Современная жизнь находится под доминирующим влиянием технической цивилизации и процессов урбанизации. В больших организационных промышленных структурах индивид становится анонимным, обезличенным, а отношения между людьми приобретают фрагментарный, поверхностный характер. В связи с этим процесс общения часто строится без учета целостности личности человека, а опирается лишь на отдельные ее проявления. Такого рода отношения можно назвать модулярными или кратковременными, с очерченными формами поведения, правами и обязанностями партнеров. Кроме того, в отношениях между людьми могут выступать деструктивные элементы, такие, как, например, соперничество, зависть, эгоцентризм, эгоизм и другие, являющиеся очень опасными не только в смысле порождения психических и психосоматических болезней, а также алкоголизма и наркомании, они проникают в атмосферу семьи, школы, сказываются на всей системе образования и культуры. Исходным моментом в самосовершенствовании и развитии личности является самопознание. "В сущности нас интересует в жизни одно - наше психическое содержание", - отмечал И. П. Павлов в своей речи при получении Нобелевской премии.
|
|
Проблема создания новых конструктивных отношений между людьми имеет реальные возможности положительного решения и требует комплексного взаимодействия: экономических, организационных, пропагандистских и воспитательных факторов.
Мы считаем процессы самопознания и самоисследования необходимыми предпосылками в подготовке личности к профессиональному взаимодействию так же, как познание и исследование другого человека. Исследуя и начиная понимать причины деструктивных моментов во взаимоотношениях с окружающими людьми, субъект тем самым приобретает профессиональную способность преодоления барьеров в общении с коллегами.
К основным функциям АСПО относятся психологические, социальные и культурные.
Психологические функции. Люди, исполняя в повседневной жизни определенные социальные роли, часто проявляют в своем поведении формализм, косность представлений, натянутость и холодность во взаимоотношениях с другими, в связи с чем наблюдается "надевание масок" в соответствии с характером исполняемых ролей, определение дистанции, выражающей безразличие друг к другу и пр.
Процесс АСПО открывает возможность снять с его участников помпезность, фасадность, маски и др., формируя установки на открытость, доброжелательность. Отношения между участниками АСПО задают реальную форму нового, прогрессивного типа общения. Благодаря этому создаются необходимые условия для формирования у субъекта новых личностных качеств, которые первоначально складываются в интерпсихическом плане и переходят в интрапсихическое состояние.
|
|
Важным психологическим моментом в работе группы АСПО является создание атмосферы, благоприятной для изменения установок через конструктивное изменение собственного эмоционально-рационального и поведенческого опыта. АСПО предоставляет участникам возможность сопереживания чувств и познания того, какие результаты для них самих и других членов группы имеют их обычные способы деятельности и поведения. С помощью группы индивид может апробировать новые формы поведения, рискованные для него в обычной жизни. Если участник увидит себя таким, как его видят другие, то представления тех других могут приобрести для него определенный смысл. Тогда самооценивание индивида подлежит корректировке и объективации: АСПО формирует установки самоконтроля, тенденцию к планированию и реализации конструктивных изменений в собственном интерперсональном поведении. Это лишь основные из наличных психологических функций, присущих АСПО.
Социальные функции. Психолог, контактируя с человеком, должен чувствовать эмоциональные компоненты общения, корректировать коммуникацию, обладать умениями внимательного слушания, концентрации на переживаниях другого человека, эмоционального поощрения его поведения и др.
Функции культуры взаимоотношений. АСПО открывает возможности подготовки людей различных профессий и вообще повышает общую психологическую культуру поведения в коллективе, семье, профессиональной деятельности. Его функцией также является общая гуманизация общества, в котором человек составляет наивысшую ценность. Отношения между людьми должны иметь такую структуру, чтобы каждый человек имел возможность развития и актуализации своих потенциальных возможностей, а не чувствовал себя униженным и угнетенным - этому и способствуют занятия в группе АСПО.