Разде 5. Социальная психология

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология возникла на основе двух наук социологии и психологии. Современная социальная психология изучает проблемы человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах и формирования социально-психологических качеств личности, что имеет широкое прикладное значение. В частности, социально-психологические знания и умения необходимы будущему учителю, так как практика обучения реализуется в общении и взаимодействии педагога с коллективом учащихся.

Общения это целостное социокультурное явление, имеющее свою внутреннюю структуру и определенный характер связей. Общение является специфическим видом человеческой активности, выражающее взаимодействие субъекта с субъектом. Общение есть организованная деятельность, единое в своей разносторонности системное явление: активность одного субъекта ориентирована на другой субъект и использует те или иные объекты как свои средства.

В методологии социальной психологии признают следующую систему принципов.

1. Принцип субъектности, признающий человеческое общение присущим только людям, в результате чего возникает новая система – общность, Мы.

2. Принцип полисубъектности, демонстрирующий межличностное общение как основу для взаимодействия на групповом, межгрупповом, массово-групповом и других уровнях, в качестве субъекта общения выступает не только личность, но и социальная группа.

3. Принцип деятельностного опосредования — общение рассматривается как своеобразная коммуникативная деятельность.

4. Принцип системности. В качестве возможного основания этой классификации Б.Ф. Ломов выделяет: индивидуальные свойства (или природные, психофизиологические) и системные свойства (возникающие из принадлежности индивида к определенной системе, моносистемные и полисистемные). Психическое, является подсистемой более широкой системы человека и развивается только в процессе его развития.

Сам же человек как система включается (в качестве компонента) в систему еще более широкого порядка — в общение.

Общение это важное условие психического развития человека. Б. Ф. Ломов выделил три уровня анализа общения: макроуровень – общение человека с другими людьми как условие социальной жизни; мезоуровень – отдельные межличностные контакты; микроуровень – элементарные единицы общения людей.

В социальной психологии выделяю группу исследовательских методов, а именно: социально-психологическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование, беседа, тестометрия, социометрия; социально-психологический эксперимент.

В области социальной психокоррекции выделяют две группы методов: методы социально-психологического тренинга и методы культурно-психологического тренинга. К первой относятся методы изменения коммуникативной компетентности личности, или же методы повышения интегративности группы. К этой группе методов относятся: тренинг социальной чувствительности; дискуссионный тренинг; игровой тренинг; театрализованный тренинг; психодраматический тренинг.

К группе психокультурных методов относятся методы социально-психологического обучения, использующие в основном суггестивно-художественные и психодинамические возможности игры. Выделяются такие тренинги, как зрелищно-игровой, ритуально-игровой, спортивно-игровой, танцевально-игровой, карнавально-игровой.

К методикам социальной психорегуляции можно отнести:

1. Метод эмоционального напряжения;

2. Метод социально-психологической трансформации;

3. Метод эмоционального насыщения;

4. Метод катарсиса;

5. Метод деятельностного переключения.

Социальная психология использует методы, образующие систему трех уровней (исследовательских, психокоррекционных и психорегулирующих методов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: