Модель маркетинга,
разработанная английским экономистом Эджени Маккарти, впоследствии доработанная Филиппом Котлером и др., в сжатом виде представляет весь процесс управления маркетингом, а также факторы, оказывающие влияние на разработку стратегии маркетинга
|
№ п/п
| Элементы маркетинга
|
Содержание каждого элемента банковского маркетинга
|
1
| 2
| 3
|
| Товар (Product)банка – любая услуга или операция, совершаемая банком, тем более, что банки в последние десятилетия все больше акцент в своей деятельности переносят на куплю-продажу создаваемых или широко обращающихся финансовых обязательств, а не оказание определенных действий в интересах клиента (услуг)
| Банковские операции:
1. Кредитные услуги (операции) – это отношения между банком и клиентом (заемщиком или дебитором) по предоставлению определенных денежных сумм на основании принципов срочности, платности и возвратности.
Эти операции делятся на пассивные (в форме ссуд или депозитов) и активные (депозиты третьих лиц, получение межбанковского кредита).
Клиентами банка могут быть физические и юридические лица, другие банки.
2 .Депозитные операции, которые дают возможность банкам аккумулировать временно свободные денежные средства различных денежных клиентов.
3. Осуществление денежных расчетов и платежей с физическими и юридическими лицами – клиентами и другими банками и банковскими учреждениями.
4. Операции с ценными бумагами и инвестиционная деятельность.
Банковские инвестиции – это вложения денежных средств в реальные отрасли народного хозяйства с целью получения прибыли
5. Трансформация средств на рынке ссудных капиталов производится посредством таких банковских операций, как
а) форфейтирование – специфическая форма кредитования торговых операций, заключение в покупке у продавца товара векселей, акцептованных покупателем этих товаров
б) факторинг – покупка чужих долгов, при этом банк взимает комиссионное вознаграждение
в) траст – операции банков по управлению личным капиталом на основе доверенности клиентов
6. Предоставление консультативных и аудиторских услуг своим клиентам, контрагентам, акционерам и прочим благожелательным и искомым контактным аудиториям.
Четыре основные уровни товара (многоуровневая модель В. Благоева):
1. Товар по замыслу: основное предназначение, способность удовлетворять спрос, предоставлять, выгоду или услугу – круг услуг, которые банк мог бы реализовать с пользой для клиентов и себя
2. Товар в реальном исполнении: физические характеристики,ассортимент и качество – это реальный выбор услуг, который банк предлагает и продает своим клиентам
3. Товар с подкреплением: расширенные характеристики, сервис, доставка, установка после продажи – для банков это дополнительное кредитование, особые условия при оформлении некоторых нетрадиционных банковских услуг, таких как лизинг, факторинг и др.
4. Общественное признание, преимущества перед конкурентом, новые перспективы – это создание авторитета банка, а сама услуга имеет возможность развиваться дальше и приносить прибыль
Этапы (стадии) жизненного цикла товара (услуги):
1. Внедрение: банк в это время практически не получает прибыли от реализации этой услуги вследствие больших издержек, связанных с внедрением услуги на рынок
2. Рост: то период быстрого роста продажи товара и заметного увеличения прибыльности его реализации
3. Зрелость: это период постепенного замедления темпов роста продажи, товар уже получил признание большинства покупателей, прибыль достигает максимального значения и начинает снижаться ввиду увеличения затрат на маркетинг
4. Спад: период снижения объема продаж и прибыли
|
| Цена (Price) относится к группе контролируемых факторов и является основным показателем, определяющим доход, в то время как другие элементы маркетингового комплекса определяют затраты
| Процесс выработки ценовой стратегии проходит ряд последовательных этапов:
1. Установление целей ценообразования:
а) максимизация текущей прибыли
б) удержание позиций на рынке (по показателям доли рынка)
в) лидерство на рынке по отдельным услугам
г) лидерство в качестве оказываемых услуг
д) обеспечения выживаемости
2. Оценка спроса:
Изучение спроса должно осуществляется с учетом влияния отдельных факторов на объем и структуру спроса
3. Анализ затрат6
С целью определения реальных издержек банка и изучения прибыльности отдельных продуктов и счетов проводится анализ структуры затрат, связанных с представлением отдельных банковских услуг. При этом четко проявляется эффект закона Парето (принцип 80-20)
4. Изучение цен на банковскую продукцию конкурентов, при этом необходимо сопоставлять как цены, так и качество самих продуктов.
Критериями качества банковских продуктов являются:
-быстрота обслуживания,
-качества обслуживания,
-точность обслуживания,
-комплексность обслуживания и др.
5. Выбор метода ценообразования:
а) средние издержки плюс прибыль,
б) ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли,
в) ценообразование на основе ощущаемой ценности продукта,
г) ценообразование на основе уровня текущих рыночных ставок,
д) ценообразование на основе взаимоотношений с клиентурой,
е) ценообразование с целью проникновения на рынок,
ж) скользящее ценообразование
6. Учет факторов, влияющих на уровень цен:
-имидж банка,
-география,
-влияние других субъектов рынка,
-ценовые скидки,
--ценовая дискриминация (клиентов, по форме продуктов, места и времени)
7. Окончательное установление цен, учитывая при этом и некоторые психологические аспекты ценообразования
|
| Рынок (Place) –выступает связующим звеном между банком и клиентами. Рыночные отношения всегда конкретны, они направлены на куплю-продажу определенной совокупности конкретных банковских услуг
| Классификация рынка:
По сложившемуся соотношению спроса и предложения каждый конкретный момент обменабанковских услуг представлен:
1. Рынок продавцов
2. Рынок покупателей
В зависимости от различий потребностей клиентов и от их специфики различают виды рынков:
1. Потребительский рынок
2. Рынок производителей
3. Рынок посредников
4. Рынок организаций
5. Рынок госучреждений
6. Международный рынок
Рынок банковских услугклассифицируется по двум основным принципам:
1. Продуктовый принцип:
Рынок конкретных банковских услуг может быть:
-Кредитным
-Операционным
-Кредитно-операционным
-Инвестиционным
2. Рынок клиентов банка может быть:
- Юридические и (или) физические лица, являющиеся собственниками или ведущие операции с недвижимостью
- Различные корпорации – потребители банковских услуг
- Банки-корреспонденты (институциональный рынок)
- Рынок, связанный с правительственными органами
- Юридические и (или) физические лица, являющиеся клиентами банка по линии трастовых услуг
Основные элементы достижения баланса между спросом и предложениембанковских услуги необходимой эффективностимаркетингаконкретного банка, а соответственно получения прибыли, являются:
1.Товарная политика, включая инвестиционную
2.Политика продаж, включая ценообразование.
Основные задачи политики продаж:
1. Анализ состояния рынка, выявление доли рынка, обслуживаемой конкретным банком
2. Анализ доли рынка запасов и депозитов по категориям клиентов и их принадлежности к разным отраслям
3. Анализ доли контролируемого рынка по сравнению с институтами парабанковской системы
4. Анализ маркетинговой информации, содержащей классификацию клиентов по социально-экономическим, демографическим, региональным признакам
Факторы, оказывающие решающее влияние на политику продаж:
1. Анализ конкретного рынка, рыночного сегмента
2. Выявление и анализ деятельности конкурентов
3.Анализ эффективности деятельности посреднических организаций (методом экспертных оценок)
4. Анализ эффективности использования различных видов транспорта банком и клиентами в зависимости от производимого продукта и его реализации
3.Сервисная политика
Условия правильной организации сервисной политики:
1. Изучение клиентов банка, регулярные опросы вкладчиков
2. Изучение мотивов выбора банка (близость от места работы, жительства, количество и качество банковских услуг и в банках-конкурентах, понимание нужд клиентов, быстрота проведения операций и др.)
3. Изучение сервисной политики банков-конкурентов, выявление перспективных направлений и возможности использования своего банка и др.
4. Изучение поведения собственных сотрудников банка при помощи опроса клиентов банка
4. Рекламная политика
|
| Прибыль (Profit) –завершающий элемент первого уровня системы банковского маркетинга (маркетингового комплекса). Этот показатель отражает основные финансовые результаты деятельности банка и дает возможность произвести все выплаты в бюджет, центральному банку и своим контрагентам
| В процессе анализа своей деятельности любой банк определяет текущую и перспективную прибыль.
Анализ текущей прибылипроизводится в конце каждого месяца (квартала, года) и представляет собой скорее отчет о прошедшей и оперативной деятельности банка, т.е. содержит элементы ретроспективного и оперативного анализа. По полученным результатам рассчитываются суммы зарплаты, суммы различных фондов, текущая кредито- и платежеспособность и проч.
Анализ уровня перспективной прибылиопределяет меры, которые должны быть приняты банковским руководством и всем коллективом для достижения более высокой нормы прибыли, более стабильного рейтинга на рынке, среди партнеров и конкурентов.
Факторы, влияющие на прибыльлюбого банка, могут быть:
1. Внешние:
уровень инфляции и валютный курс, политические, экономические, демографические и другие факторы.
2. Внутренние:
уровень себестоимости отдельных операций, услуг и групп услуг, качество и надежность, условия сервиса и сбыта, качество рекламы, уровень обеспеченности оборотным капиталом и соотношение между собственным и заемным капиталом и проч.
В классической маркетинговой деятельности различают бухгалтерскую и экономическую прибыль
|