Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени качественном отношении. Эта, подтверждаемая многолетней историей человечества, закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но не в меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.
Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширение возможностей экономики неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.
Наряду с ростом объективно обусловленных потребностей наблюдается количественное и качественное расширение желаний людей обладать ценностями и потреблять блага вне зависимости от того, насколько им это необходимо в соответствии с объективно существующими потребностями. Здесь уже мы имеем дело скорее с психологической, чем с экономической закономерностью. Видимо, есть основания утверждать о действии закона жадности и ненасытности,согласно которому людям свойственно желание иметь больше и лучше, чем они уже имеют, даже если в том нет экономической, потребительской необходимости. Психологические корни закона неуемности желаний лежат, предположительно, в действии закона зависти,согласно которому люди желают обладать всем тем, чем обладают другие, ибо такова человеческая натура.