Предыстория библиотековедения (этап библиотековедческой мысли): библиотековедческая мысль древности; библиотековедческая мысль средневековья

Библиотечная мысль начала формироваться вместе с появлением библиотек, как учреждений, предназначенных для собирания, хранения и использования рукописных и печатных книг и других носителей информации. В развитии библиотековедения выделяются два исторических этапа, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Первый из них донаучный – этап с библиотековедческой мысли, предыстория библиотековедения, который начинается в середине II тысячелетия до н.э. и заканчивается в XVIII - начале XIX в.; второй - научный, этап собственно библиотековедения, который длится с начала XIX в. по настоящее время. Первый этап- характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины. В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения:1. Формально-техническая; 2. Документалистская; 3. Информационная. При этом процесс смены концепций происходил как развитие с удержанием всего ценного и целесообразного. 1 - Сущность библиотековедения сводилась к вопросам практического обустройства библиотек. Немецкий библиотековед М.Шреттингер, который впервые ввел понятие библиотековедения, писал, что это "...практические знания, которые требуют всецело самостоятельного изучения и которые я объединяю понятием "библиотековедение". Некоторую дань этой концепции, хотя и на более высоком уровне теоретического развития, отдала и Л.Б.Хавкина, которая делила библиотековедение на два раздела: "теоретический" и "прикладной" (практический). Лишь во второй половине XX в. данная концепция полностью утратила свое значение, однако сохранившись в "снятом" виде в последующих взглядах на сущность библиотековедения. Господствующее положение в библиотековедении всей первой и отчасти второй половины XX в. занимала документалистская концепция. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателя и документа (главным образом, произведения печати), опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях. Данная концепция была крупным прогрессивным шагом теории по сравнению с формально-технической. Однако со второй половины ХХ в. стала выявляться ее теоретическая недостаточность. Под влиянием информатизации общества, высоких технологий индустрии информации, компьюникации библиотек и других объективных факторов она, начиная с 60-х гг., постепенно стала вытесняться информационной концепцией. Информационная концепция, в отличие от документалистской, ставит во главу угла не документ, не носитель, а информацию. В соответствии со смещением акцента на информацию сущность библиотековедения сводится теперь к теоретическому отражению взаимодействия человека с информацией (в виде публикаций), опосредствуемого библиотекарем. Переход библиотековедения на новую парадигму вовсе не означает отмирания документалистского подхода. Речь может идти лишь о снижении статуса и сужении области применения. Если ранее документалистская концепция выступала в качестве всеобщей исходной теории библиотековедения, то теперь она должна рассматриваться в качестве частной, дополнительной по отношению к информационной. Если ранее она распространялась на всю область библиотечного дела, то теперь она должна применяться лишь в тех случаях, когда при библиотековедческом анализе явлений библиотечного дела необходимо рассматривать информацию и форму ее объективации как нечто целое, синкретическое, т.е. как документ (публикацию). Такой подход необходим при анализе процессов комплектования, решении проблем организации библиотечных фондов и т.п.

Переход библиотековедения на информационную парадигму сопряжен со многими далеко идущими теоретическими и практическими последствиями. Согласно новой концепции библиотековедение должно рассматриваться как частный раздел фундаментальной науки информатики Библиотековедение - это институционально ограниченная областью библиотечного дела, преимущественно прикладная, социальная (не техническая) по своему основному содержанию научная дисциплина домена информационных наук. Предмет библиотековедения - обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. Главная научная задача библиотековедения - теоретическое воспроизведение указанного предмета в форме научного знания, т.е. законов, принципов, теорий, понятий и т.п. Иначе говоря, библиотековедение - это научная дисциплина, изучающая законы, принципы, теории, отражающие указанный предмет. Именно в этом заключается современное понимание сущности библиотековедения как научной дисциплины.

Информационная интерпретация сущности библиотековедения требует переосмысления таких ключевых понятий, как библиотека, ее социальные функции и др. Библиотека - это специальное учреждение культуры, осуществляющее индивидуальное по форме реализации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной как в ее фонде публикаций (библиотечном фонде), так и доступных ей информационных сетях. Главная и единственная сущностная социальная функция библиотек - это информационная функция. Все прочие социальные функции являются вторичными и производными от нее. Библиотека изначально была информационным учреждением с точки зрения ее предназначения в обществе.

В освоении информационной концепции отечественное библиотековедение заметно отстало от многих зарубежных стран. К примеру, в США библиотековедение уже давно именуется "библиотечно-информационной наукой". В этой связи актуальная задача современного библиотековедения заключается не в критике прошлой отечественной библиотечной теории и практики, разумеется, не лишенной ошибок, деформаций и научных драм, не в наукообразном манипулировании новомодными англицизмами, хотя ничто не препятствует использованию иностранной лексики, где это неизбежно, не в разработке явно бесперспективных направлений, а во фронтальном переходе библиотековедения на информационную парадигму, предполагающую глубокое переосмысление библиотечной теории, библиотечной практики, библиотечного образования на методологической основе общечеловеческих ценностей.

Вопрос 11. Определение, классификация и функции документов.

Документ – это социальная информация, зафиксированная на любом носителе в целях ее хранения, преобразования, распространения и использования. Главной составляющей документа выступает информация, т.е. самые различные данные, сведения, сообщения, знания.

Свойства документов:

1. Материальный объект становится документом только в случае единства вещественного носителя и заключенной в нем информации. Двуединая природа документа – одна из его основных особенностей. При отсутствии одной из этих характеристик – материального носителя или содержательного сообщения нет документа. Это свойство документа называется атрибутивностью, т.е. наличием неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может.

2. Ф ункциональность, т. е. его предназначенность для передачи информации в пространстве и времени.

3. Структурность документа, т.е. тесная взаимосвязь его элементов и подсистем, обеспечивающая сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Какие же функции выполняют документы в обществе? Для чего они создаются?

1.Функция памяти. Т.е. закрепления, хранения и передачи во времени пространстве знаний, социального опыта и культурных традиций.

2. Коммуникативная функция, превращающая документ в средство общения автора и читателя, обмена мнениями. Реализуя эту функцию, документы обеспечивают существование документальной коммуникации.

1.Информационная функция, проявляющаяся в способности документа удовлетворять потребности общества в информации. Т.е. служить источником знания.

2.понимаемая как способность документа предоставлять Правовая функция информацию, необходимую для доказательства или подтверждения каких-либо фактов, событий, через их фиксацию в документе.

Значимость документов и документальной коммуникации трудно переоценить. Однако, несмотря на огромное разнообразие документов, они не заменяют и не могут заменить неформальной коммуникации, т.е. устного общения людей. Непосредственные контакты людей имеют огромное значение как в профессиональной, так и в бытовой жизни. Это связано с ограничениями, присущими документам и документальной коммуникации. Специалисту по работе с информацией важно поэтому не только знать возможности документов, но и границы их применения.

Какие же функции в обществе документы не реализуют или реализуют лишь частично:

1. Повседневная практическая деятельность и частная жизнь людей отражается в документах не полностью.

2. Результаты научно-исследовательских работ отражаются в документах значительно полнее. Однако личностное знание ученого всегда богаче той его части, которую удается зафиксировать в документе

3. Во всех сферах общественной жизни — науке, художественном творчестве, образовании, сфере досуга и быта, есть сведения, которые плохо поддаются документированию. Они касаются умений делать что- либо и передаются из «рук в руки», от мастера к ученику, находящемуся рядом с мастером. Советы, рекомендации, объяснения, приемы труда — вся эта информация адекватнее воспринимается в ходе межличностного общения.

Таким образом, документы не всегда способны удовлетворить информационные потребности людей. Поэтому в ходе обслуживания иногда приходится адресовать пользователей непосредственно к носителям знания и опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: