Судебная система Российской Федерации и принципы ее построения

Современная судебная система Россииэто упорядоченное

построение судов, осуществляющих судебную власть путем от-

правления правосудия, в соответствии с их компетенцией,

имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на

единых демократических принципах.

Основа построения судебной системы — Конституция РФ. Су-

дебная система РФ устанавливается Конституцией РФ (ст. 118,

125—127) и Федеральным конституционным законом ≪О судеб-

ной системе Российской Федерации≫ (ст. 4). Она строится в соот-

ветствии с национально-государственным и административно-

территориальным делением страны.

Согласно п. ≪о≫ ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройст-

ва, в том числе установление системы судов в ее полном объеме,

находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут

по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не

предусмотренные Федеральным конституционным законом

≪О судебной системе Российской Федерации≫, не вправе устанав-

ливать порядок организации и деятельности существующих на

их территории федеральных судов. Установление системы феде-

ральных органов судебной власти, порядка их организации и дея-

тельности относится к ведению РФ (п. ≪г≫ ст. 71).

Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ вправе иметь

свое законодательство. В совместном ведении РФ и субъектов РФ

находятся кадры судебных и правоохранительных органов

(п. ≪л≫ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В судебную систему страны входят федеральные суды и суды

субъектов РФ. Федеральный суд — орган государственной власти,

который создается и упраздняется только Конституцией РФ (вые-

154 Глава 6. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция

шие судебные инстанции) или федеральным законом (другие фе-

деральные суды)1. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются

законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть уп-

разднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления

правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого

суда (ст. 17 Федерального конституционного закона ≪О судебной

системе Российской Федерации≫).

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд

РФ; федеральные суды общей или ординарной юрисдикции2 —

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об-

ластные суды, суды городов федерального значения, суды авто-

номной области и автономных округов, районные суды; воен-

ные и специализированные суды; федеральные арбитражные

суды — Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбит-

ражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, ар-

битражные суды субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреж-

дение, компетентное решать вопросы, указанные в ст. 125 Кон-

ституции РФ (см. гл. 10 настоящего учебника). Каких-либо дру-

гих судов иного уровня с аналогичными функциями в России не

существует.

Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой сис-

тему судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, осуществляю-

щих судопроизводство по уголовным, гражданским, администра-

тивным и иным делам, относящимся к их подсудности.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды,

которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах

РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных

органах исполнительной власти, в которых федеральным законом

предусмотрена военная служба. Их состав, компетенция, порядок

образования, полномочия должностных лиц определяются Феде-

ральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. ≪О воен-

ных судах Российской Федерации≫3.

1 См., например: Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. ≪О создании Зареч-

ного районного суда Свердловской области≫// СЗ РФ. 2002. № 19. Ст. 1791; Феде-

ральный закон от 27 декабря 2000 г. ≪О создании Волгореченского районного суда

Костромской области≫ // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 11 и др.

2 Суды общей или ординарной юрисдикции (компетенции) — это суды, упол-

номоченные рассматривать обычные, не требующие специальных процедур и осо-

бого подхода дела, в отличие от судов особой компетенции — конституционных

(уставных) и арбитражных судов.

3 СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.

§ 1. Судебная система РФ: понятие и основы построения 155

Арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным

Судом РФ, осуществляющие правосудие в сфере предприниматель-

ской и иной экономической деятельности и рассматривающие дру-

гие дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом.

Федеральными конституционными законами предусматрива-

ется создание и других судов федерального уровня. Так, Феде-

ральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. ≪Об арбит-

ражных судах в Российской Федерации≫1 рассматривает все ар-

битражные суды как федеральные и предусматривает учрежде-

ние межрегиональных федеральных арбитражных судов округов

(10 судов).

Таковыми являются и арбитражные апелляционные суды,

предусмотренные п. 16 ст. 1 Федерального конституционного за-

кона от 4 июля 2003 г. ≪О внесении изменений и дополнений в

Федеральный конституционный закон ≪Об арбитражных судах в

Российской Федерации ≫2

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (устав-

ные)3 суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судами

общей юрисдикции РФ, институт которых в настоящее время на-

ходится в завершающей стадии становления.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые

судьи включены в единую судебную систему страны. Правила судо-

производства в конституционных (уставных) судах устанавливает

не федеральный законодатель, а сам субъект РФ. Финансирование

названных судов осуществляется из бюджета субъекта РФ.

Порядок замещения должностей мировых судей устанавлива-

ет субъект РФ. Определение полномочий и порядка деятельности

мирового судьи Федеральный конституционный закон отнес к со-

вместному ведению РФ и субъектов РФ, которые должны решить

эти вопросы в федеральном законе и законе субъекта РФ. Феде-

ральный закон ≪О мировых судьях в Российской Федерации≫

конкретизировал это положение: ≪Порядок осуществления пра-

восудия мировыми судьями устанавливается федеральным зако-

ном, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам

1 СЗРФ. 1995. №18. Ст. 1599.

- СЗРФ. 2003. №27(ч. 1). Ст. 2699.

3 В субъектах РФ — краях, областях, городах федерального значения и др.

документом, определяющим статус, наряду с Конституцией РФ, является устав

соответствующего субъекта. Роль устава аналогична конституции в республике.

Поэтому в таких субъектах РФ действуют уставные (конституционные) суды.

О конституционном правосудии в субъектах РФ см.: Кряжков В А., Лазарев Л.В.

Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998.

156 Глава 6. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция

об административных правонарушениях, может устанавливаться

также законами субъектов РФ≫ (п. 2 ст. I)1. Таким образом, феде-

ральный законодатель предоставил субъектам РФ возможность

влиять на особенности вхождения в единую судебную систему

конституционных (уставных) судов и мировых судей с учетом ре-

гиональных интересов.

Федеральный законодатель установил и исчерпывающий пере-

чень судов, которые могут существовать в стране. Создание чрез-

вычайных судов и судов, не предусмотренных указанными зако-

нами, не допускается. Вместе с тем Конституция РФ не исклю-

чает возможности создания специализированных судов (судов

специальной юрисдикции), для которых характерно либо рас-

смотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специ-

фику, либо наличие особенностей в организации (например, суды

по делам несовершеннолетних — ювенальные суды2, суды адми-

нистративной юстиции3, специализированные арбитражные

суды). Специализированных судов пока в России нет.

Уместно отметить, что нынешний вид российская судебная

система приобрела с 1 января 1997 г. — времени введения в дей-

ствие Федерального конституционного закона ≪О судебной систе-

ме Российской Федерации≫. Основным этапам ее становления и

развития посвящен заключительный параграф настоящей главы.

Система судов, которым Конституция РФ доверяет осущест-

вление судебной власти, должна быть организована и действовать

таким образом, чтобы гарантировать:

соблюдение суверенных прав РФ и прав субъектов РФ по реа-

лизации функций государственной власти;

самостоятельность органов судебной власти и независимую от

органов законодательной и исполнительной властей деятельность

судов;

доступность правосудия на равных основаниях для всех граж-

дан; рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности

которых эти дела относятся законом;

1 Вопросы производства по уголовным делам, подсудных мировому судье,

регламентированы разделом XI УПК.

2 Ювента — богиня юности в Древнем Риме. Известно, что дореволюционная

Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды. О вопро-

сах их возрождения см. § 3 настоящей главы.

3 Безусловно, учитывая наши традиции, идею создания административных

судов нужно поддержать. Для их создания есть конституционно-правовые осно-

вы, касающиеся административного судопроизводства (ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 128

Конституции РФ). См. § 3 настоящей главы.

§ 1. Судебная система РФ: понятие.и основы построения 157

быструю и действенную защиту органами судебной власти

прав и свобод человека и гражданина в установленном законом

порядке;

право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов

первой инстанции вышестоящим судом;

право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Законодательство о судебной системе основывается, как отмеча-

лось, на положениях Конституции, поэтому недопустимо принятие

нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих само-

стоятельность органов судебной власти, независимость судов и

судей, ограничивающих судебную защиту человека и гражданина.

Закрепленная федеральным законом в самом общем виде це-

лостность (нераздельность, единство) судебной системы РФ

обеспечивается:

установлением Конституцией РФ и Федеральным конституци-

онным законом ≪О судебной системе Российской Федерации≫ ис-

черпывающего перечня федеральных судов. Изменение этого

перечня возможно только на основе изменения указанных актов.

Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды

субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным зако-

нодателем перечня;

общностью задач всех судов по обеспечению законности, защи-

те конституционного строя, прав и свобод граждан и других соци-

альных ценностей, предупреждению преступлений и иных право-

нарушений. Кроме того, всей своей деятельностью суды призваны

воспитывать граждан в духе уважения, соблюдения законов, пра-

вил общежития;

единством принципов организации и деятельности судов;

применением всеми судами одних и тех же материальных за-

конов и согласованности процессуального законодательства, а

также соблюдением всеми судами установленных федеральными

законами правил судопроизводства. Равным образом обязательно

для всех судов применение Конституции РФ и законодательства

РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и

международных договоров РФ;

инстанционными (подчиненными) и иными взаимосвязями в

иерархии судов.общей юрисдикции и арбитражных судов;

признанием и обеспечением обязательности исполнения на

всей территории РФ актов судов, вступивших в законную силу;

закреплением федеральным законодательством единства ста-

туса судей и участия органов судейского сообщества в формирова-

нии судейского корпуса;

158 Глава 6. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция

финансированием федеральных судов и мировых судей из

средств федерального бюджета в установленном законом порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: