Теория личностно-ориентированного обучения

Теория личностно-ориентированного обучения, по сути, является реализацией внедрения гуманистического подхода в обучении. Очевидно, что эффективность обучения в равной мере зависит не только от организующей и направляющей роли учителя, но и от учащегося, выступающего наравне с учителем субъектом обучения. В связи с этим в работах И.С. Якиманской (1994; 1995; 2000) выдвигается концепция личностно-ориентированного обучения. Согласно данной концепции, обучение направляется на развитие личности ученика, который "изначально является субъектом познания", способным воспроизвести содержание, путь, метод научного познания, а также характеризующийся собственной активностью.

При этом учитывается, во-первых, что каждый человек (ученик) является носителем индивидуального, личного (субъектного) опыта. Мир уже является его частью, но у каждого этот мир представлен по-разному. Знания не только нужно добывать в готовом виде, но и актуализировать из собственного опыта, а также уметь самому создавать и конструировать их. Во-вторых, ведущую роль играют субъектно-субъектных отношения учителя с учеником.

Учитель не просто излагает систему знаний, а особым образом организует собственное взаимодействие с учеником и взаимодействие ученика с объектом познания, в ходе которого осуществляется самостоятельное познание ребенком существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования, а также осуществляется развитие личности ученика – как субъекта деятельности.

Каждый человек (ученик) характеризуется своим субъективным опытом, образом мира, отличающимся целостностью и личностной отнесенностью к нему. Традиционное же обучение отбрасывает субъективный опыт как несовершенный, несущественный, отягощенный; либо игнорирует; либо насильственно переделывает.

Учение, по И.С.Якиманской, это - принятие нормативов, имеющих общественную ценность, но обязательно «пропущенных» через субъективный опыт («внешнее через внутреннее», - по выражению С.Л.Рубинштейна).

Это означает, что в ходе обучения будут приняты (усвоены) только те понятия, которые войдут в состав субъектного (личностно-значимого) опыта ученика.

Что входит в содержание субъектного опыта ученика?

Содержание субъектного опыта еще недостаточно систематизировано. Но в целом, можно выделить следующие его составляющие:

1) предметы, представления, понятия (составляющие формальное содержание субъективного опыта) и отношение к ним (эмоционально-ценностный компонент);

2) способы выполнения действий (умственных и практических), включая способы переработки информации (словесная форма, зрительный образ), индивидуально-знаковый код (символы, знаки);

3) направленность (как совокупность потребностей и мотивов), мотивы, цели, неповторимый психологический вклад (характер, темперамент, способности), то есть ученик как личность;

4) национальные, половозрастные особенности, социальный статус обучающегося.

Субъективный опыт каждого ученика сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием, задаваемым обучением. (Продуктивность и результаты могут быть одинаковыми, а способ их достижения разным).

В настоящее время учебных программ, обеспечивающих школьнику возможность овладеть социальным опытом в ходе изучения школьных дисциплин, с учетом индивидуальной избирательности к содержанию, виду и форме программного материала еще мало. Ученик пока еще не может выбрать для себя ту учебную программу, с которой ему легче и приятнее работать.

Личностно-ориентированный подход несет в себе значительный потенциал для совершенствования системы обучения и, конечно же, требует серьезной совместной работы, как ученых, так и педагогов-практиков. Основой для внедрения личностно-ориентированного подхода могут служить разрабатываемые в последние годы «образовательные программы» учебных заведений, которые отличаются от учебных программ. Учебная программа воспроизводит в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и заданных для усвоения. Она едина и обязательна для всех учащихся. В отличие от учебной образовательная программа носит индивидуализированный характер. Она должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. В ней обязательно должны учитываться индивидуальная избирательность школьников к содержанию, виду и форме учебного материала и характер познавательной мотивации (учебные интересы, их направленность) (И.С.Якиманская, 1999, с.42-43).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: