные на неравноправном положении женщины.

Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 года предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих и временно находящихся в нашей стране. Отне­сение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории нашего государства.

Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жили-предоставление медицинской помощи, образование, иностранные



 

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются к! гражданам России.

Статус таких лиц отличается, таким образом, от статуса лиц, на время'] приезжающих в нашу страну.

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ

1. Согласно ст. 160 Основ гражданского законодательства 1991 года,«иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью] наравне с нашими гражданами.

В Проекте части третьей ГК РФ дается определение личного закоь физического лица. Им считается право страны, гражданство которой эт лицо имеет. Если наряду с иностранным гражданством лицо имеет россий^ ское гражданство, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом счи-; тается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Личным за?| коном лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Личным законом беженца считается право страны| предоставившей убежище.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Напомним, что согласно ГК РФ правила, установленные граждански» законодательством, применяются к отношениям с участием иностранны! граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Исключения из общих норм гражданского законодательства для отно* шений с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностран^ ных юридических лиц могут быть установлены только на основе федераль^ ного закона. Это вытекает из ст. 62 Конституции РФ 1993 года. В комменч тариях к ГК РФ обращалось внимание на то, что такой подход, однако, не' исключает того, что положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для орга­нов компетенции (М.И. Брагинский).

Положение ст. 62 Конституции РФ закрепляет предоставление ино­странцам национального режима (см. гл. 3). В силу этого иностран! пользуются в РФ, как правило, такой же гражданской правоспособностьк что и российские граждане. Это означает, что гражданская правоспосс ность иностранца в РФ определяется в принципе российским законод тельством, а не личным законом иностранца. Применение к инострани личного закона, в частности закона государства, гражданином которого i


§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 113

является, допускается лишь при наличии соответствующих правил между­народного договора, участницей которого является Россия.

Из предоставления иностранцам национального режима в то же время следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему при­вилегий или установления изъятий из российского закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный харак­тер, т.е. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законода­тельные акты, регулирующие права иностранцев в различных областях (а. 25ГПКидр.).

Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательством не могут быть установлены правила в отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности (например, такое правило было установлено Федеральным законом 1995 г. применительно к занятию племенным жи­вотноводством).

Национальный режим в отношении прав иностранцев на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных мик­росхем, на селекционные достижения предоставляется в силу междуна­родных договоров или на основании принципа взаимности (подробнее см. гл. 13).

Предоставление иностранцу гражданской правоспособности наравне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, что иностранецдол-жен иметь место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определенных прав связано с фактом по­стоянного проживания иностранца в РФ. Так, согласно ст. 12 Закона от 24 июня 1981 г., иностранные граждане могут иметь в нашей стране жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искус­ства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, про­мышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущест­венные права. В соответствии со ст. 11 того же закона все иностранные граждане, постоянно проживающие в нашей стране, имеют право на ос­нованиях и в порядке, установленных для всех граждан, получить в поль­зование жилое помещение в домах государственного и общественного жи­лого фонда, жилищно-строительных кооперативов.

Иностранные граждане, как и отечественные, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридичес­кого лица. На них распространяется действие Положения о порядке госу­дарственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, Утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Они могут зани-

8-872




 

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

маться благотворительной деятельностью. Иностранные граждане, ка|| субъекты предпринимательской деятельности, могут быть пользователял недр, если они будут наделены законодательством правом заниматься со| ответствующим видом деятельности (см. гл. 5). В этом и в ряде других слу| чаев определенными видами деятельности иностранные физические юридические) лица могут заниматься при наличии лицензии или лицензи онного свидетельства (градостроительной деятельностью — ст. 22 Закона об основах градостроительства в РФ 1992 г.), деятельностью по предо­ставлению услуг связи — ст. 8 Федерального закона о связи), согласно ст. 10 Федерального закона об архитектурной деятельности в РФ 1995 года, они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором — гражданином РФ, имеющим лицензию. Соответствующими законодательными актами пред­усмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на страховую защиту наравне с российскими гражданами (ст. 34 Закона о страховании 1992 г.).

Иностранные граждане могут быть членами производственных коопе­ративов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но лише­ны права участия в сельскохозяйственных производственных кооперати­вах (ст. 13 Закона о сельскохозяйственной кооперации 1995 г.).

2. Статья 160 Основ гражданского законодательства 1991 года пре усматривает также возможность установления законом отдельных изъята в отношении предоставления иностранцам равных прав с отечественныд гражданами.

Установленные изъятия немногочисленны и могут быть сведены кдв группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для ино странцев занимать определенные должности или заниматься той или ино| профессией на равных началах с нашими гражданами (см. гл. 16).

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особы| режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального ха­рактера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смеж­ных правах) национальный режим в отношении авторских прав иностран­цев установлен применительно к произведениям, обнародованным на тер­ритории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений ино­странцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ (см. гл. 12).

3. Законодательство содержит также специальные правила, касающие­ся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность^ совершать определенные действия, принимать на себя определенные обЯ зательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лиц


§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 115

возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всег­да одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек дости­гает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

Согласно Основам гражданского законодательства 1991 года, «граж­данская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является» (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные правила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160). Граж­данская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отно­шении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследст­вие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160). Таким образом, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ содержат изъятия из дейст­вия принципа личного закона в пользу территориального принципа.

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут быть признаны в РФ недееспособными или ограничен­но дееспособными в порядке, установленном нашим законодательством.

Согласно Проекту части третьей ГК РФ, гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется его личным законом, т.е. законом страны гражданства. Сторона, не обладающая дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у нее дееспособности, будучи дееспособной по праву места совершения сделки, за исключением тех случаев, когда другая сторона знала или должна была знать об отсут­ствии дееспособности. Гражданская дееспособность иностранного граж­данина или лица без гражданства в отношении сделок, совершаемых в Рос­сии, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, оп­ределяется по российскому праву. Ему подчиняется и признание в РФ ино­странного гражданина или лица без гражданства недееспособным.

4. Модельный гражданский кодекс стран СНГ дополнительно к приведен­ным положениям Проекта ГКРФ предусматривает, что способность физичес­кого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть инди­видуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности определяется по праву страны, где физическое лицо зарегистрировано в ка­честве индивидуального предпринимателя. При отсутствии страны реги­страции должно применяться право страны основного места осуществле­ния индивидуальной предпринимательской деятельности (ст. 1205).

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспо­собность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ °т 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяется зако-


 

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

нодательством договаривающейся стороны, гражданином которой являе ся это лицо (ст. 23).

5. Постановления о правах иностранцев содержатся в различных меж­дународных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговыхдо-говорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по во­просам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепляется уравнение ино-* странцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставлени национального режима), либо с гражданами любого другого государств с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление ре жима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые пример из договорной практики.

Предоставление национального режима предусмотрено договором правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным; уголовным делам между РФ и Эстонией от 26 января 1993 г. Граждан Эстонии в России, точно так же, как и граждане России на территории тонии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.

6. Итак, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Согласно Конституции России 1993 года, право частной собственности ox-j раняется законом. Каждый вправе иметь в собственности имущество, вла| деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно j другими лицами.

Следует подчеркнуть, что новое законодательство России, в отлич* от старого, исходит из того, что в РФ признаются и защищаются равньп| образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб ственности.

Общий принцип признания прав частной собственности иностранце! конкретизирован в Законе о товариществах собственников жилья 19964 года (ст. 4).

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распо­ряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом. Характерные примеры дает в этом отношении судебная практика.

По иску Л. Гриневой к французскому гражданину А. Реве, проживающему во Франции, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 10 мая 1955 г. признала, что иностранец может владеть и распоряжаться принадле­жащим ему домом в Москве на тех же основаниях, что и советский гражданин, и что такое право не обусловлено проживанием его в СССР.

Иностранец-собственник имеет право истребовать по суду вещи из не* законного владения лица, удерживающего их у себя.


§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 117

Таким образом, в отношении права собственности иностранцев дейст­вует принцип национального режима. На иностранцев распространяются все общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать ино­странцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственнос­ти. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами. Так, если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежом, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установлен­ных законодательством России.

Предоставление национального режима иностранцам означает не толь­ко уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Напри­мер, согласно ст. 1064 ГК РФ, из факта причинения вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица возникает обя­зательство по возмещению вреда. Согласно ст. 1099—1101 ГК РФ уста­новлено возмещение морального вреда. Такие обязательства возникают и в случае причинения вреда иностранцами (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных в РФ иностранным гражданам в соответствии с нашим законодательством, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев сформулировано в п. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Особые положения установлены в отношении допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующую подготовку в иностранных государствах (эти положения не распространя­ются на лиц, получивших подготовку в бывшем СССР).

Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою ква­лификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осущест­вляется на основе прямых договоров с этими учреждениями, а также меж­правительственных и иных соглашений, заключаемых с государственными органами зарубежных стран.

Для работающих в РФ иностранцев, которые окончили высшие учеб­ные заведения за границей, имеет большое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях 0 признании эквивалентности дипломов. В соответствии с этими соглаше­ниями в РФ лица, окончившие высшие учебные заведения за границей, при наличии у них соответствующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с лицами, окончившими высшие Учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших


 

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу j РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца.

7. Новым для российского законодательства является введение колли­зионной нормы, касающейся права на имя. Согласно Проекту части третей ГК РФ, право иностранного гражданина или лица без гражданства на имя, его использование и защиту определяется его личным законом, поскольку иное не вытекает из правил, установленных ГК. В понятие «имя», соглас­но ГК, входит и фамилия лица. В соответствии со ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов и несет риск пос­ледствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Российский закон (п. 4 ст. 19) не допускает приобретения прав, обязанностей под именем другого лица.

Следует иметь в виду, что регулирование вопроса об имени лица не ог раничивается только пределами гражданского законодательства. Измене ние имени возможно лишь на основании акта государственного органа, им может быть только орган страны гражданства. В случае вступления | брак или усыновления вопрос об имени, например, женщины, вступающее в брак, или усыновленного, будет определяться правом, которое должн| применяться к отношениям такого рода.

Так, проблема применения права в отношении изменения имени возникла в 1997 г. у четырехкратной чемпионки мира русской спортсменки Оксаны Грищук (спортивные танцы на льду) в связи с тем, что на предшествующих зимних Олимпий­ских играх золотые медали завоевали две спортсменки с одинаковыми именами — Оксана Баюл (Украина) и Оксана Грищук (Россия). После этого обе спортсменки проживали в США, где их часто путали. Чтобы избежать этого, Оксана Грищук объ­явила в коммюнике за два месяца до начала зимних Олимпийских игр в Нагано. что ее официальное имя не Оксана, а Паша. При этом она предъявила официальное под­тверждение об изменении имени от властей места своего проживания. Однако этот факт не был признан, поскольку решающее значение для Олимпийских игр имеет имя в паспорте спортсменки.

В отношении защиты права на имя должно применяться то же право, что и при защите личных неимущественных прав. Согласно Проекту части третьей ГК РФ, к защите личных неимущественных прав подлежит приме­нению право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о защите таких прав.

8. Признание иностранных граждан или лиц без гражданства безвестнс отсутствующими подчиняется российскому праву (соглсно Проекту час * третьей ГК РФ). Поскольку данная норма сформулирована как одност ронняя, остался открытым вопрос о признании лица умершим, соверше* ном за рубежом. В международной практике возникали сложности п{ применении права в случае объявления лица умершим.

Так, бывшие германские супруги, А. и Б., лица еврейской национальности, в 1938 году бежали из нацистской Германии в Бельгию с намерением находиться там


§ 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом____ 119

временно. В 1942 году они были депортированы в лагерь Освенцим и никаких офи­циальных сведений о них больше не было. В 1950 году на основании бельгийского закона они были объявлены судом в Брюсселе умершими, а позднее, в 1952 году, были объявлены умершими и немецким судом. Даты объявления умершими и другие моменты в решениях по этим делам не совпадали, и потому было важно определить, в какой стране и на основе применения права какой страны должны были выноситься решения об объявлении этих лиц умершими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: