Тема. Обучающийся (ученик, студент) как субъект
Учебной деятельности
1. Учет возрастных особенностей учащегося в процессе обучения. Психические и личностные новообразования как ориентиры в определении специфики обучения и целей учебной деятельности.
2. Младший школьник, подросток, старший школьник, студент - субъекты учебной деятельности.
3. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости и трудностей в обучении.
4. Мотивация учения. Внешние и внутренние мотивы. Мотивы "понимаемые и реально-действующие" (А.Н. Леонтьев). Широкие социальные, узко-личностные и учебно-познавательные мотивы (Л.Н. Божович). Приемы и способы активизации мотивационно-потребностной сферы учащихся на уроке.
5. Одаренные и способные школьники. Типология способных детей. Проблемы, с которыми сталкиваются одаренные и способные дети в школе. Организация обучения одаренных и способных детей.
Основные понятия: психологические новообразования, обучаемость, способности, одаренность.
Методические рекомендации:
1. Ответить на вопросы семинара.
2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Выделите причины низкой мотивации у школьников, способы её коррекции.
Какие условия влияют на создание и поддержание познавательного интереса у учащихся?