Функции АСПО. Общие положения

Современная жизнь находится под доминирующим влиянием технической цивилизации и процессов урбанизации. В больших орга­низационных промышленных структурах индивид становится ано­нимным, обезличенным, а отношения между людьми приобретают фрагментарный, поверхностный характер. В связи с этим процесс общения часто строится без учета целостности личности человека, а опирается лишь на отдельные ее проявления. Такого рода отноше­ния можно назвать модулярными или кратковременными, с очер­ченными формами поведения, правами и обязанностями партнеров. Кроме того, в отношениях между людьми могут выступать деструк­тивные элементы, такие, как, например, соперничество, зависть, эгоцентризм, эгоизм и другие, являющиеся очень опасными не толь­ко в смысле порождения психических и психосоматических болез­ней, а также алкоголизма и наркомании, они проникают в атмосфе­ру семьи, школы, сказываются на всей системе образования и куль­туры. Исходным моментом в самосовершенствовании и развитии лич­ности является самопознание. "В сущности нас интересует в жизни одно - наше психическое содержание", - отмечал И. П. Павлов в своей речи при получении Нобелевской премии.

Проблема создания новых конструктивных отношений между людьми имеет реальные возможности положительного решения и требует комплексного взаимодействия: экономических, организаци­онных, пропагандистских и воспитательных факторов.

Мы считаем процессы самопознания и самоисследования необ­ходимыми предпосылками в подготовке личности к профессиональ­ному взаимодействию так же, как познание и исследование другого человека. Исследуя и начиная понимать причины деструктивных моментов во взаимоотношениях с окружающими людьми, субъект тем самым приобретает профессиональную способность преодоления барьеров в общении с коллегами.

К основным функциям АСПО относятся психологические, соци­альные и культурные.

Психологические функции. Люди, исполняя в повседневной жизни определенные социальные роли, часто проявляют в своем поведении формализм, косность представлений, натянутость и холодность во взаимоотношениях с другими, в связи с чем наблюдается "надева­ние масок" в соответствии с характером исполняемых ролей, опре­деление дистанции, выражающей безразличие друг к другу и пр.

Процесс АСПО открывает возможность снять с его участников помпезность, фасадность, маски и др., формируя установки на от­крытость, доброжелательность. Отношения между участниками АСПО задают реальную форму нового, прогрессивного типа обще­ния. Благодаря этому создаются необходимые условия для фор­мирования у субъекта новых личностных качеств, которые первона­чально складываются в интерпсихическом плане и переходят в интрапсихическое состояние.

Важным психологическим моментом в работе группы АСПО яв­ляется создание атмосферы, благоприятной для изменения устано­вок через конструктивное изменение собственного эмоционально-ра­ционального и поведенческого опыта. АСПО предоставляет участни­кам возможность сопереживания чувств и познания того, какие ре­зультаты для них самих и других членов группы имеют их обычные способы деятельности и поведения. С помощью группы индивид мо­жет апробировать новые формы поведения, рискованные для него в обычной жизни. Если участник увидит себя таким, как его видят другие, то представления тех других могут приобрести для него оп­ределенный смысл. Тогда самооценивание индивида подлежит коррек­тировке и объективации: АСПО формирует установки самоконтроля, тенденцию к планированию и реализации конструктивных изменений в собственном интерперсональном поведении. Это лишь основ­ные из наличных психологических функций, присущих АСПО.

Социальные функции. Психолог, контактируя с человеком, дол­жен чувствовать эмоциональные компоненты общения, корректиро­вать коммуникацию, обладать умениями внимательного слушания, концентрации на переживаниях другого человека, эмоционального поощрения его поведения и др.

Функции культуры взаимоотношений. АСПО открывает возмож­ности подготовки людей различных профессий и вообще повышает общую психологическую культуру поведения в коллективе, семье, про­фессиональной деятельности. Его функцией также является общая гуманизация общества, в котором человек составляет наивысшую цен­ность. Отношения между людьми должны иметь такую структуру, что­бы каждый человек имел возможность развития и актуализации своих потенциальных возможностей, а не чувствовал себя униженным и уг­нетенным - этому и способствуют занятия в группе АСПО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: