Лекция 5. Особенности межличностных отношений в группах и коллективах

Коммуникативная структура малой группы. Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций лиц группы в системах информационных потоков, связывающих их между собой и внешней средой, а владение информацией — это важный показатель положения в группе. Доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку особые групповые «привилегии». В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют с коммуникативным лидером».

При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованного и децентрализованного типа.

Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один человек находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Существуют различные варианты централизованной сети: фронтальная, радиальная и иерархическая. Фронтальная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт, друг с другом, все же находятся рядом, видят друг друга. Данный факт во многом помогает им, так как позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия. Радиальный вариант отличается тем, что здесь вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Это затрудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть, или услышать, но, зато обеспечивает возможность работы самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию. В иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения лиц группы.

Существуют различные варианты децентрализованных сетей. Их основное отличие от сетей первого типа состоит в «коммуникативном равенстве» всех участников общения. Цепной вариант децентрализованной сети предполагает, что общение и взаимодействие между членами группы осуществляется по цепочке. Такая система коммуникаций работает в конвейерных производствах. Круговая система предполагает, что информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняясь и уточняясь как в мыльных сериалах. Наконец, при организации взаимодействия в группе может использоваться полная, или неограниченная сеть коммуникации. В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый может свободно взаимодействовать с любым другим.

Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо стимулировать развитие лидерства и организационное сплочение группы. Однако надо помнить, что в рамках таких сетей затруднено решение творческих задач.

Напротив, использование децентрализованных сетей уместно при решении не стандартных, не лимитированных временем сложных задач, а также в тех случаях, когда организовывающаяся деятельность должна служить развитию позитивных межличностных отношений.

Структура социальной власти в малой группе – это система взаимных расположений лиц группы в зависимости от способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных людей группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены 2 феномена - лидерство и руководство. Они имеют различную природу: руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного на других.

Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки становятся эталонами для всех или большинства. За ним признается право вести за собой других.

В практике лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый, что является не всегда оправданным подходом. В социальной психологии известно, что социометрическая звезда не всегда является лидером, хотя лидер в некоторых группах может быть одновременно и «звездой», и коммуникативным центром группы. В основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат различные механизмы; эти фигуры создаются, или выдвигаются группой для решения различных задач, имеют различную природу. Так, «звезда» может быть охарактеризована как «душа группы», центр ее эмоционального притяжения. Это человек, к которому тянутся в общении, чувствуют себя комфортно рядом с ним. Лидер же — это лицо, облеченное властью, имеющее авторитет и право на влияние и оценку.

Виды лидерства. Различают лидеры инструментального и экспрессивного вида. Инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, часто вынужден идти на ухудшение взаимоотношений в группе. Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений, часто в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хорошие отношения с учащимися, идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика. А среди экспрессивных лидеров существуют лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настоя.

В целом, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.

Руководство – другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Возникает вопрос, отчего зависит величина, степень авторитетности руководителя? Выделим ряд психологических факторов, определяющих меру авторитетности руководителя. К ним можно отнести некоторые личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал, ценностная привлекательность личности руководителя и, наиболее существенный фактор — стиль управления, реализуемый руководителем. Остановимся на этом последнем факторе.

Принято выделять две основные модели руководства – директивную и кооперативную модель. В основе директивной модели лежит единоналичие руководителя, а в основе кооперативной – возможность активного коммуникативного общения между лицами группы и их руководителем.

В качестве отдаленных последствий директивной модели можно назвать следующие особенности развития группы: порождаются и закрепляются отношения в виде фронтальной или радиальной сети между начальником и подчиненными, ограничивающие деловую инициативу группы, появляется опасность постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, препятствующих сотрудничеству всех членов группы в достижении целей общей деятельности. Увеличивается необходимость контроля над исполнителями, возникают неформальные группы общения, автономные от системы власти и построенные на принципах равноправия.

Среди важнейших отдаленных последствий кооперативной модели выделяются такие, как создание разветвленной групповой структуры, не ограничивающей информационные возможности и инициативу членов группы, высокая удовлетворенность групповым членством, уменьшение числа иерархических ступеней в управлении, рост ответственности и самоконтроля со стороны группы. Однако отметим сразу, что реализация кооперативной модели требует высокой эмоциональной зрелости и руководителя и людей.

Таблица 1

Критерий для сравнения Директивная модель Кооперативная модель
Целеполагание Дела в группе планируются заранее, но определяются лишь непосредственные цели деятельности, дальнейшие планы и задачи группы неизвестны Подробное изложение ближайших и отдаленных целей группы (обрисовка перспективы развития группы для всех)
Информирование Руководитель собирает внешнюю и внутреннюю информацию для себя, передавая группе минимальный ее объем, достаточный для выполне-ния ими исполнительных функций Открытый и взаимный обмен информацией между руководителем и группой
Принятие решений Осуществляет сам или с помощью начальства. Подчиненных убеждают в необходимости выполнения данного решения через систему санкций, убеждение, использование авторитета Совместное с подчиненными. Принятое решение является групповым, или вырабаты-вается через консультации, взаимное информирование и работу с представителями
Контроль Непрерывное наблюдение за деятельностью группы, полный единоличный контроль Контроль над принятием общего решения и получен-ным результатом. На промежуточном этапе – само-контроль.
Обратная связь В чистом виде ее нет. В опосредованной форме она поступает в виде санкций, оценок, окончательных решений, не подлежащих обсуждению Непрерывный поток в процессе всей деятельности. Активное поощрение успехов
Характер коммуникаций Приказы и распоряжения, идущие сверху носят яс-ный и четкий характер, отличаются краткостью. Идут только сверху вниз Разрешаются обсуждения и замечания. Ясность задачи вырабатывается в процессе совместного обсуждения и принятия общего решения
Делегирование полномочий Строго ограничено Широко используется

Остановимся кратко на преимуществах и недостатках каждой из описанных моделей. П реимущества директивной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане. Существенными недостатками этой модели является пассивность подчиненных, их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Кроме того, директивная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу изнутри через бурные, сложно разрешимые конфликты.

Несомненными преимуществами кооперативной модели, являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные групповые задачи небольшим числом подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании между руководителем и подчиненными, низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов.

Трудно говорить о недостатках такой модели, логичнее отметить, что в своей реализации она сталкивается с рядом трудностей. Необходимо затрачивать много сил, и высоки требования к психологической готовности участников. Кроме того, данная модель плохо работает в условиях, требующих оперативных решений, так как на ее реализацию требуется достаточно много времени (совместная выработка решений, обмен полной информацией и так далее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: