Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от декабря 1997 г. № 116 установлены предельно допустимые величины подъема и перемещения тяжестей вручную подростками в возрасте от 14 до 18 лет.
Эти величины нормируются в зависимости от возраста и пола подростка, а также в зависимости от характера работы (постоянное перемещение груза в течение смены, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)):
для подростков женского пола — от 3 до 8 кг;
для подростков мужского пола — от 6 до 18 кг.
Ограничена также суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены:
для подростков женского пола (от 90 до 250 кг при подъеме груза с пола, от 180 до 500 кг — при подъеме с рабочей поверхности);
для подростков мужского пола (от 200 до 700 кг при подъеме груза с пола, от 400 до 1400 кг — при подъеме с рабочей поверхности).
Переноска и перемещение тяжестей подростками допускаются в тех случаях, когда они непосредственно связаны с выполняемой постоянной профессиональной работой и отнимают не более 1,1 рабочего времени.
|
|
Установлено также ограничение расстояния, на которое перемещается груз вручную (5 м), высоты подъема груза (с пола — 1 м, с рабочей поверхности — 0,5 м).
10. Что такое ненормированный рабочий день?
Согласно статье 1181 Трудового кодекса ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (статья 158).
Категории работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день, определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
11. Какие вопросы, связанные с охраной труда, должны быть оговорены нанимателем с поступающим на работу?
Решение работника о поступлении на работу принимается им с учетом существенных условий труда (заработная плата, режим работы, установленные льготы и преимущества и т. п.).
Вместе с тем, нанимателем при заключении трудового договора должны учитываться требования к данной профессии и установленные ограничения (возраст, наличие соответствующего образования мни профессиональной подготовки, состояние здоровья, недопустимость работы во вредных условиях труда на основной и совмещаемой работе и т. п.).
|
|
Поступающий на работу должен быть направлен на предварительный медицинский осмотр (если его профессия, работа предусматривает это).
При поступлении на работу наниматель обязан ознакомить работника с порученной работой, условиями и оплатой труда, разъяснить права и обязанности, ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором, проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности.
Наряду с этим наниматель обязан информировать работника о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
Следует иметь в виду, что условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством о труде, признаются недействительными.
12. С какого времени начинается действие трудового договора с работником?
Согласно статье 25 Трудового кодекса началом действия трудового договора является день начала работы, определенный сторонами в договоре.
Фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее 3 дней после предъявления требования работника, профсоюза исходя из сложившихся условий.
13. Что такое правила внутреннего трудового распорядка, и какие вопросы охраны труда должны в нем регламентироваться?
Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный правовой акт, являющийся обязательным как для нанимателя, так и для работников. В них регламентируется внутренний распорядок предприятия, организации. Правила внутреннего трудового распорядка составляются на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46).
В Правилах, в частности, должны регламентироваться время начала и окончания работы, перерывы для отдыха и питания, порядок приема пищи в течение рабочего дня, где по условиям производства нельзя установить перерыв для отдыха и питания, особенности хранения и использования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты отдельных категорий работников, обязанности нанимателя и работников по соблюдению требований охраны труда и другое.
14. Какая установлена ответственность за нарушения требований законодательства о труде и правил по охране труда?
За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.
Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьёй 198 Трудового кодекса Республики Беларусь. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.
Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться одновременно с привлечением его к той или иной ответственности.
За однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Работники отдельных отраслей экономической деятельности за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине.
|
|
За причинение в результате нарушений требований охраны труда имущественного ущерба нанимателю работник, независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности, может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со статьями 400–409 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Если же в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, может быть привлечен и к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность установлена статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы.
Специальными статьями УК предусмотрена ответственность за конкретные преступления по охране труда и обеспечению безопасности работников (статьями 299, 300,302-305, 307, 308, 317, 318, 336, также статьей 233 — незаконная предпринимательская деятельность, статьей 428 — служебная халатность).
Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности — Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП), введенными в действие с 1 марта 2007 года.
В сфере труда такая ответственность установлена, в частности, за:
o отказ в приемы на работу (статья 9.16);
o нарушение правил по охране труда (статья 9.17);
o нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (статья 9.18);
o нарушение законодательства о труде (статья 9.19);
o сокрытие страхового случая (статья 9.20);
o нарушение требования заключения гражданско-правовых договоров (статья 9.25).
Применительно к рассматриваемым проблемам, административная ответственность также установлена за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (статья 16.8), нарушение правил и норм радиационной безопасности (статья 16'.6), нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией (статья 20.10), нарушение правил эксплуатации тепловых сетей (статья 20.11), нарушение правил эксплуатации электрических или тепловых установок (статья 20.12), нарушение требований по безопасному ведению работ (статья 23.61), нарушение правил пожарной безопасности (статья 23.56) — см. также ответ на вопрос 7.14.
|
|
Наряду с изложенным, административная ответственность установлена также за нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследованиях (статья 21.9), непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (статья 21.10), нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (статья 21.6), незаконную предпринимательскую деятельность (статья 12.7), умышленные повреждения или срыв печати (пломбы) (статья 23.35), воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы (статья 23.2), неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (статья 23.4), оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (статья 23.5) и др. В специальную главу КоАП (глава 18) выделены правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
В зависимости от характера правонарушений КоАП предусматриваются различные меры ответственности как для физических так и для юридических лиц. При этом, в частности, установлено, что минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее, десяти базовых величин.
Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.
Административные взыскания налагаются уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которым поставлено такое право. Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.
ПИКоАП подробно регламентированы вопросы, связанные со всеми процессуальными действиями при привлечении к административной ответственности, а такжеустановлен порядок исполнения и обжалования принятых решений.