Закон возвышения потребностей и желаний

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытыва­ют потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество ви­дов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени качественном отношении. Эта, подтверждае­мая многолетней историей человечества, закономерность заслу­живает выделения и может быть названа законом возвышения по­требностей.

Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию по­требления, но не в меньшей степени изменение структуры по­требностей, расширение их круга, разнообразия, смещение при­оритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершен­ствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружаю­щей людей. Стремление к увеличению продолжительности жиз­ни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга по­требностей.

Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширение возможнос­тей экономики неизбежно обусловливают возвышение потреб­ностей как закономерность человеческой цивилизации.

Наряду с ростом объективно обусловленных потребностей наблюдается количественное и качественное расширение жела­ний людей обладать ценностями и потреблять блага вне зависи­мости от того, насколько им это необходимо в соответствии с объективно существующими потребностями. Здесь уже мы име­ем дело скорее с психологической, чем с экономической законо­мерностью. Видимо, есть основания утверждать о действии за­кона жадности и ненасытности,согласно которому людям свой­ственно желание иметь больше и лучше, чем они уже имеют, даже если в том нет экономической, потребительской необходимос­ти. Психологические корни закона неуемности желаний лежат, предположительно, в действии закона зависти,согласно которо­му люди желают обладать всем тем, чем обладают другие, ибо такова человеческая натура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: