Восприятие, внимание и память дошкольника

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте детально исследован Л.А.Венгером и описан следующим образом. В период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объе­динять их в единое целое, прежде чем подобного рода опера­ции будут выполнены в практическом плане.

Перцептивные действия формируются в обучении, и их раз­витие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных дей­ствий, выполняемых с незнакомыми предметами.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практи­ческой деятельности

На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает ка­заться пассивным процессом.

В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Внимание в этом возрасте, как пра­вило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е. фактически не является произ­вольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое вос­приятие и активное владение речью.

В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.. Дошкольника 4—5-летнего возраста необходимо просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере внимания.

В до­школьном детстве уже наблюдаются значительные индивиду­альные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности от физического состояния и условий жизни.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризу­ется постепенным переходом от непроизвольного и непосред­ственного к произвольному и опосредствованному запомина­нию и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованно­го запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выво­дам. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит посте­пенный переход от непроизвольного к произвольному запоми­нанию и воспроизведению материала. Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне ее.

К концу дошкольного возраста, т.е. к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным.

У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. В некоторых слу­чаях у лингвистически или музыкально одаренных детей не­плохо развитой оказывается и слуховая память.

У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредствен­ная и механическая память.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Хорошо развита у детей данного возраста эйдетическая память.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: