Этот закон частично вытекает из закона убывания предельной полезности, но в своей основе представляет собой психолого-экономический закон, заключающийся в стремлении достичь наибольшего потребительского эффекта (полезности) от приобретения набора товаров, благ за определенную сумму денег. Иначе говоря, закон максимизации полезности устанавливает, каким образом следует формировать набор приобретаемых товаров при заданной общей сумме расходов с тем, чтобы достичь наибольшего потребительского эффекта в расчете на единицу затрат.
В соответствии с законом убывающей предельной полезности потребители, покупатели ведут себя определенным, экономически и психологически обусловленным образом при выборе комплекта, набора потребительских благ в процессе их покупки. Они исходят из принципа максимизации получаемой полезности. Суть принципа состоит в том, что потребитель в рамках имеющихся у него ресурсных (денежных) возможностей предпочитает такой
В примере упор сделан на максимизацию совокупной полезности покупки в целом и удельной полезности, получаемой от каждой единицы затрат. Можно показать, что, выравнивая значения отношений предельных полезностей товара к затратам на его приобретение для каждого из товаров в приобретаемом наборе, мы не только максимизируем совокупную полезность, но и выравниваем полезность в расчете на денежную единицу затрат для каждого товара.
|
|
Рачительный покупатель поступает согласно принципу максимизации полезности, делая выбор в процессе покупки разных товаров таким образом, чтобы «последняя» затрачиваемая денежная единица приносила бы практически одинаковую предельную полезность, на какой бы товар она бы ни была затрачена.
Принцип максимизации полезности посредством выравнивания предельной полезности на единицу затрат наиболее ярко проявляется только в тех ситуациях, когда денежные возможности потребителя достаточны для приобретения представительного набора товаров. Если в рассматриваемом примере ограничить деньги потребителя суммой в 30 денег, то поле возможностей реализации принципа максимальной полезности сузится до предела, так как денег хватит только на одно мороженое и пирожное. Если же увеличить его деньги до 300 денед, то этот принцип удастся соблюсти в большей степени, так как расширяется возможность выбора.
Выключение еще раз подчеркнем суть принципа. Распределяя рациональным образом деньги на приобретение разных благ,
потребитель стремится к тому, чтобы получить от каждого вновь приобретенного блага равное удовольствие на единицу затрат. В быту потребитель так и действует, хотя, возможно, неосознанно. Дешевого товара с низким потребительским эффектом (скажем, картофеля), доставляющим мало удовольствия в расчете на единицу количества, люди чаще всего приобретают побольше, тем более что это позволяет низкая цена. Дорогой же товар с высоким потребительским эффектом каждой единицы (например, сыр) приобретается в меньшем количестве. В итоге и получается, что полезный эффект на единицу затрат оказывается по своему значению близким для всех товаров, входящих в приобретаемый комплект. Что же касается состава комплекта, то он зависит от доходов покупателя.
|
|
Так что закон максимизации совокупной полезности одновременно проявляется и как закон потребительского выбора. Психологически потребитель настроен на получение максимальной выгоды в виде суммарной, общей полезности, получаемой от набора благ, приобретаемых за определенную сумму денег. Экономически тот же потребитель стремится как можно более рационально истратить каждый свой рубль, т.е. расходовать предназначенные для покупки деньги самым эффективным образом.