Что отличает пол-чинно самодеятельное объединение?.. Отсутствие раз и навсегда заведенного порядка, четкая выраженность ценностей и доступное их формулирование, смех, карнавальность, независимость, свобода, динамичность. А. Г. Быстрацкий
ПРЕДЫСТОРИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ |
Выше, раскрывая суть воспитывающей'среды как фактора развития и воспитания личности мы говорили о влияниях целенаправленных: соцкуль-турная среда, семья, ученический коллектив, детско-юношеские организации позитивной направленности Но для педагогов-практиков не секрет, что значительным, а иногда и определяющим фактором развития являются стихий-
218______________ Глава Ш-Воспитыиаюгцая среда и ее развитие
ные влияния в микросреде. Они-то порой оказываются для ребенка (особенно подростка, юноши) приоритетными. Подростки и старшеклассники уходят в так называемые неформальные объединения молодежи, исповедуя ценности молодежной субкультуры. При этом нередко дело доходит до скрытого или открытого противостояния. Почему так?
|
|
Оппозиция классической культуре существовала издавна. Философ М.М. Бахтин назвал ее «карнавальной культурой». Возникла она в средние века, в период тотального господства официальной религии — христианства. Как уступка языческим культурам возник «Праздник дураков»... Ж.-Ж. Руссо ограждал Эмиля от общества сверстников... А.С. Макаренко вопреки установкам официальной педагогики, охраняющей детей от «муштры и зубрежки», вводит марши, военную подготовку, форму. Молодежь с восторгом приняла. Через несколько десятилетий военные атрибуты, вошедшие как символы и ритуалы пионерской организации, стали отвергаться молодежью... А учителя-новаторы в недрах официальной педагогики со своими инновациями, пошатнувшими ее устои, тоже были отнесены в ранг оппозиции.
...КАК ОППОЗИЦИЯ КУЛЬТУРЕ ВЗРОСЛЫХ |
Итак, молодежная субкультура в наш сложный век тоже возникла как оппозиция культуре взрослых, как правило, классической культуре, носителями которой, естественно, является школа, средства массовых коммуникаций (в основном), учреждения культуры и семьи, где как раз занимаются целенаправленным воспитанием детей.
Психологический механизм ухода детей (особенно подростков) достаточно хорошо изучен. В основе его ~ потребность в общении со сверстниками. В подростковом возрасте человек ощушает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Такой как все? Не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости»... Потребность подростка быть в неформальной группе объясняется потребностью:
|
|
3.5. Неформальные объединения детей и. молодежи
а) в информации, особенно по проблемам, ответ на ко
торые он не получает ни в школе, ни в семье;
б) в общении и эмоциональном контакте; чаще всего это
дети, которые не имеют такого контакта и общения
ни в школе (в позиции пренебрегаемого. изгоя среди
сверстников и нелюбимого, постылого среди учите
лей), ни дома (причем не только из неблагополучных
семей, но и из внешне благополучных, где есть все
материальные условия для жизни и развития, но нет
душевного тепла и уюта);
в) в реализации индивидуальных притязаний, например,
на лидерство или конформное подчинение, на занятие
и самореализацию в определенных видах деятельности.
Эти потребности и лежат в основе современной без
надзорности детей и подростков.
...КАК СПОСОБ УХОДА ОТ ТРЕВОЖНОСТИ |
Очень часто мотивом ухода в неформальные объединения у подростков является состояние тревожности, в котором они постоянно пребывают и которое усугубляется по мере взросления.
Тревога -- «ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности». В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника, охватывая человека «со всех сторон». Тревога — «страх неизвестно чего». В психологии есть понятие «школьная тревожность» — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных и внеучебных ситуациях в классе, ожидании и боязни плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Школьник постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения. Нередко причиной возникновения тревоги является внутренний конфликт ребенка, несогласие с самим собой, противоречивость стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому...
Аналогичное состояние подросток может испытывать и дома.
Неформальная группа притягивает такого подростка еще и возможностью принятия его таким, каков он есть.
220______________ Глава 111. Воспитывающая среда и ее развитие
И возможностью «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д.
...КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ |
Неформальная группа становится и важным фактором социализации, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960— ]970-х годов (провели массовый опрос молодежи, который показал, что около 90% девочек и мальчиков проходят через стихийные сообщества сверстников). Роль этого фактора социализации проявляется в свободе выбора своей группы, в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации («Мы» в отличие от «Они»), в чувстве защищенности (даже в одиночестве подросток сохраняет психологическую общность с
группой).
Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется* стабильностью состава, сплоченностью, наличием собственной символики и атрибутики. Сама эта сплоченность направлена на достижение территориальной и корпоративной автономности и среди сверстников, и среди взрослых. Как правило, основная роль в такой группе принадлежит лидеру, а остальными соблюдается жесткая субординация. Могут быть и группы, основанные на демократических и гуманистических принципах.
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ |
Существует множество классификаций неформальных групп молодежи. Мы приведем здесь такую.
По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы: просоци-альные (демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям), асоциальные (сторонники серьезных социальных.проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направ-
|
|
* См.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 134—136.
3.5. Неформальные объединения детей и. молодежи
_____________________________________________________________ 22_1_
ленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.).
По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям*: 1. Группы культурно-досуговой ориентации: О современной молодежной музыки (КСП, «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и «новой волны» и др.);
О спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы -- «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики-«фанаты»...). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе... При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары; О технической направленности (рокеры-мотоциклисты,
группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.). 2. Группы альтернативного образа жизни: О мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники
гуру, восточных философий и др.);
О все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики...); ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеолотию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых»
|
|
* Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... А завтра? М., 1988. С. 17.
Глава Ш. Воспитывающая среда и ее развитие
и «экологистов», хиппи постоянные поклонники «Битлз».
3. Группы социальной инициативы:
О экологисты (защитники природы, «зеленые»...);
О глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);
О охраны и защиты памятников истории и культуры;
О фонды социальной инициативы широкого спектра действий;
О творческие союзы.
4. Социально-политические группы:
О группы в защиту происходящих изменений в обществе:
политических, экономических, культурных и т.д.; О народные фронты и движения; О политические клубы и объединения.
Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы... могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.
Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.
Как же быть?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ |
Видимо, педагоги современной школы (особенно облаченные воспитательными функциями) должны разбираться хотя бы в сути молодежной субкультуры, в сущности неформальных объединений и на этой основе:
О принять человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
О по возможности, включить подростка в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно исполь-
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи
зуя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;
О общаться с ним в логике «диалога культур», работая постепенно над формированием отношения, либо позитивного, либо негативного, к тем ценностям, которые он исповедует;
О активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы. В современной практике воспитания появилась должность социального педагога (в школах и в микросоциуме), одной из функций которого является работа с неформальными объединениями молодежи. Она заключается в следующем:
О направление энергии подростковых групп на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников; физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование и т.д.);
О содействие самоутверждению подростков в позитивном движении, в социально полезных организациях, в учреждениях дополнительного образования, из которых подростки приносят в неформальные группы ростки позитивного отношения к окружающему миру.
ОДИНОЧЕСТВО ПРОБЛЕМА |
Современные исследователи отмечают у нынешних подростков уменьшение объемов общения, как формального, так и неформального: развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр, возможность выхода в Интернет... позволяет подросткам в одиночку слушать музыку, играть, смотреть видеофильмы, находить увлекательное в Интернете и т.д. Это приводит детей (подростков) к отчужденности, к замыканию в узком мире, нередко и к отходу от дел и обязанностей, предписываемых учебно-воспитательным процессом в школе. А иногда — и к суициду. Значит, педагогам-воспитателям необходимо позаботиться о включении таких детей в полноценную жизнь и разнообразную деятельность.
Это опять задача превращения стихийных воздействий среды в среду воспитывающую, т.е. способствующую развитию и воспитанию человека.
Глава III Воспитывающая среда и ее развитие
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Молодежная субкультура и развитие личности школьника:
их взаимодействие и взаимовлияние.
2. Неформальные объединения подростков и молодежи: по
зитивное и негативное.
3. Конкретные неформальные группы, их влияние на разви
тие личности детей и подростков.
4. Как уберечь детей и подростков от негативного влияния
неформальных объединений?
5. Как использовать в воспитательном процессе школы, класса
позитивные стороны неформальных объединений?
Рекомендуемая литература
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М, 2000. Тема 7.
Галихова В, Молодежь в условиях социально-экономического кризиса и позиция учительства // Народное образование. 1999. № 10.
Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.
Левичева В. Неформальные самодеятельные объединения. -М.: Знание, 1989. № 6.
Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
Неформальные объединения вчера, сегодня... Завтра? / Под ред. В. Семенова. М., 1988.
О подростковом жаргоне // Вожатый века. 2001, № 1. С. 33.
Петровская Л. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987.
Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. — М.: Знание, 1991. № 2.
Фрадкин Ф.А., Богомолов Л.И. Неформальные группы. Юношеская субкультура // В кн. Введение в педагогическую специальность. Лекции-диалоги. М., 1996. С. 40—44.