Тема 9. Юношеский возраст

Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни". Половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку и ранние браки как способ самоутверждения во взрослой жизни. Проблема юношеского максимализма. Новообразования возраста: мировоззрение, самостоятельность суждений, повышение требований к моральному облику человека, качественные изменения в самосознании, стремление к самовоспитанию, профессиональное самоопределение. Выбор специальности, места специальной подготовки, места будущей работы.

Система профессиональной ориентации Методы определения профессиональных интересов, склонностей и специальных способностей в юношеском возрасте. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте. Жизненные цели и психологическое здоровье. Юноши и девушки "группы риска". Учет возрастных психологических особенностей юношей и девушек в обучении и воспитании.

Основные понятия: юность, мировоззрение, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, интересы, склонности, способности, ценностные ориентации.

Тема 10. Этап взрослости. Проблемы акмеологии

Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы данного возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, осознание обобщенного нереального характера юношеских мечтаний, складывание более конкретного представления о будущей жизни, вступление в брак.

Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса как расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого. Взгляд на кризис с точки зрения "третьего рождения личности". Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа. Расцвет (середина жизни) как "золотой возраст", беспокойства, огромной работоспособности и отдачи. Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни". Начало снижения уровня физических возможностей. Присущие данному возрасту личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов. Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода.

Зрелость как вершина жизненного пути личности. Примирение с самим собой как один из путей выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей.

Основные понятия: акмеология, зрелость, взрослый человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: