Раскройте возможности применения рисуночных методик в глубинной психокоррекции

Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить членам группы возможность выразить графически или рисунком свои чувст­ва, опыт прошлого общения, межличностные взаимоотношения, личностные изменения, роль руководителя в группе, групповую ди­намику и динамику изменения отдельных членов группы.

Проективный рисунок стимулирует выражение чувств, отно­шений, состояний и причин, позволяющих лучше понять содержа­ние последних, их динамику и направление. Уже сам по себе про цесс изображения, перевода личностно значимого материала на язык лиыий красок может играть положительную роль, способствовать осознанию внутреннего мира, конфликтов, проблем, выделению и выражению существенного в них.

Проективный рисунок может быть использован руководителем учебной группы в психодиагностической и методической целях. В первом случае его интерпретация в группе необязательна, во втором - он может способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, помогающей обучению. Декодирование психо­логического смысла каждого элемента рисунка в значительной сте­пени содействует переориентации отношения субъекта к групповому обучению (общению) как к игре. Члены группы учатся видеть глу­бокий психологический смысл в "художественных мелочах", а по­том и в поведении. Впоследствии это приводит к существенному изменению отношения к занятиям, к анализу текущего вербального материала, что является необходимой предпосылкой эффективности обучения в группе АСПО.

Вербальный путь на начальных этапах обучения бывает доста­точно трудным для представления личностной проблематики. Гра­фически (в виде рисунка) человек может смелее и более адекватно изобразить личностную проблему, так как всегда остается возмож­ность защитить себя от "рискованной" информации (интерпрета­ции) и представить свой вариант. Рисунок позволяет лучше узнать не только автора, но и членов группы: раскрывая смысл чужого рисунка, человек многое говорит и о себе. Получая обратную инфор­мацию от автора рисунка (который в конце должен сказать, чья информация для него была наиболее существенной), члены группы познают свои способности читать психологический текст по рисун­ку, дешифровать в контексте возможного психологического содер­жания отдельные его компоненты.

Проективный рисунок может быть использован руководителем с целью выявления характера группового процесса (его учебной ценнос­ти) и личностных изменений участников. К примеру, систематическое выполнение рисунка на тему "Наша группа" или “Я и группа” (после занятия) помогает видеть результаты обучения и те эмоциональные нагрузки, которые оно несет для участников обучения. Важный мате­риал можно получить при помощи рисунков, выполненных по истече­нии значительного времени после окончания занятий (когда аффек­тивная окраска опыта уже не так ярка) на такие темы: "Положитель­ный и отрицательный результат АСПО", "Что дала группа тебе, а ты группе?", "Развитие группы и твой личностный рост", "Ожидаемое и полученное от обучения”, ”Я до обучения и после обучения" и др.

Эффективным также оказался способ представления рисунком кризисной ситуации в случае ее наличия в группе. В этом случае руководитель предлагает выполнить коллективный рисунок, отра­жающий данное групповое событие усилиями всех членов группы. Огромную помощь в процессе обучения оказывает также выполне­ние коллективного рисунка, отражающего психологический "порт­рет" одного из членов группы всеми остальными. Желательно, чтобы тот, кто изображен, высказал свое мнение о нем. Важно, чтобы чле­ны группы высказались в отношении рисунка и услышанной инфор­мации. Можно также предложить внести изменения в рисунок: "Ка­ким бы хотелось видеть этого человека?", "Что хотелось бы выбро­сить из рисунка?”, "Чем дополнить?", "Что подчеркнуть?” и т. п.

Ценным, на наш взгляд, является прием перекрестного рисун­ка, к примеру: "Мое участие в групповом обучении общению" и "Дорога моей жизни". При выполнении одного и другого рисунков можно видеть значимость АСПО, его отражение в контексте соб­ственного жизненного пути. Наш опыт показал, что выполнение психорисунков на одни и те же темы в разное время тоже может дать интересный и оригинальный материал благодаря их содержанию.

Замечено также, что одним участникам обучения очень легко представлять художественными средствами психологический матери­ал, его существенные, смысловые узлы, другим это делать труднее, и эта особенность плохо коррелирует с общим развитием человека и его общительностью.

Нужно учитывать, что проективный рисунок содержит больше существенной информации, чем сознательно автор вкладывал в него. Поэтому важно, чтобы его проанализировали все члены группы.

Рисунок может выполняться дома, во время занятия и после его окончания, в зависимости от целей и тем рисунка. Например, тема "Наша группа сегодня", как правило, выполняется или сразу после занятия, или дома. Тема "Я” - реальное и "Я" - идеальное, тре­бующая сосредоточения, как правило, выполняется дома. Иногда целесообразно практиковать выполнение рисунка до начала заня­тий группы. Такой материал помогает отбирать студентов в учеб­ную группу. Если рисунок выполняется во время занятия, необхо­димо обеспечить его самостоятельность. Продолжительность рисо­вания, как правило, не превышает 30 минут. Важно обратить вни­мание исполнителей рисунка на то, что здесь не требуется "интел лектуализация” отражаемого. Скорее нужно ориентироваться на свое эмоциональное побуждение (на то, что первым "пришло в голову”). При этом не имеет значения, "получается рисунок" или нет, т. е. техника исполнения. Психорисунок - это не проверка художествен­ных способностей. После окончания работы предлагается на обрат­ной стороне рисунка обозначить свое имя. Если рисунок не будет обсуждаться в группе, то руководитель в индивидуальном порядке уточняет, насколько правильно он понимает психологический смысл изображения.

Кроме описанных, существует много других методических при­емов, которые мы представим в классификации С. Кратофила [22]:

а) свободное рисование: каждый рисует, что хочет;

б) разговорное рисование: члены группы работают с выбранными партнерами в парах, у каждой пары один лист бумаги, и они об­щаются с помощью образов, линий, красок;

в) дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу): один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляет и т. д.;

г) совместное рисование: несколько человек или вся группа ри­суют на одном листе, например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.

Иногда перед рисованием применяется прием свободных пред­ставлений. К примеру, задается вопрос: "Как вам представляется наша группа до занятий и сейчас?" Все высказываются на эту тему.

Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами или фломастерами. Мы чаще всего пользуемся цвет­ными мелками. Темы могут во многом совпадать с темами психогимнастики и пантомимы.

При анализе рисунка художественный уровень его выполнения во внимание не принимается. Речь идет, прежде всего, о представлении в нем сложной проблематики и эмоциональных переживаний при помощи "художественных" средств — цвета, формы и т. п. Существует два способа работы с готовыми проективными рисунками:

а) выставление всех сразу, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного в содержании;

б) разбор каждого рисунка отдельно - он переходит из рук в руки, и участники АСПО высказываются о его психологическом со­держании.

Руководитель сообщает свое мнение предпоследним, после него высказывается автор рисунка.

При обсуждении нежелательно использовать информацию об ав­торе, известную помимо рисунка. Желательно исходить только из "материальных оснований” в рисунке. При таком подходе часто об­наруживается информация, которую человек хотел передать группе, но защитные тенденции мешали ему выразить это словами. Он как бы представляет группе право самой "угадать” его психическое со­стояние (например, что он чувствует себя в группе одиноким). Если же такие "догадки” строить без наличия соответствующих "основа­ний” в рисунке, это может резко усилить защитные реакции, что усложнит процесс обучения.

На первых порах работы с рисунком могут возникать трудности как в его выполнении, так и в интерпретации. Позднее в группе посте­пенно сглаживается противоречие, возникающее из-за неоправданных ожиданий всезнайства от руководителя: "Он-то нам, наконец, все правильно объяснит". Члены группы начинают понимать, что все присутствующие приблизительно одинаково понимают психологи­ческий смысл употребляемых в рисунках символов и цветов. Почти все одинаково понимают психологический смысл таких символов, как солнце, гроза, пропасть, птица, парящая в небе; одинокий цве­ток на голой местности или цветок на клумбе; сломанное бурей дере­во; вулкан; бушующее море; колба, закрытая пробкой; песчинка сре­ди кучи песка; детский надувной шарик; дерево, которое ветер приги­бает к земле и с которого срывает листья, и многое другое. Смысл данных обозначений будет значительно меняться в зависимости от темы рисунка и контекста ситуации, которую он отражает.

Постепенно в АСПО нивелируются сложности интерпретации про­ективного рисунка, вызванные ожиданиями “правильного” их толко­вания. Когда участники обучения начинают понимать, что здесь уме­стна та интерпретация, которая исходит из увиденного в рисунке, и что тут может помочь только собственный опыт, то с этой задачей так же, как и с процессом рисования, справляются все. Несомненно, что эта работа, как и любая другая, требует определенных умений и навыков, состоящих в "переложении" сложного психического содер­жания на визуально воспринимаемый, и, наоборот, - в "психологизации" последнего при интерпретации чужих психорисунков. Такой навык, как показывает практика, приобретается быстро.

Существует достаточное количество проективных рисуночных тестов, в которых разработаны критерии анализа и оценок рисунков (к примеру, тест "Дом-дерево-человек", тест цветовых пирамид Пфистера, тест свободного выбора цветов Люшера и др.). Но в работе с проективным рисунком речь идет не об изложении "правильного" значения изображенного. Рисунок только способствует проявлению внутреннего сугубо личного, индивидуально неповторимого психологического содержания, выражаемого автором.

Мо нашему мнению, введение стандартизированных интерпрета­ций психорисунка может оказаться бесполезным, так как они будут мешать понимать интерпретацию его авторами и другими членами группы.

Резюмируя, можно отметить, что проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. Этот метод является хорошим психологическим приемом как для членов группы, так и для руководителя. Отражение в проективных рисунках важных моментов группового процесса обучения общению можнт стать показателем успешного его прохождения, по­мочь руководителям различных групп сравнивать результаты своей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: