Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить членам группы возможность выразить графически или рисунком свои чувства, опыт прошлого общения, межличностные взаимоотношения, личностные изменения, роль руководителя в группе, групповую динамику и динамику изменения отдельных членов группы.
Проективный рисунок стимулирует выражение чувств, отношений, состояний и причин, позволяющих лучше понять содержание последних, их динамику и направление. Уже сам по себе про цесс изображения, перевода личностно значимого материала на язык лиыий красок может играть положительную роль, способствовать осознанию внутреннего мира, конфликтов, проблем, выделению и выражению существенного в них.
Проективный рисунок может быть использован руководителем учебной группы в психодиагностической и методической целях. В первом случае его интерпретация в группе необязательна, во втором - он может способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, помогающей обучению. Декодирование психологического смысла каждого элемента рисунка в значительной степени содействует переориентации отношения субъекта к групповому обучению (общению) как к игре. Члены группы учатся видеть глубокий психологический смысл в "художественных мелочах", а потом и в поведении. Впоследствии это приводит к существенному изменению отношения к занятиям, к анализу текущего вербального материала, что является необходимой предпосылкой эффективности обучения в группе АСПО.
|
|
Вербальный путь на начальных этапах обучения бывает достаточно трудным для представления личностной проблематики. Графически (в виде рисунка) человек может смелее и более адекватно изобразить личностную проблему, так как всегда остается возможность защитить себя от "рискованной" информации (интерпретации) и представить свой вариант. Рисунок позволяет лучше узнать не только автора, но и членов группы: раскрывая смысл чужого рисунка, человек многое говорит и о себе. Получая обратную информацию от автора рисунка (который в конце должен сказать, чья информация для него была наиболее существенной), члены группы познают свои способности читать психологический текст по рисунку, дешифровать в контексте возможного психологического содержания отдельные его компоненты.
Проективный рисунок может быть использован руководителем с целью выявления характера группового процесса (его учебной ценности) и личностных изменений участников. К примеру, систематическое выполнение рисунка на тему "Наша группа" или “Я и группа” (после занятия) помогает видеть результаты обучения и те эмоциональные нагрузки, которые оно несет для участников обучения. Важный материал можно получить при помощи рисунков, выполненных по истечении значительного времени после окончания занятий (когда аффективная окраска опыта уже не так ярка) на такие темы: "Положительный и отрицательный результат АСПО", "Что дала группа тебе, а ты группе?", "Развитие группы и твой личностный рост", "Ожидаемое и полученное от обучения”, ”Я до обучения и после обучения" и др.
|
|
Эффективным также оказался способ представления рисунком кризисной ситуации в случае ее наличия в группе. В этом случае руководитель предлагает выполнить коллективный рисунок, отражающий данное групповое событие усилиями всех членов группы. Огромную помощь в процессе обучения оказывает также выполнение коллективного рисунка, отражающего психологический "портрет" одного из членов группы всеми остальными. Желательно, чтобы тот, кто изображен, высказал свое мнение о нем. Важно, чтобы члены группы высказались в отношении рисунка и услышанной информации. Можно также предложить внести изменения в рисунок: "Каким бы хотелось видеть этого человека?", "Что хотелось бы выбросить из рисунка?”, "Чем дополнить?", "Что подчеркнуть?” и т. п.
Ценным, на наш взгляд, является прием перекрестного рисунка, к примеру: "Мое участие в групповом обучении общению" и "Дорога моей жизни". При выполнении одного и другого рисунков можно видеть значимость АСПО, его отражение в контексте собственного жизненного пути. Наш опыт показал, что выполнение психорисунков на одни и те же темы в разное время тоже может дать интересный и оригинальный материал благодаря их содержанию.
Замечено также, что одним участникам обучения очень легко представлять художественными средствами психологический материал, его существенные, смысловые узлы, другим это делать труднее, и эта особенность плохо коррелирует с общим развитием человека и его общительностью.
Нужно учитывать, что проективный рисунок содержит больше существенной информации, чем сознательно автор вкладывал в него. Поэтому важно, чтобы его проанализировали все члены группы.
Рисунок может выполняться дома, во время занятия и после его окончания, в зависимости от целей и тем рисунка. Например, тема "Наша группа сегодня", как правило, выполняется или сразу после занятия, или дома. Тема "Я” - реальное и "Я" - идеальное, требующая сосредоточения, как правило, выполняется дома. Иногда целесообразно практиковать выполнение рисунка до начала занятий группы. Такой материал помогает отбирать студентов в учебную группу. Если рисунок выполняется во время занятия, необходимо обеспечить его самостоятельность. Продолжительность рисования, как правило, не превышает 30 минут. Важно обратить внимание исполнителей рисунка на то, что здесь не требуется "интел лектуализация” отражаемого. Скорее нужно ориентироваться на свое эмоциональное побуждение (на то, что первым "пришло в голову”). При этом не имеет значения, "получается рисунок" или нет, т. е. техника исполнения. Психорисунок - это не проверка художественных способностей. После окончания работы предлагается на обратной стороне рисунка обозначить свое имя. Если рисунок не будет обсуждаться в группе, то руководитель в индивидуальном порядке уточняет, насколько правильно он понимает психологический смысл изображения.
Кроме описанных, существует много других методических приемов, которые мы представим в классификации С. Кратофила [22]:
а) свободное рисование: каждый рисует, что хочет;
б) разговорное рисование: члены группы работают с выбранными партнерами в парах, у каждой пары один лист бумаги, и они общаются с помощью образов, линий, красок;
|
|
в) дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу): один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляет и т. д.;
г) совместное рисование: несколько человек или вся группа рисуют на одном листе, например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.
Иногда перед рисованием применяется прием свободных представлений. К примеру, задается вопрос: "Как вам представляется наша группа до занятий и сейчас?" Все высказываются на эту тему.
Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами или фломастерами. Мы чаще всего пользуемся цветными мелками. Темы могут во многом совпадать с темами психогимнастики и пантомимы.
При анализе рисунка художественный уровень его выполнения во внимание не принимается. Речь идет, прежде всего, о представлении в нем сложной проблематики и эмоциональных переживаний при помощи "художественных" средств — цвета, формы и т. п. Существует два способа работы с готовыми проективными рисунками:
а) выставление всех сразу, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного в содержании;
б) разбор каждого рисунка отдельно - он переходит из рук в руки, и участники АСПО высказываются о его психологическом содержании.
Руководитель сообщает свое мнение предпоследним, после него высказывается автор рисунка.
При обсуждении нежелательно использовать информацию об авторе, известную помимо рисунка. Желательно исходить только из "материальных оснований” в рисунке. При таком подходе часто обнаруживается информация, которую человек хотел передать группе, но защитные тенденции мешали ему выразить это словами. Он как бы представляет группе право самой "угадать” его психическое состояние (например, что он чувствует себя в группе одиноким). Если же такие "догадки” строить без наличия соответствующих "оснований” в рисунке, это может резко усилить защитные реакции, что усложнит процесс обучения.
|
|
На первых порах работы с рисунком могут возникать трудности как в его выполнении, так и в интерпретации. Позднее в группе постепенно сглаживается противоречие, возникающее из-за неоправданных ожиданий всезнайства от руководителя: "Он-то нам, наконец, все правильно объяснит". Члены группы начинают понимать, что все присутствующие приблизительно одинаково понимают психологический смысл употребляемых в рисунках символов и цветов. Почти все одинаково понимают психологический смысл таких символов, как солнце, гроза, пропасть, птица, парящая в небе; одинокий цветок на голой местности или цветок на клумбе; сломанное бурей дерево; вулкан; бушующее море; колба, закрытая пробкой; песчинка среди кучи песка; детский надувной шарик; дерево, которое ветер пригибает к земле и с которого срывает листья, и многое другое. Смысл данных обозначений будет значительно меняться в зависимости от темы рисунка и контекста ситуации, которую он отражает.
Постепенно в АСПО нивелируются сложности интерпретации проективного рисунка, вызванные ожиданиями “правильного” их толкования. Когда участники обучения начинают понимать, что здесь уместна та интерпретация, которая исходит из увиденного в рисунке, и что тут может помочь только собственный опыт, то с этой задачей так же, как и с процессом рисования, справляются все. Несомненно, что эта работа, как и любая другая, требует определенных умений и навыков, состоящих в "переложении" сложного психического содержания на визуально воспринимаемый, и, наоборот, - в "психологизации" последнего при интерпретации чужих психорисунков. Такой навык, как показывает практика, приобретается быстро.
Существует достаточное количество проективных рисуночных тестов, в которых разработаны критерии анализа и оценок рисунков (к примеру, тест "Дом-дерево-человек", тест цветовых пирамид Пфистера, тест свободного выбора цветов Люшера и др.). Но в работе с проективным рисунком речь идет не об изложении "правильного" значения изображенного. Рисунок только способствует проявлению внутреннего сугубо личного, индивидуально неповторимого психологического содержания, выражаемого автором.
Мо нашему мнению, введение стандартизированных интерпретаций психорисунка может оказаться бесполезным, так как они будут мешать понимать интерпретацию его авторами и другими членами группы.
Резюмируя, можно отметить, что проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. Этот метод является хорошим психологическим приемом как для членов группы, так и для руководителя. Отражение в проективных рисунках важных моментов группового процесса обучения общению можнт стать показателем успешного его прохождения, помочь руководителям различных групп сравнивать результаты своей работы.