ПРЕДИСЛОВИЕ 1
Раздел 1. НОРМА И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ
ЕДИНИЦ................................................. 5
1.1. Норма и языковая аномалия (Брусенская Л.А.) 5
1.2.Интенциональность грамматических форм в современном
русском языке (Брусенская Л.А.. Курочкина Л.В.) 12
1.3.Интенциональное употребление грамматических форм в
художественном тексте (Лисоченко Л.В.) 28
1.4. Интенциональность синтаксических моделей (Гаврилова
Г.Ф.).................................................... 34
1.5 Семантические поля и выбор номинацй в процессе рече
вой деятельности {Павленко Т.Л.).... 41
Раздел 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВЫСКАЗЫВАНИЕ В КОММУ
НИКАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ 55
2.1 Высказывание как единица речи (Малашенко В.П.)....55
2.2 Лексико-грамматическая сочетаемость слова как основа
формирования смысла высказывания (Малащенко В.П.,
Милевская Т.В.).................................. 66
2.3 Категория итеративности как основа семантико-
синтаксической связи в высказывании (Шейко Е.В.).....76
2.4Предложение-высказывание и коммуникативно-
когнитивные модели знания (Гаврилова Г.Ф.) 84
|
|
2.5 Контекст и пресуппозиции высказывания: функциональ
ный аспект (Меликян В.Ю.)............... 91
2.6 Экономия речи в синтаксисе: высказывания с имплицит
ными звеньями (Гаврилова Г.Ф.)..... 100
2.7 Высказывания с императивной семантикой (Гаврилова
Г.Ф., Кудряшов И.А.)...................... 107
Раздел 3. ПРЕДИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-
СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СОВРЕМЕННОМ
РУССКОМ ЯЗЫКЕ................................ 121
3.1.Функционально-семантическая категория модальности
(Григорьева Н.О.)................................. 121
3.2.Функционально-семантическая категория персональное™
(Григорьева Н.О.).................................. 133
3.3. Категория темпоральности и таксиса (Пантелеев А.Ф.)..146
Раздел 4. НЕПРЕДИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-
СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СОВРЕМЕННОМ РУС
СКОМ ЯЗЫКЕ.................................... 156
4.1.Классификация функционально-семантических полей и категория множественности (Чесноков П.В., Чеснокова Л.Д.). •
.............................................................. 156
4.2.Категория интенсивности в современном русском языке
(Павленко Т.Л.).................................... 166
4.3.Способы выражения категории интенсивности в сложном
предложении (Гаврилова Г.Ф.)............ 178
4.4.Функционально-семантическая категория квалитативности
в современном русском языке (Марченко Л.В.) 188
4.5.Функционально-семантическая категория негопозитивно-
сти в современном русском языке (Богуславская В.В 194
4.6. Энантиосемия как микрополе категории негопозитивности
(Меликян В.Ю.)..................................... 205
4.7.Функционально-семантическая категория каузальности:
проблема поля (Малащенко В.П.)....... 213
4.8. Функционально-семантическая категория аспектуальности
(Григорьева Н.О.)................................. 220
|
|
Раздел 5. ТЕКСТ В АСПЕКТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-
СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.... 227
5.1.Текстообразующий потенциал~ функционально-
семантического поля определенности/ неопределенности
(Милевская Т.В.).................................. 227
5.2.Сложные синтаксические целые как структурный фрагмент
текста (Милевская Т.В.)........................ 230
5.3.Художественный текст в аспекте функционально-семантических категорий негопозитивности, интенсивности и
тождества (Гаврилова Г.Ф.).................. 239
5.4.Художественный текст в аспекте категории персонально-
сти (Малычева Н.В.)............................. 245
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКО
МУ ЯЗЫКУ ДЛЯ V КУРСА................ 257
ЛИТЕРАТУРА..................................... 260
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс современного русского литературного языка (функционально-коммуникативный аспект) непосредственно ориентирован на профессиональную подготовку будущих учителей русского языка и литературы. Его содержание представляет собой описание функций языковых единиц в речи, в реальных актах коммуникации. Вместе с тем курс строится таким образом, чтобы одновременно помочь студентам овладеть навыками пользования языковыми единицами в живой речи при реализации определенного речевого замысла в конкретной речевой ситуации.
Данный курс предполагает наличие у студентов прочных знаний структуры языка для того, чтобы они могли четко представлять себе не только то, как устроен язык, но и как он может служить целям коммуникации.
При функционально-коммуникативном подходе происходит, разрушение барьеров в описании разных уровней языка, выделяются функционально-семантические категории и их поля как совокупность разноуровневых единиц, объединенных общностью семантического задания, обслуживающих речевой замысел говорящего.
Языковая система рассматривается как ряд комплексов, стоящих из разноуровневых единиц, объединенных общностью выполняемой ими функции. Такой подход позволяет сосредоточить внимание на различных связях между элементами, которые принадлежат к разным уровням языка (лексике, морфологии, синтаксису), а не ограничиться рассмотрением одного из уровней, показать, что связь между уровнями языка обеспечивает возможность использования языка как средства коммуникации.
Функционально-коммуникативный подход предполагает описание как в направлении от формы к значению (см. раздел 1 учебного пособия), так и от значения к форме (см. разделы 2, 3, 4, 5).
Учебное пособие служит также интеграции курса русского языка и литературоведческих курсов, ибо предлагает описание образно-изобразительных функций языковых средств в художественных текстах. Пособие состоит из пяти разделов:
раздел 1 "Норма и интенционачьность языковых единиц"; I
раздел 2 "Предложение-высказывание в коммуникативно-функциональном аспекте"
раздел 3 "Предикативные функционально-семантические категории в современном русском языке";
УДК 4 С ББК 81.2 Рус С 56
Печатается по решению редакционно-издателъского совета Ростовского государственного педагогического университета
Современный русский язык: коммуникативно-функциональный аспект: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГПУ, 2003. - 268 с.
ISBN 5-8480-0444-7
Книга представляет собой авторское учебное пособие для второго уровня обучения на филологическом факультете вуза, подготовленное преподавателями двух кафедр: русского языка и культуры речи и русского языка и теории языка.
Пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе раскрывается понятие нормы и интенциональности грамматических форм и синтаксических моделей, во втором рассматривается предложение-высказывание в коммуникативно-функциональном и когнитивном аспектах, в третьем описаны предикативные функционально-семантические категории, в четвертом -непредикативные, в пятом - функционально-семантические текстовые категории.
|
|
Пособие предназначено для студентов V курса, магистров и учителей русского языка.
С 46021 000000 безобъявл.
Г83(03)-2000
Редакционная коллегия: Г.Ф. Гаврилова (ответ, редактор), И.О. Григорьева (отв. секретарь), Л.В. Марченко, В.Ю. Меликян
Рецензенты: Г.Г. Матвеева, д-р филол. наук, проф.; Черкасс И.А.,. канд. филол. наук, доц.
ISBN 5 - 8480 - 0444 - 7 ББК 81.2 Рус
раздел 4 "Непредикативные функционально-семантические категории в современном русском языке";
раздел 5_ "Текст в аспекте функционально-семантических категорий".
В конце пособия дается библиография для каждого из разделов, учтены в основном доступные студентам работы последних лет, опубликованные в московских научных журналах, а также в местных сборниках вузов Ростова и Ростовской области. Рекомендуемая литература может быть использована не полностью по усмотрению преподавателя и в соответствии с интересами студентов.
Пособие заканчивается списком вопросов, предлагаемых на экзамене.
Авторами пособия являются профессора, доценты, кандидаты филологических наук, работающие на кафедре русского языка Ростовского педагогического университета.