№ п/п
| Характеристики услуг и их значение
|
Маркетинговые проблемы и их решения
|
1
| 2
| 3
|
| Неосязаемость, неуловимость или нематериальный характер – услуги невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать до того, как они будут приобретены
| Проблемы покупателя: Трудно разобраться и оценить, что продается до приобретения услуги; он вынужден верить продавцу на слово, т.е. у потребителя обязательно присутствует элемент надежды и доверия к продавцу; увеличивается риск неопределенности при покупке.
Проблемы продавца: Сложно показать клиентам свой товар; еще сложнее объяснить клиенту, за что он платит деньги.
Маркетинговые решения:
1. Повысить степень осязаемости своей услуги (нарисовать)
2. Подчеркнуть значимость услуги
3. Заострить внимание на пользе и выгодах от услуги
4. Стимулировать поддержание позитивного общественного мнения (высокий профессионализм, мнение авторитетных людей)
|
| Неотделимость, неразрывность производства и потребления – услуга неотделима от источника, независимо от того, предоставляется она человеком или машиной, ее нельзя произвести впрок
| Проблемы продавца: Оказание услуги возможно, когда поступает заказ или появляется клиент. Взаимодействие поставщика и покупателя является важным аспектом маркетинга услуг.
Маркетинговые решения:
1. Персонал сферы услуг должен быть хорошо подготовлен к успешному взаимодействию с клиентами
2. Гарантировать, что покупатели, вовлеченные в процесс потребления услуги, будут препятствовать получению удовлетворения другими покупателями
|
| Непостоянство, изменчивость качества – качество услуги может очень сильно изменяться, в зависимости от того, кто, когда, где и как ее предоставляет
| Качество услуги очень трудно поддается контролю.
Источники изменчивости услуг: Личные черты характера служащего и уникальность самого покупателя, высокая степень индивидуализации услуги, невозможность массового производства.
Маркетинговые решения:
1. Снижение, уменьшение изменчивости услуг путем механизации процессов, снижения трудоемкости работ, повышением квалификации персонала
2. Повышение мотивации служащих путем применения стимулов, непосредственно связанных с качеством услуг
3. Применение детально описанных и стандартизированных рабочих процедур
|
| Недолговечность, несохраняемость или неспособность услуг к хранению – «сиюминутность»,ее нельзя хранить с целью последующей продажи или использования
| Проблемы покупателя: Если спрос на услуги больше предложения, то число желающих больше числа мест – потребность не удовлетворена
Проблемы продавца: если предложение услуг выше спроса – теряется прибыль
Маркетинговые решения:
1. Установление дифференцированных цен, скидок
2. Организация предварительных заказов
3. Введение альтернативных дополнительных услуг в период пика спроса
4. Обучение персонала совмещению функций
5. Разработка системы резервирования и др.
|
| Отсутствие владения (собственности) – потребитель услуги имеетк ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени
| Проблемы покупателя: Он получает личный доступ к использованию товара на ограниченный промежуток времени (не могут продать ее как товар)
Маркетинговые решения:
Укреплять имидж и привлекательность своей марки с помощью одного из следующих методов:
1. Поощрять потребителей к повторному использованию услуг (специальные схемы оплаты услуг)
2. Создание членских клубов и ассоциаций с целью усиления чувства собственности
3. По возможности, поставщики услуг могут превратить недостаток отсутствия владения в преимущество (сократить расходы, не принимая на постоянную работу квалифицированного работника)
|
| Взаимозаменяемость услуги товарами, имеющими товарную форму– способность товаров заменять те услуги, которые удовлетворяют одинаковые или аналогичные потребности
| В результате, между материальными товарами и услугами возникают конкурентные отношения, так называемая межродовая конкуренция между товарами, имеющими товарную форму, и услугами, товарами, не обладающими материальными характеристиками
|