Средства и приемы маркетинговых коммуникаций достаточно многообразны и многочисленны.
Продвижение осуществляется с помощью механизма информирования, воздействия убеждением, стимулирования покупателей, вовлечения их в процесс покупки, купли-продажи. Механизм продвижения приводится в действие с помощью комплексного инструментария, в состав которого входят (рис.): реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, формирование общественного мнения (паблик рилейшнз), прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брендинг.
Действительно, для налаживания желаемых взаимосвязей с конкретными адресатами коммуникаций фирма-отправитель может воспользоваться таким мощным средством, как реклама в ее многообразных проявлениях: от телевизионных видеороликов до рекламы в виде цветочных клумб, от баннера в Интернете до сувенирной рекламы.
Коммуникатор может также привлечь внимание потребителей или посредников с помощью приемов паблик рилейшнз (public relations). Ими могут быть: редакционная статья в газете или журнале об использовании фирмой новых технологий; интервью руководителя или сотрудника фирмы по телевидению или радио; инициирование проведения круглого стола на научной конференции и т. д. и т. п.
Некоторые коммуникационные задачи фирмы могут быть более результативно решены средствами стимулирования сбыта, такими, например, как передача потенциальным покупателям бесплатных образцов товара; предоставление скидок с цены и других льгот и привилегий при покупке; проведение конкурсов и лотерей и т. д.
Личностные контакты с конкретным покупателем или небольшой их группой более эффективно устанавливаются в ходе персональной продажи (элемент прямого маркетинга).
Все четыре указанные выше основные средства маркетинговых коммуникаций (реклама, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта и прямой маркетинг) образуют комплекс, называемый иногда по аналогии с маркетинг-микс (маркетинговой смесью) – «коммуникационной смесью» (англ. communication mix) или «продвиженческой смесью» (англ. promotion mix, promotion blend). Элементы этих основных коммуникационных средств присутствуют в структуре Фирменных идентифицирующих маркетинговых коммуникаций.
Каждый инструмент коммуникативного микса воздействует на коммуникатора с помощью медиаканалов. Они позволяют проводить межличностные и неличностные коммуникации. Медиа являются составной частью комплекса маркетинговых коммуникаций и выступают в качестве интегратора и инноватора комплексных форм (мультимедиа) продвижения товаров с использованием современных мультимедиатехнологий (аудио-, видео-, теле-, компьютерные технологии) в системе коммуникативно-информационных процессов. Мультимедиа обеспечивают эффект присутствия клиента (продавца) в общении с компьютерной, виртуальной или реальной во времени средой за счет неограниченных возможностей предоставления информации и доступа к ней.
Система маркетинговых коммуникаций может быть представлена как совокупность средств СМК, которые условно поделим на две группы: основные и синтетические.
К основным средствам маркетинговых коммуникаций могут быть отнесены:
♦ реклама;
♦ прямой маркетинг (в том числе персональные продажи);
♦ паблик рилейшнз (в том числе паблисити);
♦ стимулирование сбыта (или сейлз промоушн).
Синтетическими средствами маркетинговых коммуникаций являются:
♦ система корпоративной идентификации (брендинг в более узком понимании данного термина);
♦ спонсорство;
♦ участие в выставках и ярмарках;
♦ интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи;
♦ маркетинг событий;
♦ продакт плейсмент (размещение товара).
Занимает обособленную позицию и не может быть включен в названные группы средств маркетинговых коммуникаций один из самых старых инструментов коммерческих коммуникаций – неформальные вербальные маркетинговые коммуникации (слухи, генерируемые коммуникатором для достижения маркетинговых целей). К основным средствам СМК они не могут быть отнесены, потому что в системе современного маркетинга им не принадлежит определяющая стратегическая роль. С другой стороны, данное средство СМК не включает в себя элементы основных средств.
Отдельного рассмотрения требует также деление мероприятий и приемов по продвижению на ATL (above the line, т. е. «над чертой») и BTL (below the line, т. е. «под чертой»). В последнее время к ним добавилась система TTL (through the line, т. е. «через линию»). Это практический, характер классификации.
Существует даже нечто, похожее на легенду, о происхождении терминов ATL и BTL Так, согласно ей, в 1950-е гг. руководители одной из ведущих американских компаний (в разных источниках называются Coca-Cola или Procter & Gamble) утверждали рекламный бюджет, включавший в себя распределение финансов по различным средствам рекламы. После окончательного утверждения бюджета обнаружилось, что в него не были включены затраты на раздачу купонов, дегустации, проведение конкурсов и т. п. Тогда все эти средства маркетинговых коммуникаций были дополнительно вписаны от руки, как бы под чертой основных расходов. Так якобы и возникли понятия «над чертой» и «под чертой».
В настоящее время термины ATL и BTL приобрели достаточно широкое распространение на практике. Причем существуют понятия не только BTL -акции и BTL -кампании, но и BTL -агентства, BTL -фестивалей и BTL -индустрии.
Чаще всего к группе ATL -инструментов относят рекламу в СМИ (пресса, телевидение, радио), наружную рекламу и рекламу в Интернете. Иногда в качестве синонимов термина ATL используют понятия «прямая реклама», «медийная реклама» или «традиционные средства рекламы».
Для определения BTL часто используют сочетание «непрямая реклама», хотя большинство инструментов к рекламе не относится вообще, являясь инструментами других маркетинговых коммуникаций.
В группу BTL -средств обычно включают мероприятия по стимулированию сбыта, директ-маркетингу, паблик рилейшнз, спонсорству, участие в выставках, акции в системе маркетинговых коммуникаций в местах продаж (сэмплинги, конкурсы, участие в массовых акциях, презентации) и даже упаковку.
«Разночтения» в отнесении тех или иных средств к ATL и BTL чаще всего касаются паблисити в СМИ (а в некоторых случаях и всего PR),полиграфической рекламы, коммуникаций в Интернете, средств эмбиент маркетинга (ambient marketing – использование нестандартных носителей для рекламы), мобильного маркетинга и каналов телевидения прямого отклика. Указанные коммуникационные средства относятся разными авторами то к группе «под чертой», то, наоборот, «над чертой».
В последние годы специалистами все чаще используется термин TTL, который, подразумевает смешивание нескольких средств и каналов маркетинговых коммуникаций из групп ATL и BTL для донесения единого рекламного сообщения. Некоторые авторы считают, что именно этот подход является самым эффективным, часто полностью идентифицируя его с концепцией интегрированных маркетинговых коммуникаций. Другие специалисты считают сам термин TTL надуманным, говоря о том, что любая даже средняя рекламная кампания является не чем иным, как смешением различных средств и используемых каналов коммуникаций.
Подытоживая краткий анализ использования классификации маркетинговых коммуникаций на ATL и BTL, а также их производную TTL, скажем, что она не может быть признана научной и четко определенной. Правила честной торговли, выработанные в США еще в 1979 г., признали данную классификацию «неконкурентоспособной и не подлежащей юридическому регулированию». Неудивительно, что и некоторые авторитетные отечественные практики тоже предлагают отказаться от термина BTL.
Данное разделение инструментов стимулирования трудно игнорировать полностью, так как оно широко используется в практике маркетинговых коммуникаций.
Приведенное выше разногласие не является единственным дискуссионным моментом в сфере классификации СМК. Так, некоторые специалисты относят к самостоятельным средствам маркетинговых коммуникаций упаковку (англ. - packaging) и так называемые коллатеральные средства (от англ. collaterial materials – побочные, второстепенные средства).
Возрастающую роль упаковки,как «немого продавца», заметна в условиях постоянного расширения номенклатуры товаров и широкого распространения самообслуживания на предприятиях розничной торговли. Велика при этом информативная, увещевательная и стимулирующая роль упаковки. Определенные виды упаковки могут использоваться покупателем после потребления ее содержимого (бутылки из полистирола, канистры, коробки, ведра, ящики и др.). Так как такое использование предполагается еще на этапе принятия решения о покупке, то это позволяет относить упаковку такого типа к средствам стимулирования сбыта.
К этому следует добавить активное участие упаковки в позиционировании товара и формировании бренда. В качестве примера может служить деятельность некоторых рекламно-коммуникационных агентств, специализирующихся именно на разработке упаковки. И все-таки следует отметить, что упаковка – это неотъемлемый элемент товарной политики.
Среди важнейших функций упаковки следует выделить:
♦ сохранение качественных характеристик товара от влияния внешних факторов;
♦ защиту товара от механических повреждений;
♦ транспортировку;
♦ мерно-весовую функцию (стандартные упаковки с известным весом позволяют не взвешивать пакованный товар дополнительно);
♦ функционально-товарную функцию (упаковка некоторых товаров, например лака для волос в форме аэрозолей, делает возможным удобное потребление ее содержимого).
Говоря о коллатеральных материалах, авторы, на наш взгляд, в эту категорию объединяют элементы других средств СМК: рекламные листовки, рекламные сувениры, инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций по месту продажи, участие в выставках и т. п. Выделение же коллатеральных материалов в качестве самостоятельного средства СМК является попыткой классификации средств стимулирования не по принципиальному, сущностному критерию, а по формальному признаку.
Например, мы с большой долей вероятности можем предположить, что в недалеком будущем компьютерные коммуникационные технологии (в первую очередь, связанные с использованием Интернета), рассматриваемые нами на данном этапе как конкретные формы рекламы, прямого маркетинга и паблик рилейшнз, также выделятся в самостоятельное синтетическое средство маркетинговых коммуникаций – интегрированные компьютерные маркетинговые коммуникации. Можно говорить о подобной тенденции, зарождающейся в сфере мобильного маркетинга.
Маркетинговые коммуникации по структуре в зависимости от конечной цели влияния на коммуниканта могут быть классифицированы на два вида:
• коммуникации по поводу разработки, создания, совершенствования товара и его поведения на рынке;
• коммуникации по поводу продвижения товара в зависимости от фазы его жизненного цикла.
Первый вид маркетинговых коммуникаций нацелен главным образом на обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов маркетинговой системы, которые участвуют в сети: фирма-поставщик-посредник-конкурент. Потребитель здесь вовлекается во взаимодействие только при исследовании потребностей и потенциального спроса. Цель взаимодействия – создание товара, который будет пользоваться спросом.
Второй вид маркетинговых коммуникаций ориентирован в первую очередь на продвижение имеющихся в распоряжении фирмы или уже находящихся на рынке товаров или услуг. В этом случае целью является убеждение потенциальных покупателей в приобретении товара, в совершении первой сделки или напоминание уже существующим покупателям об осуществлении вторичных, регулярных покупок.
Свойства, приемы и функции различных видов СМК так тесно взаимосвязаны между собой и другими составляющими комплекса маркетинга, что в маркетинговой практике их трудно разграничить, выделить в «чистом» виде. Тем более, что в этом нет острой практической необходимости.
Так, например, часто практически невозможно отличить престижную рекламу (например, представительский печатный проспект) от соответствующего инструмента паблик рилейшнз. Также нелегко разделить некоторые мероприятия паблик рилейшнз и спонсорства в социальной сфере и т. п.
Все это позволяет нам сделать вывод о том, что между рекламой и другими средствами маркетинговых коммуникаций непреодолимой грани нет и быть не может. Задача осложняется тем, что все средства СМК эффективны только при комплексном использовании. Наблюдается процесс их интеграции, что стало причиной возникновения и широкого практического применения концепции интегрированной маркетинговой коммуникации.
Ведь и товар (его качество, специфические характеристики, внешнее оформление, дизайн), и уровень цены, и компетентность, доброжелательность сбытового персонала, и качество сервисного обслуживания — все они несут мощный информационный и эмоциональный сигнал, который фирма-производитель посылает потенциальным потребителям и другим целевым аудиториям. Из этого следует, что все без исключения элементы комплекса маркетинга выполняют определенную коммуникационную роль.