double arrow

Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания



Что отличает пол-чинно самоде­ятельное объединение?.. Отсутствие раз и навсегда заведенного поряд­ка, четкая выраженность ценнос­тей и доступное их формулирова­ние, смех, карнавальность, неза­висимость, свобода, динамичность. А. Г. Быстрацкий

ПРЕДЫСТОРИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Выше, раскрывая суть воспитываю­щей'среды как фактора развития и воспитания личности мы говорили о влияниях целенаправленных: соцкуль-турная среда, семья, ученический коллектив, детско-юно­шеские организации позитивной направленности Но для педагогов-практиков не секрет, что значительным, а иног­да и определяющим фактором развития являются стихий-


218______________ Глава Ш-Воспитыиаюгцая среда и ее развитие

ные влияния в микросреде. Они-то порой оказываются для ребенка (особенно подростка, юноши) приоритет­ными. Подростки и старшеклассники уходят в так назы­ваемые неформальные объединения молодежи, исповедуя ценности молодежной субкультуры. При этом нередко дело доходит до скрытого или открытого противостояния. По­чему так?

Оппозиция классической культуре существовала издав­на. Философ М.М. Бахтин назвал ее «карнавальной куль­турой». Возникла она в средние века, в период тотально­го господства официальной религии — христианства. Как уступка языческим культурам возник «Праздник дура­ков»... Ж.-Ж. Руссо ограждал Эмиля от общества сверст­ников... А.С. Макаренко вопреки установкам официальной педагогики, охраняющей детей от «муштры и зубрежки», вводит марши, военную подготовку, форму. Молодежь с восторгом приняла. Через несколько десятилетий военные атрибуты, вошедшие как символы и ритуалы пионерс­кой организации, стали отвергаться молодежью... А учи­теля-новаторы в недрах официальной педагогики со сво­ими инновациями, пошатнувшими ее устои, тоже были отнесены в ранг оппозиции.




...КАК ОППОЗИЦИЯ КУЛЬТУРЕ ВЗРОСЛЫХ

Итак, молодежная субкультура в наш сложный век тоже возникла как оп­позиция культуре взрослых, как пра­вило, классической культуре, носи­телями которой, естественно, является школа, средства массовых коммуникаций (в основном), учреждения куль­туры и семьи, где как раз занимаются целенаправленным воспитанием детей.

Психологический механизм ухода детей (особенно подростков) достаточно хорошо изучен. В основе его ~ потребность в общении со сверстниками. В подростко­вом возрасте человек ощушает себя личностью, заду­мывается над своим «Я»: каков «Я»? Такой как все? Не такой как все? Появляется потребность найти себя, под­ражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости»... Потребность под­ростка быть в неформальной группе объясняется потреб­ностью:




3.5. Неформальные объединения детей и. молодежи

а) в информации,особенно по проблемам, ответ на ко­
торые он не получает ни в школе, ни в семье;

б) в общении и эмоциональном контакте;чаще всего это
дети, которые не имеют такого контакта и общения
ни в школе (в позиции пренебрегаемого. изгоя среди
сверстников и нелюбимого, постылого среди учите­
лей), ни дома (причем не только из неблагополучных
семей, но и из внешне благополучных, где есть все
материальные условия для жизни и развития, но нет
душевного тепла и уюта);

в) в реализации индивидуальных притязаний,например,
на лидерство или конформное подчинение, на занятие
и самореализацию в определенных видах деятельности.
Эти потребности и лежат в основе современной без­
надзорности детей и подростков.

...КАК СПОСОБ УХОДА ОТ ТРЕВОЖНОСТИ

Очень часто мотивом ухода в нефор­мальные объединения у подростков является состояние тревожности, в котором они постоянно пребывают и которое усугубляется по мере взросления.

Тревога -- «ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности». В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника, охва­тывая человека «со всех сторон». Тревога — «страх неизвес­тно чего». В психологии есть понятие «школьная тревож­ность» — это сравнительно мягкая форма проявления эмо­ционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных и внеучебных ситуа­циях в классе, ожидании и боязни плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, свер­стников. Школьник постоянно чувствует собственную не­адекватность, неполноценность, не уверен в правильнос­ти собственного поведения. Нередко причиной возникно­вения тревоги является внутренний конфликт ребенка, несогласие с самим собой, противоречивость стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому...

Аналогичное состояние подросток может испытывать и дома.

Неформальная группа притягивает такого подростка еще и возможностью принятия его таким, каков он есть.


220______________ Глава 111. Воспитывающая среда и ее развитие

И возможностью «быть как все»: в одежде, в манерах по­ведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) — в определенной музыке, живо­писи, книгах, видеофильмах и т.д.

...КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Неформальная группа становится и важным фактором социализации, ко­торый стал признаваться официаль­ной педагогикой и общественностью примерно с 1960— ]970-х годов (провели массовый опрос молодежи, ко­торый показал, что около 90% девочек и мальчиков проходят через стихийные сообщества сверстников). Роль этого фактора социализации проявляется в сво­боде выбора своей группы, в ощущении принадлежно­сти к ней, групповой идентификации («Мы» в отличие от «Они»), в чувстве защищенности (даже в одиноче­стве подросток сохраняет психологическую общность с

группой).

Большинство подростковых и юношеских групп ха­рактеризуется* стабильностью состава, сплоченностью, наличием собственной символики и атрибутики. Сама эта сплоченность направлена на достижение террито­риальной и корпоративной автономности и среди свер­стников, и среди взрослых. Как правило, основная роль в такой группе принадлежит лидеру, а остальными со­блюдается жесткая субординация. Могут быть и груп­пы, основанные на демократических и гуманистичес­ких принципах.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Существует множество классификаций неформальных групп молодежи. Мы при­ведем здесь такую.

По социальной направленности не­формальные группы делятся на три группы: просоци-альные (демократические, социально активные, направ­ляющие дела на благо людям), асоциальные (сторон­ники серьезных социальных .проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направ-

* См.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 134—136.


3.5. Неформальные объединения детей и. молодежи

_____________________________________________________________ 22_1_

ленные на нарушения общественного порядка, созда­ющие напряженные ситуации в микросоциуме — пра­вонарушения, пьянство, наркомания, националисти­ческие выходки и т.п.).

По направленности интересов и соответственно по ви­дам деятельности, неформальные группы можно разде­лить по следующим направлениям*: 1. Группы культурно-досуговой ориентации: О современной молодежной музыки (КСП, «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и «новой волны» и др.);

О спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы -- «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики-«фанаты»...). Осо­бо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объеди­нения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и под­черкивание перед окружающими с помощью внешне­го оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей при­надлежности к группе... При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехни­ческого оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары; О технической направленности (рокеры-мотоциклисты,

группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.). 2. Группы альтернативного образа жизни: О мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники

гуру, восточных философий и др.);

О все направления движения хиппи (хиппи, пацифис­ты, системщики...); ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешатель­ства в дела общества, идеолотию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельнос­ти, именно они дали толчок к созданию «зеленых»

* Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... А завтра? М., 1988. С. 17.


Глава Ш. Воспитывающая среда и ее развитие

и «экологистов», хиппи постоянные поклонники « Битлз».

3. Группы социальной инициативы:

О экологисты (защитники природы, «зеленые»...);

О глобалисты (активно выражающие отношение к опре­деленному решению глобальных проблем);

О охраны и защиты памятников истории и культуры;

О фонды социальной инициативы широкого спектра дей­ствий;

О творческие союзы.

4. Социально-политические группы:

О группы в защиту происходящих изменений в обществе:

политических, экономических, культурных и т.д.; О народные фронты и движения; О политические клубы и объединения.

Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, ме­тоды работы... могут проявляться и у других групп. На­пример, пристрастие к современным молодежным направ­лениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы пове­дения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-вос­питательного процесса школы, класса, порой не прини­мая деятельность и образ жизни, организуемый педаго­гами, а то и вступая в конфронтацию.

Как же быть?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМО­ДЕЙСТВИЯ С НЕ­ФОРМАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Видимо, педагоги современной шко­лы (особенно облаченные воспита­тельными функциями) должны раз­бираться хотя бы в сути молодежной субкультуры, в сущности неформаль­ных объединений и на этой основе:

О принять человека, принадлежащего к какой-либо груп­пе, таким, какой он есть;

О по возможности, включить подростка в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно исполь-


3.5. Неформальные объединения детей и молодежи

зуя его устремления и навыки, полученные в нефор­мальной группе;

О общаться с ним в логике «диалога культур», работая постепенно над формированием отношения, либо по­зитивного, либо негативного, к тем ценностям, кото­рые он исповедует;

О активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы. В современной практике воспитания появилась долж­ность социального педагога (в школах и в микросоциуме), одной из функций которого является работа с неформаль­ными объединениями молодежи. Она заключается в сле­дующем:

О направление энергии подростковых групп на социаль­но ценные дела (обустройство микрорайона, милосер­дие, восстановление исторических памятников; физи­ческое, духовное, интеллектуальное совершенствова­ние и т.д.);

О содействие самоутверждению подростков в позитивном движении, в социально полезных организациях, в уч­реждениях дополнительного образования, из которых подростки приносят в неформальные группы ростки позитивного отношения к окружающему миру.

ОДИНОЧЕСТВО ПРОБЛЕМА

Современные исследователи отмеча­ют у нынешних подростков уменьше­ние объемов общения, как формаль­ного, так и неформального: развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр, возможность выхода в Ин­тернет... позволяет подросткам в одиночку слушать му­зыку, играть, смотреть видеофильмы, находить увлекатель­ное в Интернете и т.д. Это приводит детей (подростков) к отчужденности, к замыканию в узком мире, нередко и к отходу от дел и обязанностей, предписываемых учеб­но-воспитательным процессом в школе. А иногда — и к суициду. Значит, педагогам-воспитателям необходимо по­заботиться о включении таких детей в полноценную жизнь и разнообразную деятельность.

Это опять задача превращения стихийных воздействий среды в среду воспитывающую, т.е. способствующую раз­витию и воспитанию человека.



Глава III Воспитывающая среда и ее развитие



Вопросы для самопроверки и размышления

1. Молодежная субкультура и развитие личности школьника:
их взаимодействие и взаимовлияние.

2. Неформальные объединения подростков и молодежи: по­
зитивное и негативное.

3. Конкретные неформальные группы, их влияние на разви­
тие личности детей и подростков.

4. Как уберечь детей и подростков от негативного влияния
неформальных объединений?

5. Как использовать в воспитательном процессе школы, класса
позитивные стороны неформальных объединений?

Рекомендуемая литература

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М, 2000. Тема 7.

Галихова В, Молодежь в условиях социально-экономичес­кого кризиса и позиция учительства // Народное образование. 1999. № 10.

Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.

Левичева В. Неформальные самодеятельные объединения. -М.: Знание, 1989. № 6.

Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

Неформальные объединения вчера, сегодня... Завтра? / Под ред. В. Семенова. М., 1988.

О подростковом жаргоне // Вожатый века. 2001, № 1. С. 33.

Петровская Л. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987.

Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. — М.: Зна­ние, 1991. № 2.

Фрадкин Ф.А., Богомолов Л.И. Неформальные группы. Юно­шеская субкультура // В кн. Введение в педагогическую специ­альность. Лекции-диалоги. М., 1996. С. 40—44.




Сейчас читают про: