Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста

К двум годам дети могут составлять план действий на срав­нительно небольшой промежуток времени. В этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память, они,как правило, не забывают цель, поставленную несколько минут назад. Основное же направление развития высших психических функций ребенка этого возраста можно обозначить как начало вербализации по­знавательных процессов, и приобре­тения познавательными процессами произвольного характера.

Со второго года жизни в связи с овладением простейшим орудийным действием меняется восприятие ребенка. Получив возможность и научившись действовать одним предметом на другой, ребенок оказывается способным к предвидению пред­метной ситуации, а также взаимодействий между предметами (например, предвидение возможности протащить шарик через отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.). На третьем году жизни ребенок может различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треу­гольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра:

-красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Примерно с годовалого возраста начинается процесс актив­ного познания ребенком окружающего мира на базе экспери­ментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонст­рируя способность к оперантному научению. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также путем догадки (инсайта), т.е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы. Это становится возможным, как считает Ж.Пиаже, благодаря внутренней координации сенсомоторньй схем и интериоризации действия, т.е. его переносу из внешнего во внутренний план.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятель­ность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приоб­ретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые” умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

На протяжении раннего детства происходит постепенный пе­реход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышле­нию, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внут­реннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основ­ным направлениям: развитие интеллектуальных операций и фор­мирование понятий.

Заметим, что в это время речь ребенка с его мышлением еще несвязна. Приблизительно с 1,5—2 лет, значение слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

Первый из рассмотренных этапов развития связан с наглядно-действенным мышлением, которое практически осуществляется независимо от речи, второй же представляет собой начало формирования и функционирования образного, точнее, наглядно-образного мышления.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-об­разного мышления приурочено к концу раняего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это доста­точно развитым воображением ребенка. Этот переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мыш­лению в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления — словесно-логической, история развития которой уже выходит за пределы дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: