double arrow

О в пополнении бюджета



ОРГАН ИЗАЦИ ОН -НЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

В настоящее время проводится и об­щая координация детских об7>единений: в 1991 г. образован Союз пионерских организаций — СПО (Федерация дет­ских организаций — ФДО) в Москве. Это добровольная, самостоятельная, самоуправляемая общественная органи­зация детей и взрослых. Идеологический ориентир:гума­низм, приверженность общечеловеческим ценностям и целям. Ведущая идея— возвышение субъективной роли детей в организации, поиск путей развития детской са­модеятельности. Основная задача—- забота о духовном раз­витии растущего человека, приобщение к общечеловечес­ким ценностям и социально значимым делам.

Основные принципы:добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодатель­ству), гласность (открытость, публичность) деятельнос­ти любого объединения.

И последнее:современные детские объединения не возникли на пустом месте: они используют 70-летний опыт пионерской организации, опыт первых шагов дет­ского движения в России (например, скаутов). Теорети­ческой основой современного детского движения явля-





Глава III. Воспиты.вающая_среда и ее развитие

ются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.Л. Сухо-млинского, И.П. Иванова.

Самыми многочисленными и популярными стали в настоящее время пионерские организации и движение скаутинга*.

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Пионерская организация 1990-х годов -это демократическая, гуманистичес­кая, самодеятельная организация с общественно полезной многопрофильной деятельностью. Главная идея — забота об улучшении окружающей жиз­ни, о людях, близких и далеких. Пионер — это позиция человека, первопроходца, открывающего хорошее в лю­дях. Одна из задач — развить детскую самодеятельность, создать благоприятные отношения «личность — коллек­тив». Исчезла жесткая регламентированность деятельности, которую каждая организация выбирает для себя самосто­ятельно. Так, Союз пионерских организаций Воронежс­кой области выбрал для себя такие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра -- дело серьезное», «Золотая игла», «Древо жиз­ни», «Хочу делать свое дело», «Свой голос», «Каникулы», «Мир красотой спасется», «Алые паруса». «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни», «Лидер» и «Рост».



Есть у пионеров младшие друзья: прежние «октября­та» и новые «искорки», «лучики», «жаворонки», «орля­та» и др.

В символике превалирует красный цвет — цвет гринов-ских «Алых парусов» (символ мечты), цвет восходящего солнца. Три конца галстука означают единство трех по­колений: малышей, пионеров и взрослых — вместе.

СКАУТИНГ

Скаутинг — международное детское и молодежное движение. Цель его -помочь детям и молодежи воспитать себя интеллектуаль­но, физически и духовно. Основано.в 1907 г. английским офицером Б. Пауэллом. В нашей стране первый отряд воз­ник в 1909 г. Возрождение скаутинга началось в середине

* Подробнее о них: Стефшювская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М, 1998. С. 212-222; Вожатый века. 2001. № ], С. 8-10, 23-25.


3.4. Детское движение; детско-юношеские организации________ 2 15

80-х годов (в г. Томске), сейчас распространилось по всей стране.

И еще приведем пример ышкрорайон-

ОТРЯД «ДОРОГА*

I--------------------- . ного отряда «Дорога» (г. Москва). Вот

как об этом пишет в местной газете член этого отряда Ольга Коновалова в статье под символичным названием «Спеши, мой. друг, иди дорогою добра».

«Отряд — это не клуб, не кружок и не секция. Здесь важно не просто получать новые знания. Главное, какую пользу при­несут твои умения, чью жизнь ты сможешь сделать радост­нее, что изменить в этом мире в лучшую сторону. Именно поэтому наряду с нашими основными направлениями — жур­налистикой, театром и туризмом — ребят учат быть органи­заторами, лидерами, учат принимать решения и отвечать за них. Да и на самих занятиях главным остается работа над раз­витием личности, а не просто профессиональный рост.

На занятиях по журналистике ребята учатся иметь свое мнение и уметь его отстаивать, уметь замечать проблемы и не проходить мимо несправедливости, привлекать к этому внимание людей, звать их и вести за собой. Например, ре­бята писали материалы о проблемах маленьких бомжат и о том, почему дети оказываются при живых родителях на ули­це и в приютах. Проводили социологический опрос об от­ношении окружающих к. бездомным детям и попрошайкам. Своими статьями мы пытались поставить перед людьми глобальную проблему нашего государства. Это была часть боль­шой программы «Мир смотрит сквозь нас» (как сказал один ребенок из перехода). Мы много обсуждали и писали о школь­ных взаимоотношениях, о проблемах изгоев в классах.

Отрядный театр ставит спектакли, в которых перед героя­ми встают проблемы нравственности и.морального выбора. Эти спектакли показываются в школах, приютах, на фестивалях.

В «Дороге» ребята открывают не только себя, но и мир. Именно для этого каждые каникулы мы ездим в разные го­рода, проводим совместные лагеря с другими организация­ми, ходим в походы. А летняя Карелия — это уже не просто поход. Это память. Память о далекой войне. Совсем не так представляется война по фильмам и книжкам. Другое дело, когда попадаешь сам в мир окопов и дзотов, снайперских «кукушек». А вокруг стволы старых деревьев, испещренные


2|1б______________ Глава 111. Воспитывающая среда и ее развитие

пулями и осколками снарядов. Говорят, что новая война на­чинается, когда люди забывают о старой. Поэтому ежегодно мы совместно с другими отрядами работаем в музее под от­крытом небом. Работа заключается в восстановлении окопов на линии обороны 27-й стрелковой дивизии.

Ребята в отряде учатся сами планировать и готовить к проведению различные дела, быть командирами групп и отвечать за возложенные на себя обязанности. У нас са­моуправление, поэтому все важные решения принима­ются общим кругом действительных членов отряда. Есть в отряде устав, где сформулированы наши жизненные принципы: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», «Я не пройду мимо несправед­ливости», «Я в ответе за тех, кого веду за собой»...

Мы вместе, и это нам помогает выстоять в трудностях».

Из приведенных примеров видно, что детское и мо­лодежное движения становятся существенным фактором позитивного воспитания, дополняя целенаправленный воспитательный процесс школы.


3.5. Неформальные объединения детей и молодежи ________ 217

Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Во­жатый века. 2001. № 1.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., !992.

Кабуш В. Т. Социальная активность и детское, молодежное движения // Кн. Открытые воспитательные системы: пробле­мы и пути решения. Минск, 1995.

О детских и молодежных объединениях. Методические ре­комендации Министерства образования РФ от 28.09.1999, № 9 // Народное образование. 2000. № 4—5.

«Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы» (утверждена решением Коллегии Минобразования России от 28.09.1999, № 19).

Разноцветный мир детства: Детские общественные органи­зации: Учебное пособие. М., 1999.

Рожков М.И., Волохов А.Б. Детские организации: возможность выбора. М., 1996.

Российское детское движение на рубеже тысячелетий // Вожатый века. 2001. № 1. С. 7-10, 23-25.

Журналы, освещающие состояние детского движения в РФ и деятельность детско-юношеских организаций: «Внешколь­ник», «Вожатый века», «Воспитание школьников», «Народ-•:ное образование».



Вопросы для самопроверки и размышления

1. Обоснуйте необходимость детского движения и детских орга­
низаций с точки зрения психологических особенностей де­
тей и потребностей их воспитания.

2. Какие функции выполняют детские организации? Что дают
они для развития и воспитания ребенка?

3. Какие формы взаимодействия со школой, с ее целенап­
равленным воспитанием могут иметь общественные детс­
кие и молодежные организации?

4. Какова позиция взрослых в детском общественном объе­
динении? Попробуйте сформулировать некоторые методи­
ческие правила для педагога — участника (или руководите­
ля) детского объединения.

5. Охарактеризуйте содержание и методику деятельности са­
мых распространенных детских объединений и организаций.
Как они решают проблемы воспитания детей и молодежи?

Рекомендуемая литература

Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль, 1999. Детское движение: вопросы и ответы. Кострома, 1994.




Сейчас читают про: