1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.
2. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста. Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца. "Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.
3. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого типа деятельности. Дружба у подростков.
4. Проблема конфликта в подростковом возрасте. Критическое отношение к окружающим.
5. Учебная деятельность подростков: причины снижения успеваемости. Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание v память.
6. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития. Акцентуации характера в подростковом возрасте.
7. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту. Учет психологических особенностей подростков в обучении и воспитании.
Основные понятия: отрочество, пубертатный период, акселерация, инфантилизм, самосознание, самооценка, чувство взрослости.
Методические рекомендации:
1. Ответьте на вопросы.
2. Законспектируйте предлагаемые статьи.
3. Рассмотрите понятие «чувство взрослости».
4. При подготовке к вопросу № 2, выделите виды взрослости, предложенные Т.В. Драгуновой:
подражание внешним признакам взрослости,
равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины»,
социальная зрелость,
интеллектуальная взрослость.
5. При подготовке к вопросу 7. рассмотрите факторы, влияющие на формирование Я – концепции в подростковом возрасте.
Практическое занятие № 9