Какие установлены предельно допустимые нормы для несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную?

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от декабря 1997 г. № 116 установлены предельно допустимые величины подъема и перемещения тяжестей вручную подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Эти величины нормируются в зависимости от возраста и пола подростка, а также в зависимости от характера работы (постоянное перемещение груза в течение смены, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)):

для подростков женского пола — от 3 до 8 кг;

для подростков мужского пола — от 6 до 18 кг.

Ограничена также суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены:

для подростков женского пола (от 90 до 250 кг при подъеме груза с пола, от 180 до 500 кг — при подъеме с рабочей поверхности);

для подростков мужского пола (от 200 до 700 кг при подъеме груза с пола, от 400 до 1400 кг — при подъеме с рабочей поверхности).

Переноска и перемещение тяжестей подростками допускаются в тех случаях, когда они непосредственно связаны с выполняемой постоянной профессиональной работой и отнимают не более 1,1 рабочего времени.

Установлено также ограничение расстояния, на которое перемещается груз вручную (5 м), высоты подъема груза (с пола — 1 м, с рабочей поверхности — 0,5 м).

10. Что такое ненормированный рабочий день?

Согласно статье 1181 Трудового кодекса ненормированный ра­бочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановле­нию нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхуроч­ной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (статья 158).

Категории работников, которым не устанавливается ненорми­рованный рабочий день, определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

11. Какие вопросы, связанные с охраной труда, должны быть оговорены нанимателем с поступающим на работу?

Решение работника о поступлении на работу принимается им с учетом существенных условий труда (заработная плата, режим рабо­ты, установленные льготы и преимущества и т. п.).

Вместе с тем, нанимателем при заключении трудового договора должны учитываться требования к данной профессии и установлен­ные ограничения (возраст, наличие соответствующего образования мни профессиональной подготовки, состояние здоровья, недопусти­мость работы во вредных условиях труда на основной и совмещае­мой работе и т. п.).

Поступающий на работу должен быть направлен на предварительный медицинский осмотр (если его профессия, работа предус­матривает это).

При поступлении на работу наниматель обязан ознакомить ра­ботника с порученной работой, условиями и оплатой труда, разъяснить права и обязанности, ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором, проинструкти­ровать по технике безопасности, производственной санитарии, по­жарной безопасности.

Наряду с этим наниматель обязан информировать работника о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существую­щем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.

Следует иметь в виду, что условия трудового договора, ухудша­ющие положение работника по сравнению с действующим законодательством о труде, признаются недействительными.

12. С какого времени начинается действие трудового договора с работником?

Согласно статье 25 Трудового кодекса началом действия трудового договора является день начала работы, определенный сторонами в договоре.

Фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее 3 дней после предъявления требования работника, проф­союза исходя из сложившихся условий.

13. Что такое правила внутреннего трудового распорядка, и какие вопросы охраны труда должны в нем регламентироваться?

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нор­мативный правовой акт, являющийся обязательным как для нани­мателя, так и для работников. В них регламентируется внутренний распорядок предприятия, организации. Правила внутреннего трудо­вого распорядка составляются на основании Типовых правил внут­реннего трудового распорядка (утверждены постановлением Ми­нистерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46).

В Правилах, в частности, должны регламентироваться время на­чала и окончания работы, перерывы для отдыха и питания, порядок приема пищи в течение рабочего дня, где по условиям производс­тва нельзя установить перерыв для отдыха и питания, особенности хранения и использования специальной одежды, специальной обу­ви и других средств индивидуальной защиты отдельных категорий работников, обязанности нанимателя и работников по соблюдению требований охраны труда и другое.

14. Какая установлена ответственность за нарушения требований законодательства о труде и правил по охране труда?

За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.

Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьёй 198 Трудового кодекса Республики Беларусь. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.

Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться од­новременно с привлечением его к той или иной ответственности.

За однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Работники отдельных отраслей экономической деятельности за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине.

За причинение в результате нарушений требований охраны труда имущественного ущерба нанимателю работник, независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности, может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со статьями 400–409 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Если же в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыска­ние, может быть привлечен и к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность установлена статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В зависимости от тяжести наступив­ших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправитель­ным работам, ограничению или лишению свободы.

Специальными статьями УК предусмотрена ответственность за конкретные преступления по охране труда и обеспечению безопасности работников (статьями 299, 300,302-305, 307, 308, 317, 318, 336, также статьей 233 — незаконная предпринимательская деятельность, статьей 428 — служебная халатность).

Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности — Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонаруше­ниях (ПИКоАП), введенными в действие с 1 марта 2007 года.

В сфере труда такая ответственность установлена, в частности, за:

o отказ в приемы на работу (статья 9.16);

o нарушение правил по охране труда (статья 9.17);

o нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (статья 9.18);

o нарушение законодательства о труде (статья 9.19);

o сокрытие страхового случая (статья 9.20);

o нарушение требования заключения гражданско-правовых дого­воров (статья 9.25).

Применительно к рассматриваемым проблемам, администра­тивная ответственность также установлена за нарушение санитар­ных норм, правил и гигиенических нормативов (статья 16.8), на­рушение правил и норм радиационной безопасности (статья 16'.6), нарушение правил пользования электрической или тепловой энер­гией (статья 20.10), нарушение правил эксплуатации тепловых сетей (статья 20.11), нарушение правил эксплуатации электрических или тепловых установок (статья 20.12), нарушение требований по безо­пасному ведению работ (статья 23.61), нарушение правил пожарной безопасности (статья 23.56) — см. также ответ на вопрос 7.14.

Наряду с изложенным, административная ответственность установлена также за нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследованиях (статья 21.9), непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (статья 21.10), нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (статья 21.6), незаконную предприниматель­скую деятельность (статья 12.7), умышленные повреждения или срыв печати (пломбы) (статья 23.35), воспрепятствование проведению про­верки, ревизии, экспертизы (статья 23.2), неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (статья 23.4), оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (статья 23.5) и др. В специальную главу КоАП (глава 18) выделены правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

В зависимости от характера правонарушений КоАП предусмат­риваются различные меры ответственности как для физических так и для юридических лиц. При этом, в частности, установлено, что минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее, десяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Административные взыскания налагаются уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которым поставлено такое право. Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.

ПИКоАП подробно регламентированы вопросы, связанные со всеми процессуальными действиями при привлечении к административной ответственности, а такжеустановлен порядок исполнения и обжалования принятых решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: