Содержание. 1. 1. Норма и языковая аномалия (брусенская Л. А. ) 5

ПРЕДИСЛОВИЕ 1

Раздел 1. НОРМА И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ

ЕДИНИЦ................................................. 5

1.1. Норма и языковая аномалия (Брусенская Л.А.) 5

1.2.Интенциональность грамматических форм в современном
русском языке (Брусенская Л.А.. Курочкина Л.В.) 12

1.3.Интенциональное употребление грамматических форм в
художественном тексте (Лисоченко Л.В.) 28

1.4. Интенциональность синтаксических моделей (Гаврилова
Г.Ф.).................................................... 34

1.5 Семантические поля и выбор номинацй в процессе рече­
вой деятельности {Павленко Т.Л.).... 41

Раздел 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВЫСКАЗЫВАНИЕ В КОММУ­
НИКАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ 55

2.1 Высказывание как единица речи (Малашенко В.П.)....55

2.2 Лексико-грамматическая сочетаемость слова как основа
формирования смысла высказывания (Малащенко В.П.,
Милевская Т.В.).................................. 66

2.3 Категория итеративности как основа семантико-
синтаксической связи в высказывании (Шейко Е.В.).....76

2.4Предложение-высказывание и коммуникативно-
когнитивные модели знания (Гаврилова Г.Ф.) 84

2.5 Контекст и пресуппозиции высказывания: функциональ­
ный аспект (Меликян В.Ю.)............... 91

2.6 Экономия речи в синтаксисе: высказывания с имплицит­
ными звеньями (Гаврилова Г.Ф.)..... 100

2.7 Высказывания с императивной семантикой (Гаврилова
Г.Ф., Кудряшов И.А.)...................... 107

Раздел 3. ПРЕДИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-
СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СОВРЕМЕННОМ
РУССКОМ ЯЗЫКЕ................................ 121

3.1.Функционально-семантическая категория модальности
(Григорьева Н.О.)................................. 121

3.2.Функционально-семантическая категория персональное™

(Григорьева Н.О.).................................. 133

3.3. Категория темпоральности и таксиса (Пантелеев А.Ф.)..146


Раздел 4. НЕПРЕДИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-
СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СОВРЕМЕННОМ РУС­
СКОМ ЯЗЫКЕ.................................... 156

4.1.Классификация функционально-семантических полей и категория множественности (Чесноков П.В., Чеснокова Л.Д.). •

.............................................................. 156

4.2.Категория интенсивности в современном русском языке

(Павленко Т.Л.).................................... 166

4.3.Способы выражения категории интенсивности в сложном

предложении (Гаврилова Г.Ф.)............ 178

4.4.Функционально-семантическая категория квалитативности

в современном русском языке (Марченко Л.В.) 188

4.5.Функционально-семантическая категория негопозитивно-

сти в современном русском языке (Богуславская В.В 194

4.6. Энантиосемия как микрополе категории негопозитивности

(Меликян В.Ю.)..................................... 205

4.7.Функционально-семантическая категория каузальности:

проблема поля (Малащенко В.П.)....... 213

4.8. Функционально-семантическая категория аспектуальности
(Григорьева Н.О.)................................. 220

Раздел 5. ТЕКСТ В АСПЕКТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-
СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.... 227

5.1.Текстообразующий потенциал~ функционально-

семантического поля определенности/ неопределенности

(Милевская Т.В.).................................. 227

5.2.Сложные синтаксические целые как структурный фрагмент

текста (Милевская Т.В.)........................ 230

5.3.Художественный текст в аспекте функционально-семантических категорий негопозитивности, интенсивности и

тождества (Гаврилова Г.Ф.).................. 239

5.4.Художественный текст в аспекте категории персонально-
сти (Малычева Н.В.)............................. 245

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКО­
МУ ЯЗЫКУ ДЛЯ V КУРСА................ 257

ЛИТЕРАТУРА..................................... 260

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс современного русского литературного языка (функционально-коммуникативный аспект) непосредственно ориентирован на профес­сиональную подготовку будущих учителей русского языка и литерату­ры. Его содержание представляет собой описание функций языковых единиц в речи, в реальных актах коммуникации. Вместе с тем курс строится таким образом, чтобы одновременно помочь студентам овла­деть навыками пользования языковыми единицами в живой речи при реализации определенного речевого замысла в конкретной речевой си­туации.

Данный курс предполагает наличие у студентов прочных знаний структуры языка для того, чтобы они могли четко представлять себе не только то, как устроен язык, но и как он может служить целям коммуни­кации.

При функционально-коммуникативном подходе происходит, раз­рушение барьеров в описании разных уровней языка, выделяются функ­ционально-семантические категории и их поля как совокупность разно­уровневых единиц, объединенных общностью семантического задания, обслуживающих речевой замысел говорящего.

Языковая система рассматривается как ряд комплексов, стоящих из разноуровневых единиц, объединенных общностью выполняемой ими функции. Такой подход позволяет сосредоточить внимание на раз­личных связях между элементами, которые принадлежат к разным уров­ням языка (лексике, морфологии, синтаксису), а не ограничиться рас­смотрением одного из уровней, показать, что связь между уровнями языка обеспечивает возможность использования языка как средства коммуникации.

Функционально-коммуникативный подход предполагает описание как в направлении от формы к значению (см. раздел 1 учебного посо­бия), так и от значения к форме (см. разделы 2, 3, 4, 5).

Учебное пособие служит также интеграции курса русского языка и литературоведческих курсов, ибо предлагает описание образно-изобразительных функций языковых средств в художественных текстах. Пособие состоит из пяти разделов:

раздел 1 "Норма и интенционачьность языковых единиц"; I

раздел 2 "Предложение-высказывание в коммуникативно-функциональном аспекте"

раздел 3 "Предикативные функционально-семантические катего­рии в современном русском языке";


УДК 4 С ББК 81.2 Рус С 56

Печатается по решению редакционно-издателъского совета Ростовского государственного педагогического университета

Современный русский язык: коммуникативно-функциональный аспект: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГПУ, 2003. - 268 с.

ISBN 5-8480-0444-7

Книга представляет собой авторское учебное пособие для второго уровня обучения на филологическом факультете вуза, подготовленное преподавателями двух кафедр: русского языка и культуры речи и русского языка и теории языка.

Пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе раскрывается понятие нормы и интенциональности грамматических форм и синтаксических моделей, во втором рассматривается предложение-высказывание в коммуникативно-функциональном и когнитивном аспектах, в третьем описаны предикативные функционально-семантические категории, в четвертом -непредикативные, в пятом - функционально-семантические текстовые категории.

Пособие предназначено для студентов V курса, магистров и учителей русского языка.

С 46021 000000 безобъявл.

Г83(03)-2000

Редакционная коллегия: Г.Ф. Гаврилова (ответ, редактор), И.О. Григорьева (отв. секретарь), Л.В. Марченко, В.Ю. Меликян

Рецензенты: Г.Г. Матвеева, д-р филол. наук, проф.; Черкасс И.А.,. канд. филол. наук, доц.

ISBN 5 - 8480 - 0444 - 7 ББК 81.2 Рус


раздел 4 "Непредикативные функционально-семантические катего­рии в современном русском языке";

раздел 5_ "Текст в аспекте функционально-семантических катего­рий".

В конце пособия дается библиография для каждого из разделов, уч­тены в основном доступные студентам работы последних лет, опубли­кованные в московских научных журналах, а также в местных сборни­ках вузов Ростова и Ростовской области. Рекомендуемая литература мо­жет быть использована не полностью по усмотрению преподавателя и в соответствии с интересами студентов.

Пособие заканчивается списком вопросов, предлагаемых на экза­мене.

Авторами пособия являются профессора, доценты, кандидаты фи­лологических наук, работающие на кафедре русского языка Ростовского педагогического университета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: