1. Понятие о социальной психологии. Особенности развития социальной психологии на различных этапах ее становления.
2. История развития отечественной социальной психологии.
3. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
4. Разделы социальной психологии. Связь с педагогикой и другими науками.
5. Основные методы социально-психологического исследования. Их отличительные особенности от методов общей психологии. Специфика наблюдения, эксперимента и других методов в социально-психологическом исследовании.
6. Референтометрия. Социометрия. Анкетирование.
7. Использование социально-психологических методов исследования в педагогической деятельности, в практике обучения и воспитания.
Основные понятия: социальная психология, социология, наблюдение, эксперимент, референтометрия, социометрия, интервью, опрос.
Методические рекомендации:
1. Ответить на вопросы, предлагаемые к самостоятельному изучению.
2. Выпишите понятие «социальная психология».
3. При подготовке к третьему вопросу, особое внимание уделите следующим концепциям в области социальной психологии: психология народов (В. Вундт, Х. Штейнталь), концепция психологии масс (Г. Тард, Г. Лебон), концепция инстинктов социального поведения (В. Макдугалл), теория групповой динамики (К. Левин).
|
|
Практическое занятие № 2
Тема. Психология общения. Общение как обмен информацией
1. Понятие общения. Значение общения для развития человеческого общества и отдельного человека.
2. Общение и деятельность. Педагогическое общение. Функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная и др.
3. Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная и их взаимосвязь.
4. Специфика человеческой коммуникации. Строение коммуникативного процесса.
5. Причины искажения информации в общении людей. Вербальные и невербальные средства общения.
6. Речь как средство коммуникации. Виды речи. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
7. Невербальные средства общения и их классификация. Мимика, пантомимика.
8. Жесты. Тембр речи, интонация, эмоциональные включения и речь.
9. Позы и взаимное расположение участников общения, психологическое пространство. Контакт глаз.
10. Условия эффективной коммуникации учителя и учащихся.
Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, педагогическое общение; кинесика, паралингвистика, экстралинвгистика, проксемика, речь, виды речи.