Закон максимизации совокупной полезности

Этот закон частично вытекает из закона убывания предельной полезности, но в своей основе представляет собой психолого-эко­номический закон, заключающийся в стремлении достичь наиболь­шего потребительского эффекта (полезности) от приобретения на­бора товаров, благ за определенную сумму денег. Иначе говоря, закон максимизации полезности устанавливает, каким образом следует формировать набор приобретаемых товаров при задан­ной общей сумме расходов с тем, чтобы достичь наибольшего потребительского эффекта в расчете на единицу затрат.

В соответствии с законом убывающей предельной полезности потребители, покупатели ведут себя определенным, экономически и психологически обусловленным образом при выборе комплек­та, набора потребительских благ в процессе их покупки. Они ис­ходят из принципа максимизации получаемой полезности. Суть принципа состоит в том, что потребитель в рамках имеющихся у него ресурсных (денежных) возможностей предпочитает такой

В примере упор сделан на максимизацию совокупной полез­ности покупки в целом и удельной полезности, получаемой от каждой единицы затрат. Можно показать, что, вырав­нивая значения отношений предельных полезностей товара к за­тратам на его приобретение для каждого из товаров в приобрета­емом наборе, мы не только максимизируем совокупную полез­ность, но и выравниваем полезность в расчете на денежную единицу затрат для каждого товара.

Рачительный покупатель поступает согласно принципу макси­мизации полезности, делая выбор в процессе покупки разных то­варов таким образом, чтобы «последняя» затрачиваемая денеж­ная единица приносила бы практически одинаковую предельную полезность, на какой бы товар она бы ни была затрачена.

Принцип максимизации полезности посредством выравнивания предельной полезности на единицу затрат наиболее ярко прояв­ляется только в тех ситуациях, когда денежные возможности по­требителя достаточны для приобретения представительного на­бора товаров. Если в рассматриваемом примере ограничить деньги потребителя суммой в 30 денег, то поле возможностей реализа­ции принципа максимальной полезности сузится до предела, так как денег хватит только на одно мороженое и пирожное. Если же увеличить его деньги до 300 денед, то этот принцип удастся со­блюсти в большей степени, так как расширяется возможность выбора.

Выключение еще раз подчеркнем суть принципа. Распреде­ляя рациональным образом деньги на приобретение разных благ,

потребитель стремится к тому, чтобы получить от каждого вновь приобретенного блага равное удовольствие на единицу затрат. В быту потребитель так и действует, хотя, возможно, неосознан­но. Дешевого товара с низким потребительским эффектом (ска­жем, картофеля), доставляющим мало удовольствия в расчете на единицу количества, люди чаще всего приобретают побольше, тем более что это позволяет низкая цена. Дорогой же товар с высо­ким потребительским эффектом каждой единицы (например, сыр) приобретается в меньшем количестве. В итоге и получается, что полезный эффект на единицу затрат оказывается по своему зна­чению близким для всех товаров, входящих в приобретаемый комплект. Что же касается состава комплекта, то он зависит от доходов покупателя.

Так что закон максимизации совокупной полезности одновре­менно проявляется и как закон потребительского выбора. Психо­логически потребитель настроен на получение максимальной вы­годы в виде суммарной, общей полезности, получаемой от набо­ра благ, приобретаемых за определенную сумму денег. Экономически тот же потребитель стремится как можно более рационально истратить каждый свой рубль, т.е. расходовать пред­назначенные для покупки деньги самым эффективным образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: