Современная судебная система России — это упорядоченное
построение судов, осуществляющих судебную власть путем от-
правления правосудия, в соответствии с их компетенцией,
имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на
единых демократических принципах.
Основа построения судебной системы — Конституция РФ. Су-
дебная система РФ устанавливается Конституцией РФ (ст. 118,
125—127) и Федеральным конституционным законом ≪О судеб-
ной системе Российской Федерации≫ (ст. 4). Она строится в соот-
ветствии с национально-государственным и административно-
территориальным делением страны.
Согласно п. ≪о≫ ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройст-
ва, в том числе установление системы судов в ее полном объеме,
находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут
по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не
предусмотренные Федеральным конституционным законом
≪О судебной системе Российской Федерации≫, не вправе устанав-
ливать порядок организации и деятельности существующих на
|
|
их территории федеральных судов. Установление системы феде-
ральных органов судебной власти, порядка их организации и дея-
тельности относится к ведению РФ (п. ≪г≫ ст. 71).
Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ вправе иметь
свое законодательство. В совместном ведении РФ и субъектов РФ
находятся кадры судебных и правоохранительных органов
(п. ≪л≫ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
В судебную систему страны входят федеральные суды и суды
субъектов РФ. Федеральный суд — орган государственной власти,
который создается и упраздняется только Конституцией РФ (вые-
154 Глава 6. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция
шие судебные инстанции) или федеральным законом (другие фе-
деральные суды)1. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются
законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть уп-
разднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления
правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого
суда (ст. 17 Федерального конституционного закона ≪О судебной
системе Российской Федерации≫).
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд
РФ; федеральные суды общей или ординарной юрисдикции2 —
Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об-
ластные суды, суды городов федерального значения, суды авто-
номной области и автономных округов, районные суды; воен-
ные и специализированные суды; федеральные арбитражные
суды — Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбит-
ражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, ар-
|
|
битражные суды субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреж-
дение, компетентное решать вопросы, указанные в ст. 125 Кон-
ституции РФ (см. гл. 10 настоящего учебника). Каких-либо дру-
гих судов иного уровня с аналогичными функциями в России не
существует.
Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой сис-
тему судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, осуществляю-
щих судопроизводство по уголовным, гражданским, администра-
тивным и иным делам, относящимся к их подсудности.
К судам общей юрисдикции относятся также военные суды,
которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах
РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных
органах исполнительной власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба. Их состав, компетенция, порядок
образования, полномочия должностных лиц определяются Феде-
ральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. ≪О воен-
ных судах Российской Федерации≫3.
1 См., например: Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. ≪О создании Зареч-
ного районного суда Свердловской области≫// СЗ РФ. 2002. № 19. Ст. 1791; Феде-
ральный закон от 27 декабря 2000 г. ≪О создании Волгореченского районного суда
Костромской области≫ // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 11 и др.
2 Суды общей или ординарной юрисдикции (компетенции) — это суды, упол-
номоченные рассматривать обычные, не требующие специальных процедур и осо-
бого подхода дела, в отличие от судов особой компетенции — конституционных
(уставных) и арбитражных судов.
3 СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.
§ 1. Судебная система РФ: понятие и основы построения 155
Арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным
Судом РФ, осуществляющие правосудие в сфере предприниматель-
ской и иной экономической деятельности и рассматривающие дру-
гие дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом.
Федеральными конституционными законами предусматрива-
ется создание и других судов федерального уровня. Так, Феде-
ральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. ≪Об арбит-
ражных судах в Российской Федерации≫1 рассматривает все ар-
битражные суды как федеральные и предусматривает учрежде-
ние межрегиональных федеральных арбитражных судов округов
(10 судов).
Таковыми являются и арбитражные апелляционные суды,
предусмотренные п. 16 ст. 1 Федерального конституционного за-
кона от 4 июля 2003 г. ≪О внесении изменений и дополнений в
Федеральный конституционный закон ≪Об арбитражных судах в
Российской Федерации ≫2
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (устав-
ные)3 суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судами
общей юрисдикции РФ, институт которых в настоящее время на-
ходится в завершающей стадии становления.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые
судьи включены в единую судебную систему страны. Правила судо-
производства в конституционных (уставных) судах устанавливает
не федеральный законодатель, а сам субъект РФ. Финансирование
названных судов осуществляется из бюджета субъекта РФ.
Порядок замещения должностей мировых судей устанавлива-
ет субъект РФ. Определение полномочий и порядка деятельности
мирового судьи Федеральный конституционный закон отнес к со-
вместному ведению РФ и субъектов РФ, которые должны решить
эти вопросы в федеральном законе и законе субъекта РФ. Феде-
ральный закон ≪О мировых судьях в Российской Федерации≫
конкретизировал это положение: ≪Порядок осуществления пра-
восудия мировыми судьями устанавливается федеральным зако-
ном, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам
1 СЗРФ. 1995. №18. Ст. 1599.
- СЗРФ. 2003. №27(ч. 1). Ст. 2699.
3 В субъектах РФ — краях, областях, городах федерального значения и др.
|
|
документом, определяющим статус, наряду с Конституцией РФ, является устав
соответствующего субъекта. Роль устава аналогична конституции в республике.
Поэтому в таких субъектах РФ действуют уставные (конституционные) суды.
О конституционном правосудии в субъектах РФ см.: Кряжков В А., Лазарев Л.В.
Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998.
156 Глава 6. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция
об административных правонарушениях, может устанавливаться
также законами субъектов РФ≫ (п. 2 ст. I)1. Таким образом, феде-
ральный законодатель предоставил субъектам РФ возможность
влиять на особенности вхождения в единую судебную систему
конституционных (уставных) судов и мировых судей с учетом ре-
гиональных интересов.
Федеральный законодатель установил и исчерпывающий пере-
чень судов, которые могут существовать в стране. Создание чрез-
вычайных судов и судов, не предусмотренных указанными зако-
нами, не допускается. Вместе с тем Конституция РФ не исклю-
чает возможности создания специализированных судов (судов
специальной юрисдикции), для которых характерно либо рас-
смотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специ-
фику, либо наличие особенностей в организации (например, суды
по делам несовершеннолетних — ювенальные суды2, суды адми-
нистративной юстиции3, специализированные арбитражные
суды). Специализированных судов пока в России нет.
Уместно отметить, что нынешний вид российская судебная
система приобрела с 1 января 1997 г. — времени введения в дей-
ствие Федерального конституционного закона ≪О судебной систе-
ме Российской Федерации≫. Основным этапам ее становления и
развития посвящен заключительный параграф настоящей главы.
Система судов, которым Конституция РФ доверяет осущест-
вление судебной власти, должна быть организована и действовать
таким образом, чтобы гарантировать:
соблюдение суверенных прав РФ и прав субъектов РФ по реа-
лизации функций государственной власти;
|
|
самостоятельность органов судебной власти и независимую от
органов законодательной и исполнительной властей деятельность
судов;
доступность правосудия на равных основаниях для всех граж-
дан; рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности
которых эти дела относятся законом;
1 Вопросы производства по уголовным делам, подсудных мировому судье,
регламентированы разделом XI УПК.
2 Ювента — богиня юности в Древнем Риме. Известно, что дореволюционная
Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды. О вопро-
сах их возрождения см. § 3 настоящей главы.
3 Безусловно, учитывая наши традиции, идею создания административных
судов нужно поддержать. Для их создания есть конституционно-правовые осно-
вы, касающиеся административного судопроизводства (ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 128
Конституции РФ). См. § 3 настоящей главы.
§ 1. Судебная система РФ: понятие.и основы построения 157
быструю и действенную защиту органами судебной власти
прав и свобод человека и гражданина в установленном законом
порядке;
право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов
первой инстанции вышестоящим судом;
право граждан на участие в осуществлении правосудия.
Законодательство о судебной системе основывается, как отмеча-
лось, на положениях Конституции, поэтому недопустимо принятие
нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих само-
стоятельность органов судебной власти, независимость судов и
судей, ограничивающих судебную защиту человека и гражданина.
Закрепленная федеральным законом в самом общем виде це-
лостность (нераздельность, единство) судебной системы РФ
обеспечивается:
установлением Конституцией РФ и Федеральным конституци-
онным законом ≪О судебной системе Российской Федерации≫ ис-
черпывающего перечня федеральных судов. Изменение этого
перечня возможно только на основе изменения указанных актов.
Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды
субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным зако-
нодателем перечня;
общностью задач всех судов по обеспечению законности, защи-
те конституционного строя, прав и свобод граждан и других соци-
альных ценностей, предупреждению преступлений и иных право-
нарушений. Кроме того, всей своей деятельностью суды призваны
воспитывать граждан в духе уважения, соблюдения законов, пра-
вил общежития;
единством принципов организации и деятельности судов;
применением всеми судами одних и тех же материальных за-
конов и согласованности процессуального законодательства, а
также соблюдением всеми судами установленных федеральными
законами правил судопроизводства. Равным образом обязательно
для всех судов применение Конституции РФ и законодательства
РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и
международных договоров РФ;
инстанционными (подчиненными) и иными взаимосвязями в
иерархии судов.общей юрисдикции и арбитражных судов;
признанием и обеспечением обязательности исполнения на
всей территории РФ актов судов, вступивших в законную силу;
закреплением федеральным законодательством единства ста-
туса судей и участия органов судейского сообщества в формирова-
нии судейского корпуса;
158 Глава 6. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция
финансированием федеральных судов и мировых судей из
средств федерального бюджета в установленном законом порядке.