Введение. Курс "психология" включает следующие разделы: общая психология, история психологии, возрастная психология

Курс "Психология" включает следующие разделы: общая психология, история психологии, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология. Общая психология является базовым разделом курса «Психология». Изучение данного раздела необходимо для успешного изучения последующих разделов курса психологии: возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология. Закономерности познавательной деятельности, эмоциональной сферы, индивидуально-психологические свойства человека, такие как темперамент, характер, способности используются в педагогике, дидактике, методиках преподавания различных учебных дисциплин, тем самым обеспечивается междисциплинарный подход в обучении.

При изучении учебного материала данного раздела студенты - будущие учителя: - изучают базовые психологические понятия, такие как психическое отражение, деятельность, общение, личность и др., составляющие понятийный аппарат психологического мышления;

- изучают также психические процессы, психические свойства и психические состояния человека, знание закономерностей которых обеспечивает переход от самопознания к саморегуляции, а также необходимо для лучшего понимания других людей, а также самого себя;

- овладевают методами исследования и обработки и психологической информации и навыками их использовании в педагогической деятельности;

- овладевают умениями, необходимыми для самопознания, самоанализа, развития исследовательских и творческих способностей;

- овладевают культурой мышления, речи, общения;

- овладевают навыками саморегуляции поведения, интеллектуальной и эмоциональной саморегуляции.

История психологии выступает как особая область исследований. Незнание истории ведет к искажениям в науке. Только осмыслив исторический процесс в его закономерном ходе можно понять сегодняшнее состояние науки. В ходе изучения истории психологии, студенты изучают такие проблемы как зарождение психологической мысли, развитие психологии как самостоятельной науки, становление отечественной психологии, знакомятся с такими психологическими направлениями как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология и т.д., которые оказали серьезное влияние на развитие современной мировой психологии.

Подготовка будущего учителя к успешному осуществлению педагогической деятельности требует глубокого знания общих закономерностей психического развития ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей школьников, что обуславливает необходимость изучения возрастной психологии. В ходе изучения данного раздела студенты - будущие учителя:

- овладевают системой знаний о возрастных закономерностях и факторах психического развития человека, о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека, что необходимо для лучшего понимания субъектов образовательного процесса;

- изучают методы диагностики возрастных особенностей человека;

- овладевают исследовательскими и организаторскими умениями, необходимыми в работе с различными возрастными категориями учащихся;

- овладевают умениями учитывать возрастные особенности учащихся в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса.

Неравномерность темпа развития различных сторон человека проявляется в расхождении темпов физического, психологического и социального созревания, обуславливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития, которые являются специфическими особенностями возрастного развития человека. Эти обстоятельства усложняют содержание данного курса и требуют от студентов серьезного отношения к предмету. Большое значение имеет также знакомство с методическими разработками контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития человека, коррекции в случае отклонения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: