Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей. Прусский статистик Эрнст Энгель еще в XIX в. обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.
Уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление таких товаров. Действительно, если для приобретения жизненно необходимых товаров повседневного спроса семье из четырех человек необходимо затратить, скажем, 500 евро в месяц, а ее месячный доход равен 1000 евро, то доля расходов на такие товары в семейном бюджете составит половину. Для подобной по составу семьи, получающей доход 5000 евро в месяц, приобретение того же количества повседневно необходимых товаров потребует затраты в сумме только 10% общей суммы расходов семейного бюджета.
С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые «вымываются» из зоны потребления. Богатый человек, употребляющий на завтрак чашечку кофе и бутерброд с черной икрой, вполне может отказаться от чая и булочки, так же как едущий в такси отказывается от услуг общественного транспорта.
Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученными, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Известен случай, когда муж-экспериментатор решил разыграть свою жену и сказал ей, что на их облигацию пал крупный выигрыш. Ему хотелось проверить психологическую реакцию супруги на такое сообщение. Пока муж раздумывал, в какой момент сообщить, что это шутка, жена одолжила у соседей крупную сумму денег и накупила столько дорогих вещей, что рассчитываться с соседями пришлось очень долго.
Закон изменения структуры потребления в зависимости от уровня дохода проявляется не только в стремлении к потреблению дорогих товаров и услуг людьми с высоким уровнем доходов во имя получения большего удовольствия, высокой полезности, более полного удовлетворения материальных запросов. Состоятельным в денежном отношении людям свойственно прибегать к так называемому показательному (показному) потреблению, подчеркивающему их важность, исключительность, значимость. Это потребление в целях повышения собственного имиджа, призванное создать впечатление в глазах других людей. Более подробно о показательном потреблении сказано ниже, при изложении закона Веблена.
Как и другие экономические и психологические законы, закон Энгеля не носит абсолютного характера. В мире полно Гобсеков, Плюшкиных и просто неприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или даже не зависит от величины доходов.