Закон Энгеля

Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупа­телей. Прусский статистик Эрнст Энгель еще в XIX в. обнару­жил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смеща­ется в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, умень­шается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роско­ши, товары не первой необходимости, увеличивается.

Уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление та­ких товаров. Действительно, если для приобретения жизненно необходимых товаров повседневного спроса семье из четырех человек необходимо затратить, скажем, 500 евро в месяц, а ее месячный доход равен 1000 евро, то доля расходов на такие това­ры в семейном бюджете составит половину. Для подобной по со­ставу семьи, получающей доход 5000 евро в месяц, приобретение того же количества повседневно необходимых товаров потребу­ет затраты в сумме только 10% общей суммы расходов семейного бюджета.

С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые «вымывают­ся» из зоны потребления. Богатый человек, употребляющий на завтрак чашечку кофе и бутерброд с черной икрой, вполне мо­жет отказаться от чая и булочки, так же как едущий в такси отка­зывается от услуг общественного транспорта.

Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученными, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Известен случай, когда муж-экспериментатор решил разыграть свою жену и сказал ей, что на их облигацию пал крупный выиг­рыш. Ему хотелось проверить психологическую реакцию супру­ги на такое сообщение. Пока муж раздумывал, в какой момент сообщить, что это шутка, жена одолжила у соседей крупную сумму денег и накупила столько дорогих вещей, что рассчитываться с соседями пришлось очень долго.

Закон изменения структуры потребления в зависимости от уровня дохода проявляется не только в стремлении к потребле­нию дорогих товаров и услуг людьми с высоким уровнем дохо­дов во имя получения большего удовольствия, высокой полез­ности, более полного удовлетворения материальных запросов. Состоятельным в денежном отношении людям свойственно при­бегать к так называемому показательному (показному) потребле­нию, подчеркивающему их важность, исключительность, значи­мость. Это потребление в целях повышения собственного имид­жа, призванное создать впечатление в глазах других людей. Более подробно о показательном потреблении сказано ниже, при из­ложении закона Веблена.

Как и другие экономические и психологические законы, за­кон Энгеля не носит абсолютного характера. В мире полно Гоб­секов, Плюшкиных и просто неприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или даже не зависит от ве­личины доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: