Раскройте роль диалогического взаимодействия в процессе психоанализа комплекса тематических психорисунков

Практика глубинного познания предусматривает единство диагностики и коррекции в процессе диагностико-коррекционного диалога с респондентом. Психокоррекционный диалог направлен на оказание помощи субъекту в рефлексии его личностной проблемы.

Различные словари по-разному трактуют понятие «диалог». В толковом словаре C. И. Ожегова диалог определяется, как разговор между двумя лицами, обмен репликами. Философский словарь определяет диалог как способ поиска истины в ходе беседы или спора, дискуссии [31].

Г. А. Ковалев в ходе своих исследований выделяет принципы диалогического взаимодействия: принцип контекста, принцип процессуальности. Важным условием диалогического взаимодействия является открытость систем друг другу потому, что является основным условием для реализации «развивающих» тенденций психологического воздействия и создает оптимальный фон для процессов саморазвития, самораскрытия и самореализации [19].

Н. И. Конюхов трактует диалог, как попеременный обмен знаковой информацией и характеризуется ситуативностью, контекстуальностью, непринужденностью [20].

Т. А. Флоренская отмечает, что диалогическое понимание личности выражается в противопоставлении присутствующего «Я» и духовного «Я». Традиционная психология выявляет лишь характеристики присутствующего уровня «Я», однако, личность не сводится только к ее присутствующим психическим характеристикам. Если в академической психодиагностике главная задача заключается в изучении отдельных черт и особенностей индивида, то для диалогической психодиагностики центральной является проблема создания целостной личности из совокупности исследуемых данных [45].

В психокоррекции диалог определяется как совокупность техник, которые реализуются в разговорном стиле, при этом прослеживается намерение решить конкретную проблему, прояснить ее сущность, изучая ее с разных точек зрения. Целью диалога является как диагностирование проблемы, так и осознание самим протагонистом собственной личностной проблематики. В психокоррекции диалог считают способом активизации рефлексивной активности личности. Диалог при этом строится на базе фантазий или воспоминаний, или на конструировании жизненных ситуаций, предусматривается также рефлексивный обмен чувствами, переживаемых по поводу данной ситуации [32].

Диалог в АСПП предполагает встраивание активности ведущего в естественно существующий порядок непроизвольной активности субъекта. Познавательная ценность материализации психического состоит в том, что она способствует внутреннему селекционированию и конденсату (эссенцинированию) доминантных сущностей в их семантике и противостоянии, что обусловливает характер структурирования диалога. Энергетическое эмотивное «оживление» спонтанно визуализированных реалий психики обязывает психолога к их обобщению с учетом принципа равнозначности визуального и вербального материала(один интерпретационный ряд) [58].

Диалогическое взаимодействие не преследует цель установления отношений с респондентом, оно ориентировано на информационный обмен, что сужает цели и содержание взаимодействия. Каждое последующие высказывание психолога должно пробуждать у респондента приток энергии, мотивирующий его активность в обход сопротивлений.

В психодинамическом подходе вопросы максимально адаптируются к индивидуальной неповторимости протагониста, во время диалога с протагонистом происходит анализ и синтез сознательных и бессознательных аспектов его психики. Внимание сосредоточено на феномене психики личности и методах ее познания. Поэтому диалог является определяющим и структурируется в направлении постепенного и многоуровневого продвижения к выяснению глубинных истоков личностной проблемы. Это дает возможность обеспечить точность диагностирования, которое процессуально согласуется с чувствами другого человека. Диалогическое взаимодействие в диагностико-коррекционной процессе опирается на логическую вероятность как меру подтверждения одного высказывания другим, или следующим поведенческим материалом [53].

Проблемные вопросы направлены на установление достоверности. Именно поэтому психологу необходимо обладать таким свойством, как дедукция. Понятие дедукция выступает как метод научного познания, основой которого являются научные положения и постулаты, не требующие опытно-экспериментального подтверждения, а воспринимаются как аксиомы [9]. Дедукция дает достоверные знания, поскольку идет от общего к частному.

Дедукция может обеспечивать проверку гипотезы, состоит в сопоставлении прогностических вопросов психолога с точными ответами респондента. Гипотеза является дедуктивным предположением, что проверяется в диагностико-коррекционной процессе. Индукция и дедукция всегда взаимодействуют между собой как диалектическое единство познания общего и конкретного. Индукция обнаруживает отдельное как общее, а дедукция выводит отдельное из общего. Такое обобщение ведет к дальнейшему наполнению конкретным содержанием. Таким образом, условно процесс индукции этот вопрос психолога, а процесс дедукции это обобщение психологом после ответа респондента. В индукцию проникают элементы дедукции, а дедукция опирается на результаты индукции [57].

Психологические гипотезы в группе активного социально-психологического познания (АСПП) обусловлены необходимостью познания «логики бессознательного» поведения субъекта. Построение психодиагностических гипотез проходит постепенно на фоне постоянного их уточнения. Способствуют психокоррекционному эффекту и предположения выдвинутые группой.

Таким образом, диалогическое взаимодействие строится на проблемных вопросах психолога и ответах протагониста, за которым остается «последние слово».

В некоторых исследованиях предлагаются готовые алгоритмы проведения диагностического диалога, что нивелирует возможность спонтанного диалогического взаимодействия и учета динамических особенностей психики. Не редко психологи-практики стремятся облегчить сложное диалогическое взаимодействие с протагонистом, требующее спонтанности и соответствующего напряжения внимания, готовности к непредсказуемой динамики диалога.

Диалог строится на вопросах-уточнениях психолога, сборе поведенческого материала протагониста, объективация которого для респондента несет коррекционный характер. Обобщение материала путем уточнений и постановки новых вопросов, неразрывных от прежнего содержания материала позволяет сделать интерпретационный вывод. Многоуровневые процессы осуществляются постепенно, с учетом уровня готовности участника к восприятию новой информации. Такое диалогическое взаимодействие несет как диагностические, так и коррекционные возможности [58].

Т. С. Яценко указывает на то, что глубинное познание неизменно подчиняется «принципу дополнительности», что находит выражение в динамике взаимодействия психолога с респондентом при синтезировании различных методических приемов в соответствии с потребностью текущей ситуации. Материализация «Я» не может считаться самодостаточной для психокоррекционного эффекта без «эмоционального оживления» путем диалогического взаимодействия психолога с респондентом, с привлечением других методических приемов, соответствующих ситуативной (диагностико-коррекционной) потребности [56].

При этом диалог является полифункциональным. Т. С. Яценко выделяет следующие функции [60]:

- информационная функция состоит в сборе необходимого для диагностических выводов материала;

- пальпулятивная функция дает возможность определить психологически трудные моменты для протагониста;

- развивающая - разворачивает в пространстве и времени фиксированное событие;

- диагностически-уточняющая – дает возможность построения гипотез по проблеме протагониста;

- диагностически-коррекционная – дает возможность субъекту выяснить мотивы и глубину истоков его поведения, что создает почву для прогрессивных изменений.

Защита поддерживает иллюзию целостности психического, маскируя наличие внутренних дискретностей. Диалогическое взаимодействие психолога с респондентом помогает открывать перспективы обнаружения индивидуализированности порождаемых защитой иллюзий. Т. С. Яценко утверждает, что отражение в системе «человек – человек» неизменно подвержено искажениям неповторимым для каждого индивида.Осознание иллюзорных аспектов функционирования психики способствует расширению самосознания субъекта и стимулирует реинтегрирование в целях вторичной интеграции на более высоком уровне психического развития, с приближением его к внутренней гармонии и состоянию гомеостазиса [60].

Таким образом, главной составляющей диагностико-коррекционного процесса является диалогическое взаимодействие психолога с респондентом, что способствует самоосознанию субъекта, приобретению им способности к обобщению и интерпретации материала полученного в группе, способности видеть внутренние противоречия собственной психики, умение соотносить «логику сознательного» и «логику бессознательного». Диалог строится на материале протагониста, с использованием косвенных и проблемных вопросов. Психокоррекционный диалог является предпосылкой объективирования глубинно-психологических детерминант личностной проблематики субъекта, которая состоит во внутренней противоречивости психики.

Основным инструментом при работе психолога с протагонистом в процессуальной диагностике является диалогическое взаимодействие. Психокоррекционный диалог является предпосылкой объективирования глубинно-психологических детерминант личностной проблематики субъекта, которая состоит во внутренней противоречивости психики. Диалогическое взаимодействие способствует самоосознанию субъекта, приобретению им способности видеть внутренние противоречия собственной психики, умение соотносить «логику сознательного» и «логику бессознательного». Диалог является полифункциональным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: